Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Усиление рыночной и экономической власти на определенном товарном рынке единственного производителя блага приводит к монополизации всей отрасли и установлению благоприятных условий для извлечения сверхприбылей такой фирмы. Однако монополизация рынка также приводит и к ограничению свободы выбора потребителями благ и услуг либо к невозможности приобрести благо по более низкой цене. Таким образом, монопольная власть производителя товара может нанести значительный урон как экономической активности остальных фирм-конкурентов, так и общественному благосостоянию, который проявляется в завышенных ценах на некоторые виды товаров, уменьшении объема выпуска, а также процветанию экономически необоснованных прибылей некоторых компаний. Для минимизации степени монополизации рынка государство призвано проводить антимонопольную политику, для чего оно рассчитывает различные показатели монопольной власти.
Предметом данной контрольной работы является конкуренция и монопольная власть производителей товаров и способы ее измерения.
Целью работы выступает комплексный анализ основ конкуренции и монополизации рынков, источников, последствий развития на рынке монопольной власти и определении основных индексов монополизации с целью минимизации ее степени.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
раскрыть сущность конкуренции,
описать основные виды монопольной власти,
проанализировать основные источники монополизации рынков,
изучить антимонопольную политику в России,
исследовать показатели или индексы монопольной власти,
раскрыть пути минимизации монополии.
Работа состоит из трех частей, в которых анализируются теоретические аспекты и сущность конкуренции и монополии, а также проводится их анализ на примере российской экономики.
Для раскрытия данной темы были использованы исследования авторов в области микроэкономики, экономические порталы и ресурсы Интернет.
Глава 1. Теоретические основы исследования монополии
1.1 Понятие, сущность и особенности монополии как формы рыночной структуры
Отношения на рынке между производителями различных благ могут строиться на основе разных принципов. В связи с этим выделяют, как правило, конкурентные и монополистические отношения. Рассмотрим их сущность и выделим основные отличия между данными понятиями.
Конкуренция – слово, произведенное от латинского «concurro», означающего «сталкиваться». Это основное понятие рыночной экономики, основанной на частной собственности, означающее борьбу производителей на рынке за возможность получать наиболее высокие прибыли. Идеальная конкуренция, в представлении экономистов – это рынок с неограниченным количеством продавцов и товаров, среди которых покупатель выбирает лучший .
На практике неценовые, а порой и недобросовестные формы конкуренции зачастую предоставляют преимущество отдельным производителям или их группам. Правительства экономически развитых стран создают для своих производителей льготные условия, не допуская появления на рынках посторонней продукции.
Конкуренция в конечном итоге приводит к вытеснению с рынка мелких производителей либо к полному контролю их деятельности крупными компаниями, имеющими возможность влиять на механизм ценообразования, потоки сырья и энергоресурсов.
В представлении современных экономистов конкуренция – это мощный фактор самоорганизации рынка, который автоматически приводит к успеху тех участников экономического процесса, которые смогут предложить потребителю самые выгодные условия.
Считается, что рыночный конкурентный процесс обязательно способствует устранению недобросовестных участников рынка и их вытеснению, так как покупатель всегда выбирает лучшее соотношение цены и качества товара.
Объектом конкуренции является конечный потребитель, принимающий решение о покупке того или иного товара или услуги в соответствии с их качеством и доступностью.
В определенной степени наличие конкуренции является благом не только для экономики, но и для любой сферы деятельности: науки, искусства, шоу-бизнеса и т.д. Участники рынка вынуждены постоянно совершенствовать качество своей продукции, уровень сервиса и другие факторы, в соответствии с которыми потребитель делает свой выбор в пользу того или иного продукта.
В то же время свободная, ничем не ограниченная конкуренция обязательно приводит к появлению одного или нескольких сильнейших производителей, которые получают господствующие позиции на рынке и могут диктовать остальным свои условия. Поэтому в законодательствах многих стран имеются антимонопольные законы и другие регуляторы, ограничивающие конкурентную борьбу разумными рамками.
В целом механизм конкуренции чрезвычайно полезен для развития экономики и общества в целом. Он не дает ни одному из участников рынка успокаиваться на достигнутом, поощряет поиск новых, более привлекательных и экономически выгодных решений. В конечном итоге от конкуренции выигрывает потребитель, который получает достаточно качественные продукты по разумной цене.
Поскольку конкуренция является многоплановым понятием, экономисты различают множество ее видов в зависимости от принципа систематизации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации// Справочная служба «Консультант-Плюс»
2. Гражданский Кодекс РФ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
4. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17.08.1995 № 147-ФЗ// Справочная служба «Консультант-Плюс»
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года
6. Базылев Н.И. Экономическая теория. – М.: Инрфа-М, 2011. – 672 с.
7. Голиков М.Н. Микроэкономика. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 382 с.
8. Гальперин В.М. Микроэкономика. – СПб.: Институт «Экономическая школа», 2014. – 520 с.
9. Гуляев Г.Ю. Эволюция теории конкуренции// Экономика и экономические науки. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-teorii-konkurentsii
10. Кистанов В.В., Копылов Н.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011. – 584 с.
11. Латышев А.Ю. Противоречия развития современных монополий: теория и практика в России// Вестник ЧГУ. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/protivorechiya-razvitiya-sovremennyh-monopoliy-teoriya-i-rossiyskaya-praktika
12. Малкина М.Ю. Институциональный анализ естественных монополий в России// Экономика и экономические науки. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnyy-analiz-estestvennyh-monopoliy-v-sovremennoy-rossii
13. Фролова Т.А. Экономическая теория. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2011. – 479 с.
14. http://ecsocman.hse.ru/ - федеральный образовательный портал
15. http://www.economicportal.ru/ - экономический портал
16. http://www.fas.gov.ru/ - федеральная антимонопольная служба РФ
17. http://www.gks.ru/ - федеральная служба государственной статистики