Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Глобализация вопросов безопасности повысила важность многостороннего сотрудничества. Многие вопросы безопасности могут решаться более интенсивно в региональном масштабе, потому что региональные акторы имеют больше общих политических интересов, а также потому, что между партнерами существует экономическая взаимозависимость, тесное соседство-взаимодействие и культурная близость.
Со временем во всем мире возникли различные рамки регионального сотрудничества, более или менее всеобъемлющие, более или менее обязательные. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) является одной из них. В ОБСЕ входят 55 европейских государств, в том числе Канада и США, и она в первую очередь нацелена на укрепление взаимовыгодного сотрудничества и безопасности в Европе.[12]
ГЛАВА 1 ОБСЕ в XXI веке
1.1.История формирования и нынешнее состояние ОБСЕ
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) была создана в июне 1975 года в Хельсинки в качестве постоянного форума конференции (Конференция по безопасности и сотрудничеству — СБСЕ). Первые идеи создания комплексной общеевропейской системы безопасности были выдвинуты еще в 1950-х годах в Советском Союзе. Однако в то время советские предложения рассматривались западными державами лишь как еще одна попытка отделить Западную Европу от Соединенных Штатов и ослабить только что созданный трансатлантический союз безопасности, образованный НАТО. С подавлением восстания в Венгрии (1956 г.), возведением Берлинской стены (1961 г.) и кубинским ракетным кризисом (1962 г.) идея была отложена.
Изначально СБСЕ было призвано найти точки соприкосновения между двумя противоборствующими системами в Европе. Возникновение конфликтов в бывшей Югославии и в новых независимых государствах заставило международное сообщество пересмотреть политику безопасности. В Парижской хартии для новой Европы СБСЕ было призвано сыграть свою роль в управлении историческими переменами, происходящими в Европе, и в реагировании на новые вызовы периода после окончания «холодной войны», что привело к созданию постоянных институтов и оперативные возможности.
Впервые в 1969 году Западный альянс заявил, что готов участвовать в такой конференции при соблюдении определенных условий: участие США и Канады, подтверждение правового статуса Берлина, обсуждение обычного разоружения в Европе.
Что такое ОБСЕ? Это крупнейшая в мире региональная организация безопасности, простирающаяся от Канады и США на западе до России (и Монголии) на востоке и от Полярного круга до Средиземного моря, Турции и Кавказа и Средней Азии. В основе ОБСЕ лежит набор основных принципов и обязательств, которые добровольно подписали все страны, начиная с Хельсинкского Заключительного акта.
Заключительный акт Хельсинки включал десять основополагающих принципов, формирующих нормативную основу для следующего сотрудничества между государствами-участниками СБСЕ:
• суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету;
• воздержание от угрозы или применения силы;
• нерушимость государственных границ;
• территориальная целостность государств;
• мирное урегулирование споров;
• невмешательство во внутренние дела;
• уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии или убеждений;
• равноправие и самоопределение народов;
• сотрудничество между государствами; и
• добросовестное выполнение обязательств по международному праву.
Основные документы:
• Хельсинкский заключительный акт - 1975 г.
• Парижская хартия для Новой Европы - 1990 г.
• Хельсинкский документ - 1992 г.
• Документ Будапештской встречи на высшем уровне - 1994 г.
• Хартия европейской безопасности - 1999 г.
• Астанинская памятная декларация – 2010 г.[21]
Внезапный крах коммунизма и распад СССР резко изменили послевоенный порядок безопасности в Европе. С окончанием «холодной войны» основными задачами ОБСЕ перестали быть разрешение политических противоречий между государствами, разрушение идеологических барьеров, деэскалация военного противостояния между военными блоками. Предполагая, что войны между государствами стали гораздо менее вероятными, основной интерес государств-участников сместился с межгосударственной военной стабильности, контроля над вооружениями и системных изменений на политическую стабильность, гражданский контроль над вооруженными силами и социально-экономическое процветание. Значит ли это, что ОБСЕ устарела?
1.2. Эффективность ОБСЕ, как международной организации в XXI веке
Наряду с всеобъемлющим пониманием безопасности СБСЕ/ОБСЕ также представляло концепцию «безопасности на основе сотрудничества»: «Безопасность неделима, и безопасность каждого государства-участника неразрывно связана с безопасностью всех других»; это не может быть достигнуто за счет других государств-участников.
С этой точки зрения отсутствие безопасности в одном государстве негативно сказывается на всех остальных.
Таким образом, совместная безопасность в идеале исключает применение физической силы или ее угрозу между государствами-участниками СБСЕ/ОБСЕ. Это подчеркивалось уже в «Декалоге» Хельсинкского Заключительного акта, о котором государства-участники договорились в 1975 г.: среди его основополагающих принципов были мирное урегулирование споров, неприменение силы и неприменение угрозы силой, сотрудничество между государствами.
Благодаря концепции безопасности на основе сотрудничества СБСЕ/ОБСЕ, таким образом, также превзошло преобладающее понимание безопасности, заменив стратегии конфронтации, основанные на принуждении или военном сдерживании, подходами на основе сотрудничества. Последние могут, по сути, развиться из переговоров и консультаций и основаны на прозрачности, убеждении и консенсусе – лейтмотивах, которые отражаются в (принимающих решения) структурах и составе ОБСЕ как института.[31]
Ключевой задачей казахстанского председательства стало расширение и укрепление поля консенсуса по принципиальным вопросам безопасности. Был продолжен процесс формирования единого подхода всех государств-участников ОБСЕ к пониманию современных угроз и вызовов.
Это было особенно важно для поиска согласованных ответов на них и в целом для укрепления доверия внутри Организации.
Казахстан внес в этот процесс инновации, опираясь на многострановой диалог посредством консультаций с представителями таких авторитетных мировых и региональных институтов, как ООН, Организация Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, НАТО, ЕС, Совет Европы, ШОС, СНГ, ОДКБ, ОИК и др. Их делегации приняли участие в Астанинском саммите ОБСЕ.
В качестве действующего председателя ОБСЕ Казахстан работал над укреплением потенциала ОБСЕ в области предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и постконфликтного восстановления.
Также активизировалась работа Минской группы по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе.
Было принято активное участие в урегулировании политического кризиса в Кыргызстане в тесном сотрудничестве с ООН, Россией, США и другими странами. Казахстан продолжил играть важную роль в стабилизации ситуации в этой стране и восстановлении экономического ущерба, нанесенного внутренним конфликтом.
ГЛАВА 2 ОБСЕ, КАК ИНСТИТУТ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
2.1. Сотрудничество ОБСЕ с международными организациями и государствами
Во время Хельсинкского процесса 1970-х и 1980-х годов, который был не более чем механизмом частых конференций, тогдашнее СБСЕ поддерживало ограниченные отношения с другими международными организациями и внешними партнерами.
Ситуация изменилась с преобразованием СБСЕ в «действующую организацию» на местах. На встрече на уровне министров в Лиссабоне в декабре 1996 г. государства-участники взяли на себя четкое обязательство по более тесному взаимодействию с другими учреждениями, как правительственными, так и неправительственными.
Было заявлено, что «европейская безопасность требует самого широкого сотрудничества и координации между государствами-участниками и европейскими и трансатлантическими организациями. ОБСЕ является инклюзивной и всеобъемлющей организацией для консультаций, принятие решений в своем регионе и региональное соглашение в соответствии с главой VIII Устава Организации Объединенных Наций. Как таковой он особенно хорошо подходит в качестве форума для расширения сотрудничества и взаимодополняемости между такими организациями и учреждениями. ОБСЕ будет действовать в партнерстве с ними, чтобы эффективно реагировать на угрозы и вызовы в своей сфере.[14]
Ни одна организация не может справиться со всеми угрозами, напряженностью и конфликтами. Это было признано в так называемой «концепции Платформы», которая является приложением к Хартии европейской безопасности ОБСЕ.
Согласно Платформе, ОБСЕ установила тесные отношения со всеми международными организациями, имеющими отношение к Европе, включая Европейский Союз, Совет Европы, Содружество Независимых Государств (СНГ) и НАТО. В качестве региональной договоренности в соответствии с главой VIII Устава ООН ОБСЕ создала Рамки сотрудничества и координации с Секретариатом ООН.
Генеральный секретарь ОБСЕ также ежегодно отчитывается перед Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. В полевых операциях ОБСЕ тесно сотрудничает с действующими органами ООН, такими как Управление Верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ ООН) и по правам человека (УВКПЧ), Помощник Генерального секретаря ООН по политическим вопросам, а также Международный комитет Красного Креста (МККК) и Международной организации по миграции (МОМ).
2.2. Регулирование конфликтов в рамках ОБСЕ
В связи с ожидаемым расширением Европейского Союза и НАТО на восток и кажущимся дублированием некоторых функций безопасности между НАТО, ЕС и ОБСЕ будущая роль Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) представляется сомнительной. Подчеркнув необходимость координации и разделения труда между организациями безопасности, участники дискуссии подчеркнули уникальную роль, которую ОБСЕ все еще может играть в Европе для предотвращения конфликтов и урегулирования постконфликтных ситуаций, сосредоточив внимание на конкретных институциональных преимуществах организации и наметив ключевые направления реформ, необходимых для обеспечения будущего предприятия в регионе.
Все три выступавших подчеркнули уникальное качество ОБСЕ как единственной общеевропейской организации по безопасности, охватывающей Евроатлантический регион и включающей в себя США, Канаду, Россию и все страны СНГ в качестве членов.[27]
Следовательно, ОБСЕ может использоваться в многостороннем контексте, в котором Россия является активным членом, что придает реальную легитимность принятым мерам безопасности для Европы, ННГ и Центральной Азии. Кроме того, физическое присутствие организации в регионе в форме 19 полевых миссий и непосредственное, долгосрочное участие сторон на местах в усилиях по демократизации и посредничеству в конфликтах, охватывающих политические, экономические, военные и лингвистические вопросы, дает ОБСЕ сравнительное преимущество перед другими организациями безопасности, такими как НАТО, которые только недавно привыкли к участию «вне зоны действия».[19]
Таким образом, ОБСЕ лучше всего подходит для миростроительства в регионе именно потому, что все государства региона являются ее членами и потому что она уже имеет полевые миссии во многих кризисных зонах, таких как Босния, Македония, Косово, Молдова, а также «ближние зарубежные» соседи России, включая Таджикистан и Грузию. Посол Барри и д-р Хопманн особо подчеркнули важную роль, которую ОБСЕ играет и может играть в предотвращении и разрешении конфликтов в Центральной Азии, в которой НАТО или ЕС вряд ли будут участвовать в долгосрочной перспективе соседи ближнего зарубежья, включая Таджикистан и Грузию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОБСЕ остается уникальным форумом, где продолжают встречаться все заокеанские, европейские и центрально-азиатские страны, причем на абсолютно равноправной основе. Это отличает ОБСЕ от других организаций.
С 57 государствами-участниками в Северной Америке, Европе и Азии ОБСЕ – Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе – является крупнейшей в мире региональной организацией по безопасности. ОБСЕ работает во имя стабильности, мира и демократии для более чем миллиарда человек посредством политического диалога об общих ценностях и посредством практической работы, направленной на долгосрочное изменение ситуации.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
I. Нормативно – правовые источники
1.Хельсинкский заключительный акт - 1975 г. https://docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения 29.12.22)
2.Парижская хартия для Новой Европы - 1990 г. https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=1011103 (дата обращения 29.12.22)
3.Хельсинкский документ - 1992 г. https://www.osce.org/files/f/documents/8/0/39534.pdf (дата обращения 29.12.22)
4. Документ Будапештской встречи на высшем уровне - 1994 г.
http://hrlibrary.umn.edu/russian/osce/basics/Rbudapest.html (дата обращения 29.12.22)
5. Хартия европейской безопасности - 1999 г. https://www.osce.org/ru/node/125811 (дата обращения 29.12.22)
6. Астанинская памятная декларация – 2010 г https://www.osce.org/ru/cio/87380 (дата обращения 29.12.22)
II. Литература
7. Адамишин А.Л. Заключительный акт: занавес опускается? // Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. Электрон. журн. 2005. № 4, Июль-Август. URL: http://www.globalaffairs.ru/numbers/15/4508.html
8. Бенедиктов К. Россия и ОБСЕ: реальные и мнимые перспективы сотрудничества // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Тренина Д. М.: S&P, 2000. С. 172-209.
9.Воронков Л.П. Хельсинкский процесс и европейская безопасность. Что дальше? М.: МГИМО-Университет, 2012, 320с.
10. Глинский-Васильев Д. Расширение НАТО на восток как проблема российской и европейской безопасности // Россия и основные институты безопасности в Европе: вступая в XXI век / Под ред. Тренина Д. М., 2000. С. 101-131.
11.Гудби Дж. Неразделенная Европа: новая логика мира в американо-российских отношениях. М., 2000. 333 с.
12.Данилов Д.А. Общая внешняя политика и политика безопасности // Европейский Союз: факты и комментарии. М., 2008 .С. 83- 87
13.Дунай П. Приложение 1а. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе: постоянная адаптация наряду с устойчивыми проблемами // Ежегодник СИПРИ 2005. М., 2006. С. 74-81.
14. Единство цели: сделать ОБСЕ более эффективной. Итоговый доклад и рекомендации группы видных деятелей по вопросам повышения эффективности ОБСЕ. 27 июня 2005 г. П. 30а) // ОБСЕ: офиц. сайт. URL: http://www.osce.org/documents/cio/2005/06/15432_ru.pdf.
15.Загорский А.В. Укрепление ОБСЕ. Формирование единого пространства экономического и гуманитарного сотрудничества, сообщества неделимой безопасности от Атлантики до Тихого океана. Российский совет по международным делам. Доклад № 16. 2014. М.: Спецкнига, 2014.
16.Кабасакалова, М.. Роль США в европейской системе безопасности. http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/500/rol-ssha-v-evropejskoj-sisteme-bezopasnosti3600 (07.12.2022)
17.Костин, С. Реформирование ОБСЕ – необходимое условие для дальнейшего существования организации. – Право и безопасность, No. 1-2 (44), 100-107 http://dpr.ru/pravo/pravo_40_20.pdf (07.12.2022)
18.Макарова Г.Н. Деятельность ОБСЕ на рубеже XXI века – Яркое Прошлое – Неуверенное Настоящее – Неопределенное Будущее /Г.Н. Макарова/ Журнал Аспирант и Соискатель. Выпуск 35. / Под ред. А.В. Моденова – Москва: Издательство «Компания Спутник плюс», 2006. №4. (35). - С. 94-104.
19.Макарова Г.Н. Современные международно-правовые аспекты повышения эффективности деятельности ОБСЕ в военно-политическом измерении /Г.Н. Макарова/ Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарноэкономического института. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2007. – С. 172-184.
20.Макарова Г.Н. Будущее ОБСЕ в системе международных отношений и основные перспективы сотрудничества с другими международными организациями /Г.Н. Макарова/ Политика и общество. Научный гуманитарный журнал / Под ред. В.И. Даниленко – Москва: Издательство «NOTA BENE», № 9, 2007.
21.Макарова Г.Н. Совершенствование деятельности Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) /Г.Н. Макарова/ Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московского гуманитарно-экономического института. – Казань: ЗАО «Новое знание», 2008.
22.Макарова Г.Н. Современные международно-правовые аспекты повышения эффективности ОБСЕ в политико-гуманитарном (человеческом) измерении /Г.Н. Макарова/ Журнал Современные гуманитарные исследования. / Под ред. А.В. Моденова – Москва: Издательство «Компания Спутник плюс», 2007. №2. (15). - С. 213-223.
23. Новик Ф.И. СССР и проблемы безопасности и сотрудничества в Европе (опыт 70-х – первой половины 80-х годов) // Советская внешняя политика в годы «холодной войны» (1945-1985). Новое прочтение / Отв. ред. Л.Н. Нежинский. М., 1995. С. 334-366.
24. Ротфельд А.Д. Европа: новая транслантическая повестка дня // Ежегодник СИПРИ 1999. М., 2000. С. 195-226. 100
25. Ротфельд А.Д. СБСЕ: к созданию системы безопасности // Ежегодник СИПРИ 1993. М., 1994. С. 91-106.
26.Тухбатуллин, Ф. ОБСЕ теряет себя. http://archive.chrono-tm.org/?id=302 (07.12.2022).
27. Цыганков П.А. Безопасность: кооперативная или корпоративная? (Критический анализ международно-политической концепции) // Полис. № 3. 2003. С. 128-139.
28.Центральная Азия и Южный Кавказ: Насущные проблемы. (2007). /Румер, Б. Москва: Новое издательство. http://avidreaders.ru/download/centralnaya-aziya-i-yuzhnyykavkaz-nasuschnye.html?f=pdf (07.12.2022).
29.Энгельгардт, Г.. Республика Сербская в Боснии и Герцеговине. Возникновение и эволюция (1990-2006 гг.). (Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук). Институт Славяноведения РАН. http://inslav.ru/images/stories/other/2015_engelgardt_dissertacija.pdf (07.12.2022).
30.Юрьева Т., Лебедева М. Архитектура европейской безопасности: глобальный и региональный аспекты // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 5. С. 122–131
31.Яковенко, А. Мифы и реальность стамбульских договоренностей. https://rg.ru/2005/04/06/dovse-stambul.html (07.12.2022).
32. A secure Europe in a better world. European security strategy // Council of European Union: official site. URL: http://www.consilium.europa.eu/uedocs/cmsUpload/78367.pdf
33. Council of the European Union. Headline Goal 2010. ESDP Presidency Conclusions document 10547/04. Annex 1. Brussels, 15 June 2004. European Security and Defense Assembly. Assembly of WEU: official site. URL: http://www.assemblyweu.org/en/documents/sessions_ordinaires/rpt/2005/1898.php#top
34. European Union. Presidency Conclusions. Santa Maria da Feira European Council, 19-20 99 June 2000. SN 200/00 // Council of European Union [Электронный ресурс]: official site. Public Information Office. URL: http://www.consilium.europa.eu/ueDocs/cms_Data/docs/pressdata/en/ec/00200-r1.en0.htm
35. Peters I. The OSCE, NATO and the EU within the “Network of Interlocking European Security Institutions”: Hierarchization, Flexibilization, Marginalization // OSCE Yearbook 2003. Baden-Baden, 2004. Pp. 381-402.
36. Rotfeld A.D. Prescriptions for improving OSCE effectiveness in responding to the risks and challenges of the 21st century // The OSCE and Preventive Diplomacy. Program for the Study of International Organizations at Geneva University, PSIO Occasional Papers № 1 / Eds. Ghebali V.-Y. and Warner D. Geneva: PSIO, 1999. Рp. 51-70
37. Treaty of Amsterdam. Tille V. Provisions on a Common Foreign and Security Policy. Article J.8, 16. Official Journal C 340 of 10 November 1997. Эл. версия: Treaty of Amsterdam // Eur-lex: Access to European Union Law. Managed by Publication Office. URL: http://eur-lex.europa.eu/en/treaties/dat/11997D/tif/JOC_1997_340__1_EN_0005.pdf
38. Treaty on European Union (1992). Official Journal C 191 of 29 July 1992. Эл. версия: Treaty on European Union (1992) // Eur-lex: Access to European Union Law. Managed by Publication Office. URL: http://eurlex.europa.eu/en/treaties/dat/11992M/tif/JOC_1992_191__1_EN_0001.pdf