Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования обусловлена отсутствием единообразия в подходах лингвистов к пониманию приемов создания образов художественного произведения. Особенно актуально в настоящее время исследование индивидуальных авторских инструментов создания образов главных героев на материале конкретных литературных произведений. Несмотря на интерес исследователей к произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети», техника и идейные истоки создания в нем центральных художественных образов остаются недостаточно изученными.
Глава 1. Идейные и художественные основы создания образов
главных героев в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»
1.1. Идеологические тенденции в российском обществе 60-х гг. XIX века
и особенности политических взглядов И.С. Тургенева в период
создания романа «Отцы и дети»
При рассмотрении идейных воззрений И. С. Тургенева в связи с идеологической полемикой, представленной в романе «Отцы и дети», необходимо выделить отношение писателя к либерализму, нигилизму, а также к личности и политическим взглядам М.А. Бакунина. Данное отношение можно проследить на материале писем И.С. Тургенева.
При рассмотрении особенностей либерализма И.С. Тургенева необходимо сделать акцент на таком значимом элементе его идейной позиции как приверженность конституционализму. В.А. Китаев определяет конституционализм как стремление либерально настроенной части общества преодолеть монополию на власть, которой обладало самодержавие [Китаев 2016: 241].
И.С. Тургенев принадлежал к дворянскому сословию, однако у него, как и у других представителей передовой части дворянства не было особых симпатий к своему сословию как политической силе. Данный вывод подтверждают приведенные ниже цитаты из письма И.С. Тургенева К.К. Случевскому от 14 апреля 1862 г. В этом письме Тургенев констатирует «слабость и вялость или ограниченность» «именно хороших представителей дворянства». Подчеркивая, что произведение «Отцы и дети» «направлено против дворянства как передового класса», И.С. Тургенев лаконично и точно формулирует задачу, поставленную перед собой: «Они лучшие из дворян – и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность» [Тургенев 1962: 380].
Однако скептическое отношение к дворянству, неверие в его либерально-прогрессивный потенциал не помешало писателю проявить политическую активность в 1862 году, наряду с другими представителями своего сословия.
В письме В.Ф. Лугинину от 26 сентября 1862 г. Тургенев представил содержание программы в проекте, адресованном Александру II. С учетом политической ситуации, сложившейся в 1862 году, писатель предложил некоторые улучшения и дополнения «дела им начатого» [Тургенев 1962: 50]. В представленной Тургеневым программе Земский собор выступает как лояльный инструмент общественной поддержки верховной власти и одновременно давления на нее с целью обеспечения движения по пути либеральных реформ.
В.А. Китаев отмечает в своей статье, что в конце концов Тургенев разочаровался в своих ожиданиях каких-либо шагов по пути конституционного обновления от российского самодержавия. Тем не менее, характеризуя политические взгляды И.С. Тургенева, исследователь подчеркивает, что хотя «всплески эмоций в духе крайнего политического радикализма, по всей видимости, имели место, но не они определяли основной тон позиции писателя. «По здравому размышлению», она возвращалась в границы умеренности, приближаясь к взглядам Чичерина, известного своей репутацией «консерватора» среди русских либералов» [Китаев 2016: 250].
1.2. Приемы и языковые средства создания художественного образа
В основе любого художественного произведения лежит художественный образ. Художественный образ – это один из важнейших терминов искусства и искусствознания. По определению А.И. Николаева, «образ – сердце искусства, а само искусство – это способ мышления художественными образами» [Николаев 2011: 34].
Таким образом, художественный образ служит для обозначения связи между действительностью и искусством и выражает специфику искусства в целом.
По определению И.В. Арнольд, «художественный образ – это особая форма отражения реальной действительности; специфика художественного образа состоит в том, что, давая человеку новое познание мира, он одновременно передает и определенное отношение к отражаемому» [Арнольд 2002: 112].
Таким образом, художественный образ может быть определен как форма отражения действительности в искусстве, особенностью которого является выражение абстрактной идеи в конкретной форме. А.Н. Соколов акцентирует внимание на разграничении понятий «художественный образ» и «образ персонажа». По его мнению, образ персонажа – это узкое понимание художественного образа. В этом смысле образ представляет собой изображение человека в произведении [Соколов 1964: 172].
Особенности создания художественного образа во многом определяются жанровой принадлежностью произведения. В прозаическом произведении в качестве приемов создания художественного образа часто используются монологи и диалоги героев. Их потенциал в создании художественных образов расширяется за счет использования таких дополнительных приемов, как письма и дневниковые записи.
Помимо комплекса различных средств самовыражения героев, в прозаических произведениях особую значимость приобретают авторские описания, лирические отступления, пейзажные зарисовки. Как справедливо отмечает Ю.Б. Борев, художественный мир чувственно достоверен и материально насыщен. В этом мире также действуют человеческие характеры [Борев 1997: 304].
В качестве инструментов создания художественного образа нередко выступают описания обстановки, условий жизни героя, а также описания природы. В.А. Кухаренко считает главной функцией пейзажа функцию психологическую, поскольку пейзаж по своей природе антропоцентричен и выступает не как цель, а как средство характеристики персонажа и его состояния [Кухаренко 1988: 138]. Исследователь отмечает такой функциональный аспект описаний природы в художественном произведении, как акцентуация кульминации. Подобная функция свойственна пейзажам, которые вводятся в текст в самый торжественный и важный момент и, тем самым, придают своеобразие композиции произведения [Кухаренко 1988: 139]. С точки зрения Е.Н. Себиной, пейзаж нередко выступает как форма присутствия автора. Являясь продуктом субъективного творчества, пейзаж не может не выражать позицию автора, его отношение к происходящему и оценку разворачивающихся событий [Себина 2004: 268].
Таким образом, для каждого автора характерен определенный комплекс инструментов, с помощью которых он изображает окружающую его действительность и создает художественные образы. Основными инструментами раскрытия художественного образа являются: самовыражение героя (монологи, диалоги, дневниковые записи, письма); авторские описания; реализация психологического потенциала пейзажа и бытовых описаний.
Глава 2. Анализ особенностей художественных приемов и языковых средств создания главных образов произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети»
2.1. Анализ влияния идеологических тенденций на содержание главных образов романа «Отцы и дети»
Центральным образом романа «Отцы и дети» является Евгений Базаров. Автор романа делает акцент на идейных воззрениях Базарова. Идеология героя занимает главенствующее место в характеристике его образа. О том, что Базаров является приверженцем нигилизма, читатель узнает с первых страниц романа, из беседы Аркадия с отцом, Николаем Петровичем и дядей, Павлом Петровичем за утренним столом. Таким образом, автор использует художественный прием беседы, в котором отсутствующему лицу дается характеристика:
«– Он нигилист, – повторил Аркадий.
– Нигилист, – проговорил Николай Петрович. – Это от латинского nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который… который ничего не признает?
– Скажи: который ничего не уважает, – подхватил Павел Петрович и снова принялся за масло» [Тургенев 2022: 28].
На протяжении всего романа характеристики политических взглядов и личности Базарова нередко будут исходить от Аркадия. В качестве художественных приемов автор использует диалоги, беседы этого героя с различными персонажами романа: с Анной Сергеевной Одинцовой, с Катей, с родителями Базарова. При этом содержание характеристик во многом определяется субъективностью Аркадия, выражающейся в восторженном преклонении перед сильной личностью и в юношеской пылкой увлеченности модной идеологией, исповедуемой Базаровым.
Однако Тургенев вовсе не ставил перед собой задачу воспроизведения на страницах романа идеализированного представителя нигилизма. Эмоциональные реплики Аркадия корректируются холодными и нередко язвительными замечаниями Павла Петровича, который проявляет гораздо более яркие способности к идеологической полемике, нежели его племянник.
Павел Петрович испытывает негатив по отношению к Базарову сразу после знакомства с ним. Облик Базарова типичен для разночинца 60-х годов. Тургенев намеренно подчеркивает в его внешности такие детали, как отсутствие ухоженности и щеголеватости, красные руки, прямой взгляд, выражающий самоуверенность и ум. Подобные детали не могли не произвести негативного впечатления на Павла Петровича, утонченного аристократа, уделяющего повышенное внимание своей внешности и убежденного в необходимости этого как неотъемлемой составляющей самоуважения.
Таким образом, Базаров и Павел Петрович превращаются в антагонистов уже на основании первого впечатления друг о друге. В создании их образов весомую смысловую нагрузку несут описания их внешности, портретные характеристики, позволяющие автору выразить не только эксплицитную (т.е. лежащую на поверхности), но и имплицитную (скрытую, завуалированную информацию). Холеный, ухоженный облик Павла Петровича, сумевшего сохранить красивую внешность и к пятидесяти годам, и образ свободного, независимого Базарова, чуждого условностей и в манере поведения, и в стиле одежды, построены по контрасту.
Между Базаровым и Павлом Петровичем несколько раз завязывается идеологическая полемика. При этом автор прибегает к художественному приему самораскрытия героя – он позволяет Базарову самому высказать свои политические взгляды. И Базаров излагает их, хотя и с явной неохотой. В этой манере просматриваются черты реальных представителей революционно-демократического направления, которые считали бессмысленными подобные споры, отвлеченные рассуждения об общественном благе (в частности, Белинского, Добролюбова). Однако Павел Петрович, являясь опытным полемистом, так строит разговор, что Базаров не может не отвечать на его выпады, иногда носящие чуть ли не оскорбительный характер:
«– Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.
– Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить то с ним не умеете.
– А вы говорите с ним и презираете его в то же время.
– Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?
– Как же! Очень нужны нигилисты!
– Нужны ли они или нет – не нам решать. Ведь и вы считаете себя не бесполезным» [Тургенев 2022: 53].
2.2. Систематизация приемов и языковых средств создания главных образов произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Художественные приемы, используемые И.С. Тургеневым при создании образов персонажей, отличаются разнообразием. Как уже отмечалось выше, автор широко использует портретные характеристики. Его описания подробны, нередко заключают в себе скрытую, имплицитную информацию. Например, при описании внешности Базарова Тургенев намеренно подчеркивает его неблагородные, так называемые плебейские черты, особо выделяя крупные красные руки. Такое описание безошибочно наводит читателя на мысль о принадлежности героя к разночинному сословию, самостоятельно пробивающему себе дорогу в жизни за счет собственных знаний и умений.
При описании Николая Петровича Кирсанова перед глазами читателя явственно предстает невысокий, пухленький и сутулый барин, который, в отличие от своего брата, не отличается красотой, статностью и самоуверенностью.
Характерная черта портретных описаний И.С. Тургенева – отсутствие идеализации. Даже в общепризнанной красавице Одинцовой, покорившей сердце Базарова, он находит недостатки, что представляется вполне естественным:
«Нос у ней был немного толст, как почти у всех русских, и цвет кожи не был совершенно чист» [Тургенев 2022: 81].
В качестве художественных приемов создания образов в романе широко используются диалоги героев, в ходе которых они озвучивают свои идейные представления, свои философские суждения, выражают свои чувства и мысли, позволяя читателю судить и делать собственные выводы о личности того или иного персонажа.
В этом плане особый интерес представляют речевые характеристики Базарова. Для Базарова характерны короткие, отрывистые фразы. Он нередко употребляет вульгарные слова, особенно в разговорах с Аркадием, с которым наиболее откровенен. Даже в адрес Одинцовой, которая произвела на него сильное впечатление при первой же встрече он произносит «На остальных баб не похожа» [Тургенев 2022: 81].
Однако приведенные речевые характеристики, столь отличающие его речь от изысканной манеры выражения, свойственной Павлу Петровичу, а также от речи других героев – Аркадия, Николая Петровича, Одинцовой, – в которой отдается должная дань речевым формулам вежливости и благовоспитанности, вовсе не свидетельствуют о недостатке образованности и воспитания. Напротив, уровень образованности Базарова намного выше, чем у других персонажей романа, и воспитание его происходило в весьма благородной среде (отец его – также образованный человек, мать происходит из старинного дворянского рода). Просто Базаров отрицает многие условности, принятые в обществе – ведь он по сути отрицает все институты этого общества, и его идейные воззрения не могут не влиять на манеру поведения и общения. Но его речь может быть очень вежливой, даже возвышенной, несмотря на его презрительное отношение к «красивым» словам, когда он разговаривает, например, с Одинцовой.
Заключение
В соответствии с целью, задачами и гипотезой данной работы нами было проведено исследование влияние идейных воззрений И.С. Тургенева и идеологических тенденций, имевших место в российском обществе 60-х гг. XIX на выбор писателем приемов раскрытия главных образов романа «Отцы и дети». В процессе исследования были сделаны следующие выводы.
И.С. Тургенев был сторонником либерализма и конституционализма, поэтому вполне естественно предположение, что, изображая идеологическую полемику главных героев, писатель разделяет точку зрения старших Кирсановых. Тем не менее, политические воззрения писателя не оставались неизменными. Он испытывал и разочарования в либерализме, и скепсис в отношении его перспектив и возможностей. Данное отношение писателя передано с помощью имплицитной информации в эпизоде, связанном с дуэлью Базарова и Павла Петровича.