Фрагмент для ознакомления
2
Жанр фельетона явился не только первоначальным этапом литературной деятельности А. П. Чехова, но стал важным элементом творчества в целом. Фельетон – жанр по преимуществу сатирический, он был выгоден автору и отвечал реалистической направленности его творчества: в рамках фельетонного жанра можно было не только описывать
действительность, но и критиковать ее.
История фельетонов в отечественной журналистике уходит корнями в XVIII век, когда выработка норм деятельности происходила через осмысление опыта, своего и чужого, поэтому некоторые правила обсуждения публикаций в журнале зародились на самых ранних этапах развития журналистики, достаточно вспомнить «Рассуждения об обязанностях журналиста» М. Ломоносова. Постепенно расширялась система газет и журналов в России, множился редакторский опыт, появлялись разные способы общения с аудиторией, ее сегментирования, усиливалась конкуренция за внимание публики. Редакторы и журналисты все пристальнее вглядывались в практику СМИ, испытывали потребность в обсуждении профессионального опыта. Так появились первые отзывы о качестве или образе действий соперничающих изданий, примером чего может служить полемика между «Трутнем» и «Всякой всячиной», которая затрагивала не только вопросы крепостного права и границ сатиры, но также права и обязанности журналиста по отношению к читателю и своим героям, цели деятельности литературного работника. Весьма острыми были замечания, которыми обменялись Карамзин и Крылов в 1792 г. Обзоры периодической печати уже с первой четверти XIX века были обязательным элементом серьезного издания, наряду с обзорами литературных произведений.
Именно в этот период начинается подъем творчества А. П. Чехова как журналиста.
Несмотря на то, что его литературная судьба кажется легкой и простой «историей успеха», на самом деле обретение славы Чеховым - история сложная, в которой сыграли свою роль многочисленные факторы: литературный, внелитературные, исторические, особенности социальной психологии интеллигентного читателя и пр. Некоторые из этих факторов отразили закономерности литературного процесса, в некоторых проявилась роль случая. Центральным в формировании литературной репутации этого писателя был конфликт между профессиональной критикой и интеллигентным демократическим читателем - именно последний определил вопреки мнению критики славу Чехова. Для того чтобы понять этот процесс необходимо обратиться таким источникам литературно-критического материала конца XIX в., как фельетон.
По мнению Л.Гудкова, Б.Дубина и В.Страда, в отчечественной оитературной среде на определенном этапе сложилась сеть «социальных и культурных посредников» между литературой и читателями, которые считаль себя ядром культуры, определяли «великих» и «невеликих» писателей, претендуют на представительство всей национальной культуры и представляют литературу как замену общественного мнения . И даже такие «посредники» не смогли не признать важности фельетонного жанра в оитератрном развитии А.П. Чехова.
Фельетоны являются синтетичным жанром, в них соединилось не только публицистическое и художественное, но и также описываются А.П. Чеховым как врачом состояния человека физические и психические, в связи с чем фельетоны А.П. Чехова представляют собой интересный для изучения материал, а значит работа, цель которой – анализ Фельетонов Чехова, является актуальной.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- дать определение жанру фельетона;
- проанализировать историю творческого развития А.П. Чехова от фельетониста;
- определить специфику высказываний А.П. Чехова на медицинские темы;
- исследовать образы врачей в творчестве А. П. Чехова
Объектом исследования послужили фельетоны, а предметом – роль фельетонов в творчестве А. П. Чехова.
Материалами исследования послужили труды таких исследователей, как: Распопова С.С., Катаев В.Б., Быстрова Т. Е. и др.
Источниками исследования послужили фельетоны и рассказы А.П. Чехова.
Методами исследования стал метод наблюдения и анализа.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности применения полученных результатов в теории жанров журналистики в целом и жанра художественной публицистики, в частности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных результатов в практике анализа фельетонов и других произведений художественно-публицистического жанра.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1 Особенности фельетонов А.П. Чехова
1.1 Жанр фельетона
Как и у всякой науки, у теории журналистики есть свои законы и стремление к классификации материала, который она изучает.
Если ботаники, например, классифицируют растения по классам, видам и подвидам, а математики четко разграничивают все составляющие изучаемых разделов науки, то те, кто занимается журналистикой, а именно, специалисты теории журналистики проводят разбор журналистских материалов, объединяя их в группы по жанрам.
Говоря о жанре в принципе, прежде всего, подразумевают литературный жанр.
Жанры литературы – это исторически складывающиеся группы произведений литературы, которые объединяет совокупность формальных и содержательных свойств, основанных на формальных признаках. Коротко отметим, что к жанрам литературы относятся такие жанры, как басня, баллада, былина, видение, детектив, комедия, комедия характеров (или нравов), лирическое стихотворение (в прозе), мелодрама, миф, очерк, песнь, научная фантастика, новелла, повесть, ода, поэма, послание (иначе, эпистолярная литература), рассказ, сказка, роман, трагедия, фольклор, эпопея, элегия, эпиграмма, эпос и, наконец, эссе.
Жанры журналистики чаще всего имеют мало общего с жанрами литературы, хотя само понятие «жанр» и пришло в журналистику из литературы.
Кроме того, жанров в традиционной журналистике меньше, чем в литературе и, хотя они имеют иные названия, они все же очень похожи на жанры литературные.
По определению, журналистским жанром называется устойчивая форма журналистского произведения . При этом жанр базируется на таких основах, как: предмет, функция, метод.
Предметом жанра является жизненный материал, попавший в поле зрения журналиста.
Функцией жанра является то, какая цель сформирована перед журналистом, когда он создает свое журналистское произведение.
Методом жанра называется способ, который применяет журналист при работе с информацией, а к способам, в свою очередь, можно отнести: наблюдение, изучение документов, расспросы.
Надо понимать, что на газетных полосах, в телевизионных и радиопрограммах жанры в чистом виде не так уж и часто встречаются. Жанры видоизменяются, взаимопроникают друг в друга, другими словами, диффундируют (от слова «диффузия»). Это объясняется тем, что в наш сложный век запутанные жизненные отношения и драматические коллизии можно выразить точнее посредством «стыка» жанров.
Однако, какой бы сложной ни была «конструкция» журналистского произведения, в его основании, тем не менее, всегда можно обнаружить более простые элементы - основные жанровые формы .
Существует большое количество классификаций жанров традиционной журналистики.
К тем, которые несут в себе определенный экспериментальный характер, можно отнести классификацию по идеологии, когда журналистские тексты, например, советского периода, были подготовлены не столько для обывателя, сколько для политбюро и т. д .