Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования.
Теория систем Никласа Лумана представляет собой социологическую концепцию социальной системы, которая выделяется среди других тем, что отождествляет коммуникацию и общество. Коммуникация определяется Луманом как специфическая операция, исключительно характеризующая социальные системы, а общество как система определяется операцией, воспроизводящей эту систему.
Концепция Лумана, также называемая неофункционализмом, привлекла внимание многих исследователей, в том числе Юргена Хабермаса.
Общие положения теории. Луман впервые сводит весь социальный процесс к одной операции: общению. Он определяет систему через ее отношение к тому, чем она не является (то есть через ее отношение к окружающему миру).
В понимании Лумана система – это все то, что самодостаточно и способно воспроизводить себя, отличающееся от окружающей среды. Процесс создания системы полностью закрыт.
Кроме того, система имеет бесконечно сложную среду, которую она, очевидно, не может охватить. Поэтому теория конструирует собственную тотальность, которую она может охватить и обработать.
Луман утверждает, что невозможно увидеть окружение системы изнутри, так же как невозможно изучить систему «снаружи». Методологически этот подход исключает изучение связей замкнутой системы с окружающей ее средой.
Луман отвергает возможность адаптации системы. Он считает, что системы изначально приспосабливаются друг к другу. Система не имеет возможности адаптироваться к внешней среде.
Социальная система воспроизводит себя с помощью своего ключевого элемента: коммуникации.
Коммуникация в теории. Лумана Луман не рассматривает индивидуальное сознание как субъект коммуникации. В его теории общаются не субъекты, а общество.
Коммуникация не может иметь контакта с внешним миром, так как является операционально замкнутой системой. Она создает общество.
Коммуникация Лумана – исторически конкретное и контекстно-зависимое событие. Это не процесс передачи информации, а операция, в ходе которой происходит «перераспределение знаний или незнания».
Общение всецело связано с сознанием, так как только сознание способно к чувственному восприятию действительности (т.е. к восприятию значений, передаваемых устно или письменно), а всякое общение связано с передачей чувственных элементов.
Цель исследования – выявить особенности современной теории систем Никласа Лумана и её применение к анализу современного социального мира.
Объект исследования – теория систем Н. Лумана.
Предмет исследования – современная теория систем Никласа Лумана и её применение к анализу современного социального мира.
Гипотеза исследования – люди, которые следуют теории Никласа Лумана, т.е. выстраивают успешные и разнообразные модели коммуникации более успешны в обществе. Люди, которые строят одну однообразную модель коммуникации или не строят вообще никаких моделей – не удачны в обществе.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику теории Н. Лумана.
2. Дать характеристику предпосылок теории Н. Лумана.
3. Выявить особенности применения теории Н. Лумана на практике.
4. Провести исследования коммуникационных способностей россиян и оценить особенности успешности людей и общества.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. Теоретическая часть
1.1. Сущность, смысл и предпосылки теории социальных систем
«Теория социальных систем» – яркий пример научной деятельности немецкого социолога Никласа Лумана (1927-2000). Было, по крайней мере, две основные причины возникновения новой теории социальных систем Лумана, которая стала одной из самых популярных теорий общества в конце 1980-х и 1990-х годах. Одной из них было усложнение социального организма и невозможность объяснения происходящих в нем новых процессов со старых «классических» позиций. Луман в данном случае говорит о наличии в социологии трех предрассудков против общества, которые необходимо преодолеть.
Первый относится к предположению, что общество состоит из людей или отношений между ними. На самом деле он имеет совершенно другую структуру и другие системные особенности.
Второй предрассудок заключается в предположении о территориальном многообразии обществ, что означает отграничение каждой страны от другой (Китай – одно общество, Бразилия – другое и т. д.) и признание обществ региональными единицами, территориально ограниченными. В действительности понятие территориальных границ обществ становится излишним в связи с новым пониманием социальной системы, основанной на взаимосвязи коммуникаций.
Третий предрассудок носит гносеологический характер и проистекает из различения и даже противопоставления субъекта и объекта. Между тем в последнее время оно утратило свое значение в связи с появлением новых теорий и объединяющих парадигм.
Существование таких подходов к интерпретации общества не позволяет провести их строгое описание и самоописание. В случае, считает Луман, когда «понятие общества связано с человеком, в него включено слишком много.
В случае территориального понятия общества – слишком мало. В обоих случаях выдерживаются неадекватные понятия этого типа, видимо, потому, что они хотели бы мыслить общество как нечто такое, что можно наблюдать извне, но именно это и блокирует познание общества, которое должно осуществляться из «самого себя». Вышеуказанные характеристики (предубеждения) социолог отказывается рассматривать как критерии для определения понятия общества и определения границ своей теории.
Между тем, полагает социолог, понятие общества должно быть автологически сформировано (в переводе с греческого «автотология» означает употребление слова в его собственном прямом значении) и содержать «самоопределение». Еще одна причина появления лумановской теории социальных систем – необходимость перехода к новому этапу системного анализа.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика / Л.А. Азарова. – Минск: ГИУСТ БГУ, 2015. - 164 с.
2. Азарова Л.А. Девиантное поведение и его профилактика: учеб. метод. комплекс. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
3. Андреева В.С., Смирнова А.О. Девиантное поведение подростков. История отечественного и иностранного подходов. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М.: Редакционно-издательский центр консорциума «Социальное здоровье России», 2013. - 199 с.
5. Болдина М.А., Никонов Ю.С. Профилактика как ведущая технология социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2016. - Т. 15. - № 2. - С. 99-103.
6. Бочарова, В. Г. Социальная педагогика / В. Г. Бочарова. - М. :Владос, 2014. – 208 с.
7. Бровко, С.А., Кощеев, С.Ф., Шестериков, А.В., Шориков, Е.В. Психология личности военнослужащего: учеб. пособие [Текст] / С.А. Бровко, [и др.]; под ред. Горбунова М.М. – Вольск: ВВВУТ, 2007. – 158 с.
8. Бутова М.В. Причины развития отклоняющегося поведения несовершеннолетних: коррекция и профилактика // Вестник Воронежского института МВД России. - 2019. - № 2. - С. 271274.
9. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Девиантное поведение подростков. Русская школа. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
10. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000. – 1008 с.
11. Вяткин А.П. Методы психокоррекции личности несовершеннолетних в системе раннего предупреждения их преступного поведения // Всероссийский криминологический журнал. – 2016. – Т. 10. – № 3. – С. 487-498.
12. Габдулхаков В.Ф., Чанышева Г.Г., Зиннуров Ф.К. О педагогических принципах профилактики девиантного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2012. – № 2. – С. 93-95.
13. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Коррекция девиантного поведения подростков во внешкольной деятельности // Человек: преступление и наказание. - 2020. - Т. 28 (1-4). - № 3. -С. 462-473.
14. Гизатуллина Р.Р. К вопросу об отклонениях в поведении несовершеннолетних и путях его преодоления // Законность и правопорядок в современном обществе. - 2015. - № 25. -С.149-154.
15. Гусейнова Т.Т. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков / Т.Т. Гусейнова // В сборнике: Социально-педагогическая деятельность в социуме: теория, практика, перспективы, 2014. – С. 98-103.
16. Девиантное поведение: методология и методика исследования / под ред. М.Е. Поздняковой. – М.: Реглант, 2004. – 196 с.
17. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Девиантное поведение подростков. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
18. Жадан В.Н. Девиантное поведение несовершеннолетних: формы предупреждения и коррекции // Юридическая наука № 5, 2021 – С. 75 – 80
19. Жилина Е.Ю. Девиантное поведение подростков. Развитие и совершенствование подходов. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
20. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 170 с.
21. Зиннуров Ф.К. Проблемы профилактики девиантного поведения детей и подростков в современных социокультурных условиях российского общества // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2019. – № 1. – С. 129-133.
22. Зиннуров Ф.К. Технология профилактики и коррекции девиантного поведения в условиях социокультурной деятельности: монография; изд. 2-е, доработанное / Ф.К. Зиннуров, В.Ф. Габдулхаков, Г.Г. Чанышева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 280 с.
23. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 288 с.
24. Исаченко Н.Н. Социология и политология: учебное пособие для высших учебных заведений. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2010. – 365 с. – URL: https://lektsii.org/7-5809.html (дата обращения: 15.11.2021).
25. Калениченко А.Б., Родермель Т.А. Арт-тера-певтические методы в работе с подростками, имеющих девиантное поведение // Norwegian Journal of Development of the International Science. – 2021. – № 57-2. – С. 62-65.
26. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб. и практ. для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 290 с.
27. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2009. – 255 с.
28. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). – URL: https:// base.garant.ru/2540422/ (дата обращения: 16.11.2021).
29. Лебедев О.М., Носов М.С. Девиантное поведение российских подростков. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
30. Личко А.Е. Психотерапия при психопатиях у подростков: Руководство по психотерапии / под ред. В.Е. Рожнова.- Т.: Медицина, 2005. – С. 484-506.
31. Маклаков, А.Г. Психология и педагогика. Военная психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2007. – 164 с.
32. Медведева Е.С. Сущность и существование девиантного поведения: монография / Е.С. Медведева. – Красноярск: СибГТУ, 2016. – 192 с.
33. Медведева Н.А. Петрова М.С. Девиантное поведение подростков. Социология и психология. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
34. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
35. Могилева Е.С. Актуальные вопросы девиантного поведения молодежи / Е.С. Могилева // Молодые ученые. – 2015. – № 1. – С. 158-163.
36. Ничишина Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье: пособ. для педаг. учрежд. – Минск, 2018. – 248 с.
37. Петрова А.В. Особенности коррекции девиантного поведения старшеклассников методами гештальт-терапии / А.В. Петрова, И.Н. Петрова, О.В. Чернова, С.В. Чернов // Казанский педагогический журнал. – 2019. – № 3 (134). – С.48-52.
38. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Девиантное поведение подростков. Причины. Профилактика. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
39. Превентивная педагогика и психология: учеб. пособие / Н.Ю. Костюнина, А.О. Лучинина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 144 с.
40. Психология отклоняющегося поведения военнослужащих. Суициды и их профилактика [Текст] // Ориентир. – 2012. – № 4. – С. 53.
41. Ральникова Л.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления. – URL: https://cyberleninka.rn/artide/n/deviantnoe-povedenie-nesovershennoletnih-prichiny-i-proyavleniya (дата обращения: 15.11.2021).
42. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 240 с.
43. Российский статистический ежегодник. 2020: Стат. сб. / Росстат. – М., 2020. - 700 с.
44. Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 (в ред. от 02.07.2021 № 310-Ф3). – URL: https://base.garant. ru/10105807/ (дата обращения: 15.11.2021).
45. Семенов О.В. Борисов А.В. Актуальные проблемы изучения девиантного поведения. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
46. Словари и энциклопедии на Академике. Девиантное поведение. – URL: https://dic.academic. ru/dic.nsf/ruwiki/890103 (дата обращения: 14.11.2021).
47. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по девиантному поведению подростков. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
48. Сущенко С.А. Правовое образование российской студенческой молодежи как фактор формирования ее правосознания / С.А. Сущенко, Е.С. Жидяева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2016. – № 11. – С. 21-24.
49. Тарутина Д.А., Хабибулин Р.Г. Девиантное поведение: причины, виды и формы проявления // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2020/article/2018021894 (дата обращения: 17.11.2021 ).
50. Тихонова Е.Е. Теория и практика исследования девиантного поведения подростков. Справочник социолога и психолога. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
51. Утина И.В., Проводина Г.П. Социологические особенности девиантного поведения подростков. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
52. Фадеева А.Ю. Девиантное и делинкветное поведение. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
53. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (в ред. от 24.04.2020 № 147-ФЗ) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». – URL: https://base.garant.ru/12116087/ (дата обращения: 16.11.2021).
54. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». – URL: https://base.garant.ru/179146/ (дата обращения: 14.11.2021).
55. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Изучение отклоняющегося поведение в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
56. Цинченко Г.М., Орлова И.С. Профилактика молодежных девиаций в России и за рубежом // Управленческое консультирование. – 2021. – № 1 (145). – С. 97-105.
57. Шелюхова В.С. Девиантное поведение подростков // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2018. №2 – С. 299 – 305.