Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В настоящее время, в соответствии с условиями современной экономической ситуации, пенсионное обеспечение граждан является одним из основных элементов системы социального обеспечения населения, и это обеспечение в нашей стране гарантировано Конституцией Российской Федерации. Согласно своему назначению, пенсии являются основным источником дохода в том случае, если граждане теряют полную трудоспособность из-за возраста или состояния здоровья. Размер и условия, предоставляемые пенсией, напрямую зависят от заработной платы пенсионера, условий его труда, трудового стажа и других обстоятельств.
Пенсионная система в современном мире является необходимым механизмом-гарантом социального благополучия, способствующим экономическому развитию страны. В связи с изменением демографических параметров, финансовым кризисом в контексте режима санкций и распространением пандемии COVID-2019 вопрос обеспечения финансовой стабильности отечественной пенсионной системы сегодня особенно актуален. Социальная значимость пенсионных накоплений зависит от того факта, что они затрагивают жизненно важные интересы почти более 43 миллионов пожилых людей, инвалидов и членов семей, потерявших кормильцев. В настоящее время люди очень обеспокоены теоретическими и практическими аспектами развития российской пенсионной системы. Среди современных исследований в этой области необходимо учитывать работы отечественных ученых, таких как К. В. Свирская, М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С.А. Чирков и др.
Интересна работа Д.Р. Глинской, Т. Н. Казанкова, А. Д. Ванюшина которые изучают текущее состояние и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения в России, и обосновывает необходимость развития этого компонента пенсионной системы, который будет способствовать не только повышению уровня пенсий граждан, но и стабилизации государственной экономики.
Объектом исследования выступает пенсионная система Российской Федерации.
Предметом исследования выступает характеристика элементов пенсионной системы Российской Федерации.
Цель исследования – рассмотреть пенсионную систему РФ: проблемы и перспективы.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть понятие, значение и структура пенсионной системы государства;
изучить реформа пенсионной системы государства;
дать характеристику системы пенсионного законодательства РФ ;
изучить нормативно-правовые акты как основные источники пенсионного обеспечения в России;
рассмотреть особенности реализации пенсионного законодательства в России;
изучить проблемы развития пенсионного законодательства в России.
Теоретической базой исследования послужили труды А.А. Горохова, О.А. Губанова, К.В. Добромыслова, Е.Е. Мачульской, М.М. Ильясова, С. С. А. Ибрагимова, Т. Н. Казанковой, А. Д. Ванюшиной и др.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы приложения.
1. Теоретические основы пенсионной системы государства
1.1 Понятие, значение и структура пенсионной системы государства
Выплата пенсий является инструментом социальной защиты и гарантией гражданских прав. Все цивилизованные страны стремятся решать проблемы инвалидов, недееспособных, а также пожилых людей и преклонного возраста. Это один из ключевых показателей уровня социального развития. Важнейшим механизмом реализации социальных и финансовых планов является пенсионная система.
В Российской Федерации это понятие означает некоторые правовые нормы, установленные на национальном уровне, и то, как работают частные учреждения, целью которых является осуществление регулярных выплат гражданам пенсионного возраста. В России, как и во многих других странах, существует смешанная пенсионная система. Другими словами, это называется распределением-накоплением. Граждане (или компания, в которой они работают) вносят часть своих взносов в национальный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть. Впоследствии эти средства будут аккумулироваться в рамках государственного пенсионного плана. За счет другой части денег формируется их личная накопительная часть. Количество льгот и количество граждан, получающих социальные выплаты, в значительной степени зависят от экономического потенциала страны и определяются многими факторами: налоговой политикой, инфляцией, численностью населения и другими показателями .
До 2001 года большая часть резерва всегда была определенным показателем и не зависела от финансовых составляющих, таких как заработная плата, общий стаж работы, отпуск по беременности и родам и самостоятельная занятость. После отмены устаревшего формата выплата страховых взносов всем людям, которые формально работают в компании, организации или учреждении, независимо от формы собственности и статуса хозяйствующего субъекта, стала обязательным юридическим требованием для работодателей.
Действующее законодательство предусматривает единовременный вычет - 22%. На страховую часть приходится большая доля - 16%. Страховая часть регулярно регистрируется в личном кабинете, и эти суммы индексируются. Пенсионный фонд Российской Федерации несет ответственность за формирование, удержание и выплату залогового обеспечения. В соответствии с действующим законодательством выплачиваются три вида пенсий. Структура пенсионной системы Российской Федерации приведена в приложении 1 .
Страховые (трудовые) пенсии - это компенсация жителям, которые являются нетрудоспособными и не могут получать заработную плату и другие компенсации, а также нетрудоспособным членам семьи, которые умерли или были признаны застрахованным без вести пропавшими. Ежемесячный платеж.
Причины назначения осуществляются в соответствии с этой классификацией: трудности; потеря кормильца; в преклонном возрасте (достижение определенного возраста). Только при получении соответствующего статуса в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О защите прав инвалидов" инвалидность может быть признана основанием для получения пенсий. Во втором случае члены семьи умершего, которые содержат семью, являются иждивенцами и имеют статус нетрудоспособных граждан. Пенсионное обеспечение - это право женщин в возрасте 60 лет и мужчин в возрасте 65 лет и старше на получение ежемесячных выплат, начисляемых соответствующими органами, при условии, что они имеют по крайней мере пятилетний стаж работы. Трудовой стаж является обязательным условием для получения страховой пенсии, поскольку выплата является компенсацией дохода для людей, которые не могут работать в силу возраста и не могут продолжать предыдущую деятельность.
Государственная пенсия - Этот вид пенсии делится на три типа: по возрасту, обществу и службе. Они платят гражданам, которые нанимаются на федеральные службы и теряют свои преимущества, а также людям с ограниченными возможностями, у которых нет средств к существованию.
Предоставлять долгосрочные услуги по обеспечению безопасности:
важные темы государственной службы;
космонавт;
летчики-испытатели и другие участники соответствующих поездов;
военнослужащие, за исключением тех лиц, которые служили в звании солдата, матроса, унтер-офицера или сержанта.
Социальные пенсии предоставляются людям, которые не имеют права на трудовую пенсию. Предыдущая ситуация не важна, даже если речь идет о добровольном отказе от работы на всю жизнь. При достижении пенсионного возраста требуемый срок службы отсутствует, что позволяет гражданам выплачивать социальные пособия, но по истечении пяти лет. Негосударственная пенсия - Каждый гражданин имеет право самостоятельно вносить пенсионные накопления через государственный пенсионный фонд или пользоваться услугами этой специализированной негосударственной структуры - НПФ. Этот вид пенсии представляет собой денежную сумму, выплачиваемую на основании пенсионного договора в строгом соответствии с его условиями. Соглашение было заключено Национально-патриотическим фронтом и вкладчиками и включает взаимные обязательства: индивидуальные взносы и своевременные и регулярные взносы от учреждений.
До сих пор страховые пенсии назначаются по достижении пенсионного возраста - ранее он составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Однако в 2018 году президент России подписал закон о постепенном повышении пенсионного возраста для мужчин до 65 лет, а для женщин - до 60 лет (таблица 1) .
Таблица 1. График повышения пенсионного возраста в России
Тип пенсии, предоставляемой государственной пенсией. Этому парню платят в соответствии с законом. Существует несколько видов государственных пенсий. Первая группа - это пенсии. К ним относятся: военные; пилоты гражданской авиации; астронавты; официальные лица.
Государственные служащие должны иметь стаж работы не менее 15 лет. Особенностью Ю является то, что должность не может быть прервана более чем на один год. Другими словами, в идеале этот опыт должен быть непрерывным. Пилоты и астронавты должны быть гражданами нашей страны и иметь опыт работы: мужчины 25 лет и женщины 20 лет и старше. Для армии срок службы составляет не менее 20 лет. В то же время пенсионным возрастом считается 45 лет. Государственная пенсия определяется людям, пострадавшим от радиации и техногенных катастроф. Условия заповедника зависят от статуса человека, характера выполняемой работы, а также времени и места проживания. Например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС 1986-1987 годов могут выйти на пенсию в возрасте 50 и 45 лет (муж и жена). Если вы участвовали в 1988-1990 годах, то вам исполняется 55 (мужчина) и 50 (женщина) лет. Государство оказывает помощь, связанную с потерей медсестер, нетрудоспособным членам семей погибших солдат и тем, кто пострадал от стихийных бедствий.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативных-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон от 12 декабря 1993 (с посл. изм. и доп.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3825.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3341.
5. Семейный кодекс Российской Федерации ФЗ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – 18 ноября.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
8. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1994.- № 21. - Ст. 4832.
9. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880
10. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.
11. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (с посл. изм. и доп.) //Собрание законодательства РФ. – 2013.- № 52. - Ст. 6965.
12. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07 мая 1998 г. № 75-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 19. – Ст. 2071.
13. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 02 декабря 2019 г. № 380-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2019. – № 49. – Ст. 6939.
14. Федеральный закон «О накопительной пенсии» от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 52. – Ст. 6989.
15. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 51. – Ст. 4831.
16. Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» от 01 апреля 1996 г. № 27-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 14. – Ст. 1401.
17. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 мая 2020 г. № 153-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 21. – Ст. 3232.
18. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2021 г. № 473-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 1. – Ст. 42.
19. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 29. – Ст. 3699.
20. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 февраля 2001 г. № 5-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 7. – Ст. 610.
21. Федеральный закон «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» от 31 декабря 2001 г. № 198-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1. – Ст.4.
22. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст.4920.
23. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст.3028.
24. Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. № 128-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст.3806.
25. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2003. – № 52. – Ст.5037.
26. Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30(часть I). – Ст.4595.
27. Федеральный закон "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53(часть I). – Ст.7608.
28. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 50 (часть I, II, III). – Ст. 8030.
29. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-I (с посл. изм. и доп.) // Ведомостях Съезда народных депутатов РФ. – 1991. – № 21. – Ст. 699.
30. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (с посл. изм. и доп.) Ведомостях Съезда народных депутатов РФ. – 1993. – № 15. – Ст. 666.
31. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (с посл. изм. и доп.) // Ведомостях Съезда народных депутатов РФ. – 1991. – № 18. – Ст. 566.
32. Постановление Правительства РФ "Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году" от 28 января 2021 г. № 73 (с посл. изм. и доп.) // Ведомостях Съезда народных депутатов РФ. – 2021. – № 5. – Ст. 856.
2. Специальная литература:
1. Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева // Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – № 11. – Ст. 271-274.
2. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в РФ / Д.Р. Глинская // «Научно-практический журнал Аллея Науки» – №8(24). – 2018. – Ст. 1-3.
3. Губанова О.А. История и реформирование пенсионного обеспечения в России / О.А. Губанова // Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. – №2 (39) – 2018. – Ст. 79-82.
4. Деловая жизнь // Средняя пенсия в 2017 году в России и других странах мира. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://bs-life.ru/rabota/pensiya/srednyaya-pensiya2017.html, свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
5. Добромыслов К. В. Право социального обеспечения / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. - М.: Книжный мир, - 2018. – Ст. 548.
6. Исмагилов А.Н. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования / А.Н. Исмагилов // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). – [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://sibac.info/archive/economy/12(60).pdf , свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
7. Ибрагимов С. С. А. Проблемы Пенсионного Фонда России в современных реалиях / С. С. А. Ибрагимов // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019. № 2–6 (46). - Ст. 73–79.
8. Казова З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки» – №14. – 2019. – Ст. 2.
9. Катковская М.А. Понятие пенсии как вида социального обеспечения / М.А. Катковская // Национальный исследовательский Томский государственный университет. – 2018. – Ст. 140-142.
10. Кауфман А. А. Право социального обеспечения в схемах и определениях / А.А. Кауфман. - М.: Проспект. - 2019. – Ст. 384.
11. Криулин В.А. Оценка уровня достаточности финансового обеспечения Пенсионного фонда РФ / В.А, Криулин // Политика, экономика и инновации. – 2018. – № 1 (18). – Ст. 5.
12. Кузьмичева, Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». – №11(27). – 2018. – Ст. 1-4.
13. Колесникова О.А. Проблемы действующей системы пенсионного обеспечения Российской Федерации / О.А. Колесникова // Сфера услуг: инновации и качество. – 2018. - №27.
14. Колесов Г.Б. Преобразование системы пенсионного обеспечения в России. История пенсионного обеспечения в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: kolesovgb.ru, свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
15. Назначение и выплата пенсии на основании международных соглашений (договоров) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pfr.gov.ru/grazhdanam/pensionres/pens_zagran/~533, свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
16. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по обязательному пенсионному ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cbr.ru/finmarket /supervision/sv_coll/opd_NPF_ OPS/2015/ , свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
17. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению ЦБ РФ. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.cbr.ru/finmarket/ supervision/sv_coll/#a_11849, свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
18. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.fss.ru/, свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
19. Пенсионный Фонд Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.pfrf.ru/, свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
20. Пенсионная реформа в России: – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma , свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
21. Свирская К. В. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации / К. В. Свирская, Н. А. Берг. // Молодой ученый. – 2019. – № 21 (259). – Ст. 393-398.
22. Станчин И.М. Пенсионное обеспечение как инструмент социальной защиты / И.М. Станчин // Воронежский экономико-правовой институт. – 2018.- №7. – Ст. 192-196.
23. Тарманова В.С. Выплата накопительной части пенсии и порядок ее формирования / В.С. Тарманова // [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://pf-magazine.ru/articles/obshhaya-informacziya/vyplata-nakopitelnoj-chasti-pensii-i-poryadok-ee-formirovaniya.html , свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
24. Филиппова М.В. Учебник и практикум для среднего профессионального образования [Электронный ресурс] / под редакцией М. В. Филипповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 406 с. – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/447826 , свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
25. Чирков С.А. Пенсионное обеспечение [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / М. О. Буянова, О. И. Карпенко, С.А. Чирков. - Москва : Издательство Юрайт, 2018. - 193 с. - Режим доступа: https://urait.ru/bcode/415218 , свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
26. Фатхлисламова Г.Ф. Исследование результатов инвестирования средств пенсионных накоплений / Г.Ф. Фатхлисламова // Управление. 2018. № 4. – Ст. 40–47.
27. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/, свободный. - Дата обращения: 30.11.2022.
28. Чванова, О. В. Актуальные проблемы пенсионной системы в России / О. В. Чванова. // Молодой ученый. – 2020. – № 42 (332). – Ст. 258-260