Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что праздник – уникальное явление в жизни человека, одним из явлений которого является отличить человека от немого и вообще возвысить его над остальными немыми мирами. Праздники, являющиеся одной из самых устойчивых форм духовной культуры, — это не только торжество, красочное карнавальное шествие, танцы, песни и возможность весело провести время, но и сама история народа с ее богатыми традициями.
Праздники как этнокультурный феномен являются одной из форм жизни этноса. На протяжении веков народная праздничная культура русских, пропитанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, дополнялась новыми элементами, в основном под влиянием православия. Истоки традиционных праздников и обрядов восходят к глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаичных аграрно-магических представлений и языческих культов.
Праздник всегда был важным общественным событием и для каждого человека своеобразной формой эмоционально-символического выражения (утверждения) собственных ценностных и мировоззренческих установок.
Место праздника в современной культуре неоднозначно. Происходит тотальная экзистенциальная экспансия «праздничного» (атрибутивных свойств партии) в обыденный мир, при этом партия как форма эмоционально-символической деятельности утрачивает специфику своей культурной самостоятельности. В то же время сущностные характеристики праздника иногда относят к современной культуре в целом.
Феномен праздника неизменно привлекает внимание историков культуры, этнографов, антропологов и философов культуры. Однако каждый исследователь интересовался этим объектом с определенной стороны. Таким образом, объекты анализа, сущностные характеристики, разбивка и определения отпуска часто оказывались разными. А в повседневной жизни праздник выступает либо как ритуал, либо как памятная дата, как состояние души, традиция, развлечение, как атрибут современной культуры.
История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, способами добывания ими основных средств к существованию, формированием и развитием мировоззрений и верований. Традиционный русский праздник – это судьба народа, тесно связанная с кормильцем земли и космическим началом.
Самыми древними и важными праздниками являются праздники, например «Масленица», сложение которых происходило на протяжении веков в процессе труда людей. Название календарных праздников, принятое наукой, относится прежде всего к празднествам, происходившим в установленное традицией время и связанное с земледельческим календарем предков восточных славян, ориентируясь на дни зимнего солнцестояния и лета, весеннее и осеннее равноденствие. .
С принятием христианства на Руси в конце 10 века появились религиозные праздники (христианские, православные). Они были посвящены наиболее значимым событиям священной истории, особо почитаемым христианскими святыми.
Основу исследования составили работы нескольких авторов, изучавших аспекты праздника, а именно А.С. Горшкова, А.И. Мазаева, А.Ф. Некрылова, Т. Скобельской, Н.П. Степанова, Н.Д. Телешова, И.И. Шангина, Н.А. Юдина и др.
Цель: Организация обслуживания народного гуляния Масленица в городском парке.
Задачи:
1. Изучить смысл и история, традиции и обряды Масленицы.
2. Рассмотреть особенности организации обслуживания народного гуляния в парке
Объект: "Широкая масленица" как праздник календаря.
Предмет: Организация обслуживания народного гуляния в парке
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме.
2. Методы сбора и анализа доказательств.
Практическое значение. Данная работа может быть использована как источник для дальнейшей организации традиционных праздников русского календаря, особенно их значения для русской культуры.
Рабочая структура. Данное исследование включает введение, две главы, заключение и библиографию. Общий объем составляет 35 страниц.
1. Теоретические аспекты постановки народного праздника "Широкая Масленица"
1.1. Программа Больших масленичных гуляний в парке
В канун празднования приглашаем всех в чудесный парк на празднование "Широкой Масленицы"!
Масленица проходит весело и душевно. Хорошее настроение, активное участие посетителей в конкурсах и забавах, улыбки и звонкие песни тому подтверждение. Яркая программа на сцене, веселые конкурсы, розыгрыши призов, лазертаг, ходьба на ходулях и бой мешками, а также традиционные румяные блины с икрой и вареньем – все это и многое другое ожидает гостей на праздничных гуляньях.
Гулянья развернутся на нескольких площадках парка, представленных Партнёрами праздника. Каждая площадка будет отличаться по формату и наполнению, но веселье и удалой дух Масленицы будет царить повсюду.
Одним из главных отличий проведения Масленицы в парке считается невероятный дух соревнований, царящий на ней. Гости переносятся в атмосферу русской деревни, и здесь начинается безудержное веселье: бои мешками, перетягивание канатов, метание метел и многое другое. А чтобы еще больше раззадорить публику, приготовлены выступления сказочных героев. Кроме того, в представлении может поучаствовать и каждый желающий, так как, на протяжении всего праздника на сцене и на площади артисты разных жанров с удовольствием будут развлекать и приглашать повеселиться всех, кто пришел!
Всеми любимый сказочный персонаж Емеля будет созывать детей и взрослых посетить интерактивную площадку «Русских забав» и продемонстрировать свою удаль и удачливость. Масленичные мастерские откроются для тех, кто захочет своими руками изготовить нарядную куклу -масленицу, пряник и даже арт-блин!
Будет работать ремесленная мастерская, где можно своими руками смастерить нарядную куклу-масленицу! В торговых рядах будут представлены разнообразные сувениры, нарядные варежки и носочки, украшения и аксессуары.
И, конечно же, на площадке будут угощения на любой вкус - всевозможные блины, румяные пироги и пирожки, сбитень, ароматный чай, горячий плов и шашлык. "Пряничная" представит печатные пряники известных брендов России и яркие расписные пряники.
Непременно стоит воспользоваться услугами базы проката спортинвентаря и совершить чудесное путешествие по роскошному парку, основанному Петром I. Особое удовольствие - прокатиться на коньках на открытом катке среди дубов-великанов в зимнем парке.
Нагулявшись в замечательном парке после лыжной прогулки, открытого катка или заезда на лошадках, особую радость доставят торговые ряды со всевозможными блинами, румяными пирогами и пирожками, сбитнем, квасом, ароматными чаями, горячим пловом и шашлыком.
12:00 - 16:30 На сцене парка дневная концертно-развлекательная программа; Выступления коллективов;
13:00, 14.00 - Конкурсные программы с призами;
16:30 – Розыгрыш супер-призов.
16:00 – Сжигание Масленицы (площадь у главной сцены)
17:00 - Окончание программы.
Дата и время проведения гуляний: 10.03.2022 с 12:00 до 17:00
1.2. Масленица: смысл и история, традиции и обряды
По канонам Православной Церкви Сырная седмица предназначалась для подготовки верующих к посту, когда каждый из них должен был проникнуться состоянием души, соответствующим предстоящему времени телесного воздержания и напряженного духовного размышления.
В традиционной русской жизни эта неделя стала самым ярким праздником, наполненным радостью жизни. Масленицу называли честной, широкой, пьяной, прожорливой, разорительницей. Говорили, что она «целую неделю пела и танцевала, ела и пила, навещала себя, каталась в блинах, купалась в масле». Масленицу праздновали по всей России, как в деревнях, так и в городах. Его празднование считалось обязательным для всех россиян: «Хоть полежи, а масленица проходит».
В деревнях принимали участие все жители, независимо от возраста и социального положения, за исключением больных и немощных. Неучастие в масленичных забавах могло привести, по легенде, к «жизни в горьких бедах». Празднование началось с масленичного собрания в воскресенье перед Масленицей.
1.3. Особенности постановки массового народного праздника
Организация празднования народного гуляния. Разработка сценария – основная часть при создании народного праздника. При создании режиссерского сценария большое значение придается работе с художником, так как образно-пластическое решение массовой подачи во многом определяет ее идейно-художественную силу. Эту задачу берут на себя и художник, и звукорежиссер (подготовка и запись фонограммы). Наиболее важные эпизоды и номера следует отрепетировать для генеральных репетиций. Директор также обязан принять решение о подготовке массовых групп, их выступлении на сцене и эвакуации массы из поезда. Работа режиссера в постановке театрального спектакля может быть определена как творческая и организаторская.
Национальный массовый праздник имеет особое эмоциональное значение. Это живое слово, создающее образы, речь ведущего, имеющая важную цель, соединяющую эпизоды, поэтическое слово, оказывающее сильное воздействие на зрителя, а также художественные средства, перемещающие массовку. Праздники усиливают воздействие событий на сцену, передают чувства героев, дополняют и усиливают сюжет. Отличительной особенностью драматургии и режиссуры массовых народных представлений является то, что человек, пришедший на праздник, должен быть участником, а не зрителем, поэтому при разработке сценария и режиссера важно предусмотреть средства для его запуска, каналы благодаря которому активная деятельность каждого участника может развиваться во время каникул. . . При этом важно реализовать элементы творческой импровизационной игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. Суть режиссерской деятельности состоит в выборе процессов и разработке конкретных эмоционально-выразительных средств и способов воздействия на зрителя:
- создание эпизодов и их художественная организация в сложной форме связной программы;
- использование постановочных приемов «театрализация», «иллюстрация»;
- сочетание разных видов деятельности: творческой, исследовательской, просветительской, театрализованной, эстрадной при подготовке к празднику;
- организационная работа с различными категориями лиц (профессиональные специалисты, артисты, ведущие, самодеятельные коллективы, участники реальных событий и массовых игр, зрители);
- использование в постановках различных эмоционально-выразительных средств (художественных, документальных, речитативных, технических);
- использование различных приемов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), видов связей (сюжетных, тематических, соревновательных, конфликтных, проблемных, промежуточных и др.) при синтезе отдельных компонентов и элементов структура композиции.
Наиболее распространенные виды праздников и обрядов, основанные на народных традициях и фольклоре, для украшения материалов вечеринок и массовых мероприятий показывают, что их можно использовать для активизации реципиентов, вовлечения их в общение, предлагают проверенный стереотип отношений и поведения. Эта деятельная сторона народных традиций и фольклора, столь важная для их использования в сценарии и в режиссерской концепции праздников и обрядов, проявляется в наиболее повторяющихся видах театральных постановок как подлинное русло проявления личности. Разработки. Нахождение и заземление таких каналов активизации, программирования в контексте своей вовлеченности в массовое действие крайне важно, так как устраняет часто повторяющиеся ошибки, на которые мы указываем при написании сценариев и отслеживании развития праздников и обрядов. - пассивная роль в них зрителя, его преобладающее положение как зрителя.
Можно выделить следующие виды живой деятельности, характерные для театрализованного народного действия, основанного на устоявшихся народных традициях. Костюмы участников, стимулируя их активность, выступают своеобразной движущей силой народно-театрального представления и позволяют участникам войти в роль традиционных фольклорных персонажей устоявшегося ритуала.
Дизайн костюма, так сказать, обобщает обе стороны театральности, ибо он не только превращает человека в актера фольклорного действа, но и позволяет носить тот или иной костюм, который сам по себе является фольклорным произведением, а иногда и очень ценным. Костюм, история которого как отдельной отрасли знаний складывалась на протяжении многих веков, в настоящее время широко используется в историко-этнографических и календарных праздниках и обрядах. Привлечение костюмов на таких мероприятиях позволяет формировать группы персонажей, которые становятся центрами, вокруг которых разворачивается действие, привлекая некостюмированных участников.
Традиционные народные аллегорические персонажи постоянно используются в театральных праздниках и обрядах. Использование мифологических персонажей в построении костюмированного театрализованного действия. Использование традиционных аллегорических, мифологических и сказочных фольклорных персонажей в театральных празднествах и обрядах, создание персонифицированных фольклорных образов сегодня вызывают много споров, частые методические просчеты в сценарии и режиссерских задумках, пишет С. Борисов.
В этом контексте подчеркнем, что для идеи и реализации народного праздника большое значение имеет точное соотношение документального материала и средств выражения художественного, реального и игрового действия, их органический синтез.
Таким образом, конструкция костюма определяет тип общения в театрально-фольклорном игровом действии и позволяет ускорить процесс адаптации участников праздника через ролевое, а не через личное общение в ходе развития сюжета. Сценарий: костюм, маска, аксессуары в сочетании с мимикой и жестами становятся специфической знаковой системой, языковым кодом, под влиянием которого происходит слияние практически реального и условно идеального поведения.
Коллективная импровизация, представляющая собой спонтанную художественную реакцию людей на знаменательное событие, выражается в хоровом пении, массовых танцах и застольях. Этот вид неорганизованной самодеятельности, потребность в которой всегда живет в народе, находит свое отражение главным образом в фольклорных формах. Народному творчеству традиционно свойственна хоровая и танцевальная импровизация. Он пронизывает буквально все разновидности массовой фольклорной деятельности, стимулирует создание огромного пласта народно-песенного и хореографического репертуара. Импровизированное народное творчество всегда эмоционально красочно и поэтому может быть использовано для передачи чувств и отношения к тому или иному событию. Все это делает хоровую или танцевальную импровизацию важнейшим структурным элементом народного действия. Создание театрализованного сценария обрядового представления требует от сценариста знания и понимания сути предмета, которым является ритуал как одна из форм массовой культуры.
Практически известны трудовые, художественные и творческие спортивные соревнования, посвященные народным праздникам. Они имеют форму игрового состязания, ряда показательных выступлений, театрализованной борьбы, они свойственны структуре любой народной сказки, они соревновательны, иногда комичны.
Обрядовое действие – обязательный структурный элемент, специфическая черта любого празднично-обрядового театрализованного действия, основанного на народных традициях и фольклоре. «Первичные формы культурной преемственности всегда связаны с культом. Они существуют, чтобы передать что-то священное и как таковое самое ценное для членов сообщества. Это ритуалы. Ритуал включает в себя те действия, которые по своей сути носят символический характер, символический, а не практически-утилитарный характер. Антрополог М. Дуглас определяет ритуалы как виды действий, призванных выразить веру в определенные символические системы или их приверженность".
Использование обрядового действия связано как с календарными праздниками, такими как встреча весны, приход лета, проводы зимы, так и с совершением какого-либо обрядового действия трудового цикла: вспашки первой борозды, окончание сбора урожая, перегон скота в поле и т. д.
Именно в этом контексте следует сосредоточить внимание на моделях использования выразительных возможностей обрядности в идейно-тематическом оформлении традиционных народных праздников, которые «наряду со специфическими элементами конкретного праздника включали в себя и общие элементы, переходящие от ритуальный цикл к другому».
Учитывая значение таких общих обрядовых элементов, В.Я. Пропп отмечает: «Когда вы сравниваете праздники друг с другом, вы обнаружите, что они частично состоят из одних и тех же терминов, иногда оформленных по-разному, а иногда просто идентичных». К таким общеобрядовым элементам организации театрализованного действия в народных праздниках и обрядах относятся поклонение огню, воде, флоре, обрядовой трапезе, переодеванию и др.
В повседневной жизни — сельской и городской, старой и новой — жизнь людей развивалась и развивалась циклами. Любое значимое событие или новый цикл в жизни человека и окружающей природы требует действий, совершаемых для их регулярного повторения в обычном традиционном составе и порядке, освященном веками обычаем. Обряд, таким образом, представляет собой установленный обычаем набор действий, связанных с бытовыми народными традициями или исполнением религиозных предписаний. В центре ритуала всегда находится ритуальное действие. Рациональные практические действия неотделимы от эстетических действий, которые одухотворяют и превращают практические действия в своеобразные художественные образы.
Русские бытовые обряды очень разнообразны. Какой и когда должен соблюдаться обряд как в сельской, так и в городской жизни, определяется традиционными предписаниями. Они же диктуют приемы и сочетания обрядовых действий, создавая их устойчивость и разнообразие (крещения не похожи на свадьбы, рождественские обряды не на купалы и масленицы и т. д.). Ритуалы можно разделить на календарные обряды, связанные с земледельческой жизнью: семейные обряды, направленные на сферу индивидуальной семейной жизни человека; иногда. приурочено к конкретным значимым событиям; религиозные, связанные с празднованием важных религиозных событий и праздников.
Ритуальное действие также представляет собой комплекс символических, магических, демонстрационных и игровых элементов. В магических, стимулирующих и защитно-ритуальных действиях желаемый результат обусловливания обозначается конкретным действием или словом. Так, например, слово (заговоры) используется как словесная (вербальная) магия. Кроме возбуждающих и охранительных обрядов существуют так называемые магические обряды, то есть пророчества.
Демонстративно-символические действия связаны с народными традициями. Например, молодые люди собираются вместе, пьют из чашки и т.д. В наше время магическая функция обрядовых действий ослабла, и благодаря им развилась демонстративно-символическая и игровая функция. Также обрядовые действия могут быть индивидуальными (гадание на девушек), коллективными (плетение берез в семена) или массовыми (парад физкультурников на Олимпийском стадионе).
«Если обряд — это последовательность вполне определенных повседневных обрядовых действий, то обряд — это совокупность обрядов, сопровождающих какое-либо социальное, политическое, военное, религиозное действие и составляющих его внешнее оформление, т. е. обряд — это форма то или иное «действие, а совокупность и определенная последовательность обрядовых действий — его содержание. Обряд, как и обряд, представляет собой и определенный порядок, в котором совершаются обрядовые действия. Но обряд может не иметь отношения к традиции и иметь своеобразный персонаж.
При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему определенные обряды и ритуальные действия, следует иметь в виду определенную, а иногда и значительную трансформацию праздника во времени и в сознании людей. Для режиссера сценарий — это не только руководство к определенной последовательности праздничных и ритуальных действий, но и тщательно продуманный драматургический план, в котором, конечно же, ритуальное действие с реальными участниками становится художественным.
Излишне говорить, что в настоящее время невозможно воспроизвести сюжетную основу вечеринки в том виде, в каком она происходила сто и более лет назад, поскольку в то время сюжетная линия была не нужна. Все ритуальные действия проводились в соответствии с сложившимся с давних пор обычаем.
Сегодня сценарное мастерство — это уже не вечеринка в ее первоначальном виде, а театрализованное представление, тема которого — эта вечеринка, потому что «дважды в одну реку не войдешь».
Сценарий народного массового праздника сам по себе уже является сложной концепцией, синтезирующей в себе одновременно творчество драматурга, режиссера, художника, композитора и организатора. Тема — явления колеса жизни, выбранные сценаристом и режиссером. Идея – главный вывод, главная мысль, авторская оценка изложенных событий. Тема обычно определяется в самом начале праздника, и сценарист и режиссер должны подвести зрителей к идее как к общему главному выводу. Тема и идея неразрывно связаны между собой и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. В драматургии массового зрелища на первый план выходят его характеристики.
Экспозиция, конфликт, кульминация приобретают специфические черты в драматургии народного действия благодаря структуре монтажа, в которой конфликт существует не в результате возникновения противоположных и противоборствующих сил, а в связи монтажа, в отличие от разнородных эпизоды, номера и «аттракционы». Само сочетание различных явлений в сборочной структуре внутренне противоречиво, оно несет в себе известную возможность возникновения противоборствующих сил. В результате этой борьбы происходит переплавка одной монтажной структуры, что в итоге выливается в новое качество - драму, основанную не на традиционном действии и контрдействии, ведущем к конфликту, а на определенной диалогичности времени. Нельзя, особенно на фольклорном празднике, основанном на конкретной рождественской ситуации, вызывающей у каждого личные ассоциации, говорить о традициях, обрядах вообще и т. п. Действие праздника, спектакля, лишено прямой последовательности и содержит отступления. , остановки, задержки, повторение событий, переходы от словесного к изобразительному материалу, от изобразительного к музыкальному, от музыкального к словесному и т. д. И так действие показано в свободной драматургической структуре, в которой большое значение имеют паузы в действии. значение. Особенность сюжетного движения в сценарии народного праздника в том, что оно должно быть образным, наглядным, соответствовать замыслам сценариста и режиссера одновременно. Это драматургическое движение, приводящее в движение развитие сюжета, является главным связующим звеном в сборке эпизодов сценария, оно показывает все действие. В то же время пафос может чередовать комические и трагические моменты со светлыми и радостными моментами. Это находит выражение в особом подборе художественного материала. На сцене песни, танец, отрывок из эпоса, фрагмент обрядового действа могут следовать одна за другой, чередуясь с массовыми действиями участников. Сценарий нуждается в изложении, то есть введении краткого рассказа о событиях, которые привели к породившему его конфликту. Экспозиция в сценарии обычно перерастает в сюжетную линию.