Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной экономике термин «монополия» ассоциируется с вытеснением конкурентов с рынка, ценовой зависимостью потребителей и созданием барьеров для новых производителей. Чтобы предотвратить подобные явления, государство проводит специальную антимонопольную политику. Однако в некоторых случаях монополия на рынке является единственным вариантом обеспечения развития экономики данной отрасли, в то время как конкуренция приведет к увеличению издержек производства и вызовет увеличение потребительских расходов. Речь идет о так называемых естественных монополиях. В этом случае возникает вопрос: опасны или необходимы естественные монополии? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть природу и причины естественной монополии, а также способы ее регулирования.
Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования деятельности естественных монополий
1.1. Естественные монополии: их место в экономике
Объективная причина возникновения естественных монополий была выявлена в середине 19 века британским экономистом Джоном Стюартом Миллем. Но общество в полной мере обратило внимание на проблему естественных монополий только в 20 веке, когда государство взяло на себя ответственность за их регулирование. Хотя правительства пытались ограничить и контролировать деятельность естественных монополий, стоит отметить, что существуют отрасли, в которых образование монополий неизбежно.
Например, естественными монополиями являются компании, передающие электроэнергию или транспортирующие газ по трубопроводам, организации, владеющие железными дорогами и аэропортами. Для успешного развития бизнеса в этих видах деятельности требуется большой начальный капитал и высокие дополнительные затраты, поскольку добиться максимальной прибыли и снизить издержки можно, только постоянно вкладывая значительные средства в развитие технологий и поддержание инфраструктуры. В то же время эффективность предприятия напрямую зависит от объема рынка, который оно контролирует (чем больше объем предприятия, тем ниже издержки). Следовательно, можно сделать вывод, что естественные монополии возникают в тех секторах экономики, в которых один производитель товаров и услуг обслуживает рынок более эффективно, чем несколько конкурирующих организаций [10, с. 36].
Это также подтверждается Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который характеризует естественные монополии как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на данный рынок более эффективен при отсутствии конкуренции из-за технологических особенностей производства (из-за значительного снижения производственных затрат на единицу товара по мере увеличения производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, и поэтому спрос на этом товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий монополии в меньшей степени зависят от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».
Таким образом, общими чертами всех естественных монополий являются:
сильная вертикальная интеграция;
неэластичность спроса на товары и услуги при отсутствии товаров-заменителей;
высокие барьеры для выхода на рынок и высокие невозвратные затраты;
длительный срок окупаемости инвестиций;
физические ограничения окружающей среды, ограничивающие количество компаний на одной территории [13, с. 43].
Согласно статье 4 «Сферы деятельности субъектов естественных монополий» Федерального закона «О естественных монополиях» в нашей стране к естественным монополиям относятся следующие отрасли экономики:
транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по трубопроводам;
услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
железнодорожный транспорт;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общественной электрической и почтовой связи;
услуги оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии;
услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Наиболее важными российскими естественными монополиями являются ПАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Акционерное общество по транспортировке нефти «Транснефть», ОАО «Почта России», ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» и некоторые другие.
Российские естественные монополии имеют несколько специфических особенностей. Одним из наиболее важных из них является тот факт, что ряд российских естественных монополий имеют большое глобальное значение. Эти компании обладают характеристиками транснациональных корпораций и осуществляют значительные поставки товаров и услуг на мировой рынок. Примером такой компании является «Газпром», обладающий самыми богатыми запасами природного газа в мире (16% мировых и 71% российских запасов). «Газпром» также является мировым лидером по добыче природного газа (12% мировой и 68% российской добычи). Это делает естественную монополию «Газпрома» важной не только для российской экономики, но и для всего мира.
1.2. Зарубежный опыт государственного регулирования деятельности естественных монополий
Как можно видеть, в российском регулировании естественных монополий существует ряд трудностей. Чтобы попытаться найти решения этих проблем, необходимо обратиться к опыту Соединенных Штатов в области государственного регулирования деятельности монополистических объединений. В Соединенных Штатах к естественным монополиям, как и в России, относятся предприятия, предоставляющие коммунальные услуги, средства связи и производство и передача электроэнергии, пассажирские и грузовые перевозки, транспортировка газа и нефти по трубопроводам.
Впервые государство начало регулировать деятельность естественных монополий в Соединенных Штатах в середине 19 века, еще до того, как в этой стране появилось антимонопольное законодательство. Однако проблема монополизма в Соединенных Штатах начала полностью решаться после принятия Закона Шермана в 1890 году, который стал первым американским антимонопольным законом. Согласно этому все еще действующему нормативному правовому акту, государство считает компанию, контролирующую 30% рынка товара или услуги, угрозой национальной безопасности и начинает контролировать ее деятельность [6, с. 30].
Позже Закон Шермана был дополнен законами Клейтона (1914) и Робинсона-Патмана (1936). Закон Клейтона запрещал слияние или покупку фирм в случаях, когда это могло привести к ослаблению конкуренции. Также на основе Закона Клейтона была создана Федеральная торговая комиссия, которая существовала как экспертный орган для определения действий, нарушающих антимонопольное законодательство.
Закон Робинсона-Патмана запрещал ценовую дискриминацию покупателей, если это угрожало существованию честной конкуренции. Этот закон был принят под давлением владельцев небольших магазинов, которые оказались перед угрозой разорения из-за появления первых крупных сетей продуктовых магазинов. В дополнение к вышеуказанным законам, деятельность естественных монополий регулируется законами отдельных штатов, которые часто устанавливают разные правила контроля за монополистами для каждого штата, чтобы максимально учитывать специфику регионов страны.
Основными органами, непосредственно регулирующими естественные монополии в Соединенных Штатах, являются: Федеральная торговая комиссия, Федеральная комиссия по регулированию энергетики, Федеральная комиссия по связи, а также регулирующие комиссии штатов Соединенных Штатов.
Важной особенностью американских естественных монополий по сравнению с российскими является тот факт, что большинство из них принадлежат не государству, а частным лицам, что усложняет прямые, административные методы регулирования и создает необходимость в более косвенном контроле за деятельностью монополий. Учитывая этот факт, в США используются 4 основных механизма регулирования естественных монополий:
установление ценовых ограничений на продукцию естественных монополий;
использование схем распределения прибыли;
установление тарифов по выбору;
использование гибридных механизмов управления.
В рамках введения ценовых ограничений правительство ограничивает максимальную цену на продукт или услугу, предоставляемые естественной монополией. Цель такого ограничения - заставить организацию добиваться увеличения прибыли не за счет повышения цены на свой продукт, а за счет снижения издержек. Таким образом, у естественных монополий появляется стимул оптимизировать свою деятельность, что положительно сказывается как на потребителях, так и на экономике страны в целом. В качестве примера использования политики установления ценовых ограничений в Соединенных Штатах можно привести Американскую телефонную и телеграфную компанию, которая обеспечивает телефонную связь населению. Государство устанавливает предельную цену на услуги компании и ежегодно индексирует ее в соответствии с темпами роста валового национального продукта за вычетом средних темпов роста производительности труда (3%). Это позволяет компании устанавливать доступную цену на свою продукцию и при этом получать справедливую прибыль.
Глава 2. Государственное регулирование деятельности естественных монополий на примере топливно-энергетического комплекса
2.1. Этапы развития антимонопольного регулирования в сфере ТЭК РФ
В России топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является ключевой отраслью экономики, в значительной степени определяющей возможности развития страны в экономической, социальной, технологической и политической сферах.
Топливно-энергетический комплекс является основным структурным звеном, составляющим экономику всей страны и отдельных регионов, одним из ключевых факторов роста производительности труда, обеспечения функционирования производительных сил и жизнедеятельности населения.
Топливно-энергетический комплекс представляет собой сложную многосекторальную систему, включающую топливную промышленность (нефть, газ, уголь, сланцы, торф) и электроэнергетику, тесно связанную со всеми отраслями народного хозяйства. При этом в топливно-энергетический комплекс прямо или косвенно входят все процессы добычи и переработки топлива и электроэнергии, их транспортировки и распределения [3, с. 24].
Топливно-энергетический комплекс характеризуется развитой производственной инфраструктурой в виде транспортных линий (для транспортировки нефти и нефтепродуктов, природного газа) и высоковольтных линий.
Таким образом, топливно-энергетический комплекс включает группу отраслей, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой топлива, а также переработкой электроэнергии и ее прямой передачей потребителю.
Топливно-энергетический комплекс включает в себя множество отдельных отраслей экономики, но все они интегрированы в единый комплекс и неразрывно связаны между собой.
Сфера добычи топливно-энергетических полезных ископаемых является фундаментальной для топливно-энергетического комплекса. Он обширен и включает добычу двух традиционных видов углеводородного сырья, включая нефть, газ, уголь, торф или сланцы. Основными задачами в области добычи топливных ресурсов являются восстановление и увеличение запасов за счет разведки и разработки новых месторождений.
Обрабатывающая промышленность включает в себя все процессы и системы преобразования первичных видов топлива и энергетических ресурсов в товарные продукты для последующего потребления или последующего преобразования, в то время как этот сектор является продуктом с наибольшей добавленной стоимостью в топливно-энергетическом секторе.
2.2 Законодательная база антимонопольного регулирования в сфере ТЭК РФ
К инструментам антимонопольного регулирования ТЭК можно отнести антимонопольное законодательство, нормативно-правовые акты отраслевого законодательства и другие нормативно-правовые акты, направленные на регулирование деятельности хозяйствующих субъектов и органов государственной. В таблице 1 рассмотрим направления законодательной базы в системе регулирования ТЭК. Помимо того, что подобные инструменты необходимы в любой сфере деятельности, однако, в топливно-энергетическом комплексе в особенности.
Важность эффективного государственного регулирования топливно-энергетического комплекса объясняется его важностью для развития современной России.
В соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации федеральные энергетические системы и ядерная энергетика подчиняются юрисдикции Российской Федерации.
Одним из важнейших документов по регулированию топливно-энергетического комплекса является государственная программа Российской Федерации «Развитие энергетики», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 100. 321, в котором устанавливаются конкретные целевые показатели и программные показатели, способствующие достижению основной цели и направляющие ее: повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, обеспечение бесперебойного топливно-энергетического снабжения населения страны, энергоресурсы и сокращение потребления, об антропогенном воздействии топливно-энергетического комплекса на окружающую среду.
Кроме того, для более конкретной и целенаправленной нормативной поддержки существуют всеобъемлющие основные законы Российской Федерации в области функционирования подсекторов энергетического сектора, которые определяют полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в отношении регулирования базовых отраслей. правовые нормы экономических отношений в каждом из видов топлива и определять энергетические отрасли, обеспечивать доступность товаров, которые они продают потребителям, и эффективное функционирование естественных монополий, а также определять основы ценовой политики, они решают ряд социальных проблем и в целом направлены на улучшение качества жизни населения. Эти нормативные акты также регулируют развитие топливно-энергетического сектора на региональном уровне. 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», например, определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в сфере газоснабжения в Российской Федерации и направлен на удовлетворение потребностей государства в стратегически важных энергоресурсах. В то же время Федеральный закон № 117-ФЗ «Об экспорте газа» определяет основы государственного регулирования экспорта газа, носит прямой характер и регулирует только определенную сферу [12, С. 50].
Федеральный закон № 35-ФЗ «Об электроэнергетическом хозяйстве» устанавливает правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности предприятий электроэнергетики при осуществлении деятельности в электроэнергетике. Сфера электроэнергетики (включая производство в режиме комбинированного производства электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.
2.3. Совершенствование антимонопольного регулирования ТЭК
Рост и развитие национальной экономики невозможны без качественного развития в сфере топливно-энергетического комплекса, функционирующего в нестабильной геополитической ситуации.
В развитых странах Запада успешно функционируют системы государственного управления энергетическими системами на основе рыночного регулирования и принципов честной конкуренции.
Государственное управление топливно-энергетическим комплексом четко выверено и базируется на следующих системообразующих элементах: долгосрочная государственная энергетическая политика, включающая цели и задачи; законодательные и нормативные акты; параметры топливно-энергетического баланса; государственные учреждения и ведомства.
В США Конгресс утверждает Национальную энергетическую политику, в которой излагаются цели и задачи энергетической политики, основные параметры топливно-энергетического баланса, а также планируются меры по их достижению и контролю со стороны соответствующих государственных институтов [5, с. 66].
Каждый президент США на период своего пребывания в Белом доме руководствуется Стратегией национальной безопасности, которая включает в себя стратегическую энергетическую политику на президентский цикл. Четырехлетний стратегический план энергетической безопасности дополняется соответствующими инструментами и методами, на которые делается особый упор. Федеральный центр оказывает поддержку регионам на программной основе через систему грантов, технической помощи и других механизмов с обязательным привлечением частных компаний.
Отличительными особенностями стратегической энергетической политики США являются: сочетание методов централизованного управления бюджетными расходами и рыночных механизмов государственных закупок и поддержки стратегических инициатив на субфедеральном уровне; увязка бюджетного планирования с результатами оценок реализации программ; активный мониторинг исполнения годовых планов; планирование отраслевого развития по принципу «снизу-вверх» с обязательным участием компаний частного сектора; обязательные процедуры парламентского и общественного обсуждения планируемых проектов; обязательный отчет о выполнении плана.
Национальная энергетическая политика Соединенных Штатов реализуется посредством законодательства и нормативных актов на всех уровнях государственного управления, включая действия федеральных штатов и местных органов власти. В сферу планирования и контроля органов государственного управления входят вопросы, связанные с производством, распределением и потреблением электроэнергии, вырабатываемой из различных источников энергии, включая уголь, нефть, природный и сланцевый газ, а также возобновляемые источники энергии - солнечные, ветровые, малые гидроэлектростанции, приливные, атомные и другие.
Заключение
Цель работы достигнута, поставленные задачи решены.
Топливно-энергетический комплекс является основным структурным звеном, составляющим экономику всей страны и отдельных регионов. Топливно-энергетический комплекс считается фундаментальной отраслью народного хозяйства и играет важную роль как в экономике государства в целом, так и в отдельных регионах. Кроме того, развитие топливно-энергетического комплекса способствует удовлетворению внутреннего спроса на энергоносители и услуги, в том числе в рамках реализации проекта. Развитие топливно-энергетического комплекса способствует удовлетворению внутреннего спроса на энергоносители и услуги. Кроме того, при формировании топливно-энергетического комплекса следует учитывать растущий спрос на топливо и электроэнергию.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399.
2. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года
(утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. № 1715-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. – № 48. – Ст. 5836.
3. Баринов А. М., Бушев А. Ю., Городов О. А. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. В 2-х томах. Том 2 / под ред. Попондопуло В. Ф. М: Проспект, 2020. 640 с.
4. Добрачев Д.В. Актуальные проблемы судебной практики в сфере корпоративного и предпринимательского права. М.: Инфотропик Медиа, 2018. 92 с.
5. Ершова И. В., Аганина Р. Н., Козина Е. А. Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Учебник для магистров. М.: Проспект, 2020. 848 с.
6. Корякин В. М. Предпринимательское право в схемах. Учебное пособие. М: Проспект, 2019. 160 с.
7. Попондопуло В. Ф., Баринов А. М., Бушев А. Ю. Коммерческое (предпринимательское) право. Учебник. В 2-х томах. Том 1 / под ред. Попондопуло В. Ф. М: Проспект, 2020. 608 с.
8. Предпринимательское право России: итоги, тенденции и пути развития: монография / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин. М.: Юстицинформ, 2019. 664 с.
9. Предпринимательское право: современный взгляд: монография / Е.А. Абросимова, В.К. Андреев, Е.Г. Афанасьева и др.; отв. ред. С.А. Карелина, П.Г. Лахно, И.С. Шиткина. М.: Юстицинформ, 2019. 600 с.
10. Предпринимательское право. Правовое регулирование отраслей финансового сектора. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / под ред. Ручкиной Г. Ф. М: Юрайт, 2019. 260 с.
11. Предпринимательское право. Учебник для бакалавриата и специалитета; отв. ред. Ершова И.В. М.: Проспект, 2020. 688 с.
12. Предпринимательское право. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Косякова Н. И. М: Юрайт, 2019. 448 с.
13. Ручкина Г. Ф., Васильева О. Н., Дахненко С. С. Предпринимательское право. Краткий курс. Учебное пособие / под ред. Ручкиной Г. Ф. М: КноРус, 2019. 144 с.
14. Шаблова Е. А. Актуальные проблемы гражданского и предпринимательского права. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М: Юрайт, 2019. 94 с.