Фрагмент для ознакомления
2
Глава 2 Теоретико-методологические основы изучения проблемы семьи в психолого-педагогической литературе
2.1 Анализ понятия и типов семей в психолого-педагогических исследованиях
Чтобы определиться с тем, какое влияние неблагополучная семья оказывает на личность ребёнка, необходимо первоначально охарактеризовать понятие «неблагополучная семья».
Раскроем понятие «неблагополучная семья» изначально исходя из сущности понятия «семья».
Под «семьей» понимается малая группа людей, объединённых брачным или кровным родством.
Ф. Энгельс, опираясь на первобытное общество, понимал под «семьей» круг лиц, между которыми разрешены половые контакты.
Таким образом, «семья»- это круг лиц, больше чем два человека.
Ученые Я.А. Коменский, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, Х.Д. Джайнотт, Д. Локк, Дж. Рескин определяют семью как университет человеческих отношений, обеспечивающий всестороннее и гармоничное развитие личности, сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья ребенка [12].
А. И. Раку рассматривал «семью» с позиции ребёнка и определял её как микросхему, которая окружает ребёнка и формирует его личность [1].
М. Земска отмечает, что «семья» - это «колыбель личности». Исследователь также определяет особое значение семьи в развитии личности ребенка. Ребёнок окружен близкими и родными, с которых он берет пример и подражает им [9].
Л. Я. Рубина подчеркивает не тождественность понятий «брак» и «семья». Сравнивая два эти понятия, л. Я. Рубина отмечает, что «брак» является первоисточником семьи. Так, по мнению исследователи, брак- это институт, который регулирует отношения между полами, то семья – это институт, который регулирует отношения между супругами, их детьми и родственниками.
Внутрисемейные отношения могут быть, как персональными (отношения между матерью и сыном) так и групповыми (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Семья является важной составляющей общества, её ячейкой. Можно сказать, что семья формирует общество, так как духовные, материальные традиции каждой семьи отражается на обществе, в котором она находится. Чем выше культурные традиции семьи, тем выше культура всего общества. Таким образом, имеется прямолинейная зависимость семьи и общества, семьи и ребёнка.
В результате анализа литературы в контексте определения понятия «семья», мы определили, что семья играет важную роль в формировании личности ребенка.
Л. Я. Рубина отражает в понятии «семья» источник счастья и горя в жизни каждого. Счастье каждого человека зависит от семейного благополучия. Если человека ждут члены его семьи, они его любят, то можно назвать человека счастливым. Так как ощущает постоянную помощь, поддержку, любовь [17].
Рассматривая критерии классификации семей, можно выделить несколько типологий.
Изначально семью характеризуют по количеству её участников. Исходя из этого выделяют нуклеарную семью – это семья, в которую входят, родители и их дети. Также имеется понятие «расширенная семья» - это расширенная нуклеарная семья, в которую помимо родителей и их детей, входят другие родственники: бабушки, дедушки, тёти, дяди и т.д.
Отталкиваясь от определения понятия «нуклеарная семья», различают полную семью – семья с обоими родителями (мама и папа) и неполную семью, в которой отсутствует один из родителей.
Помимо количества родителей в семье, семью можно классифицировать и по количеству детей в ней. Различают бездомные семьи, малодетные семьи, в которых один или два ребёнка, и многодетные семьи с тремя и более детьми.
Большинство семейных систем, при которых расширенные семьи считаются нормой, являются патриархальными. Этот термин обозначает власть мужчин над другими членами семьи. При матриархальной семейной системе власть по праву принадлежит жене и матери. Такие системы встречаются редко
В последние годы произошел переход от патриархальной к эгалитарной семейной системе. Это главным образом обусловлено увеличением числа работающих женщин во многих индустриально-развитых странах. При такой системе влияния и власть распределяется между мужем и женой почти в равной мере.
Следующей классификацией семьи можно выделить характер взаимоотношений между членами семьи. Исходя из этого, выделяют авторитарную, либеральную и демократические семьи [22].
Для авторитарной семьи характерно дисциплинированные, строгие, холодные отношения между членами семьи. В таких семьях общение основывается на кратких, чаще формах общения. Между членами существует дистанция.
В либеральной семье существует равнодушие и дистанцированность членов семьи. Взаимоотношения в таких семьях происходит по принципу «делай, что хочешь».
В демократической семье все члены семьи проявляют уважение, любовь и заботу по отношению к каждому члену семьи. При таком взаимоотношении ребёнок развивается в сотрудничестве, любви, товариществе между всеми членами семьи. Важно, что в таких семьях, поступки каждого анализируются, обсуждаются и оцениваются.
Мы уже определили, что семья играет важную роль в жизни каждого человека. Далее рассмотрим, какие функции выполняет семья.
Первая функция - это репродуктивная. Она включает в себя рождение детей, т.е. отвечает за количественное увеличение семьи. Социолог Харчев А.Г. считает, что это главная общественная функция, в основе которой лежит инстинктивное стремление человекам к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. [24].
Функция социализации семьи заключается в том, что родители передают своим детям навыки, нормы и правила поведения в обществе. Тем самым параллельно с физическим развитием происходит умственное и культурное развитие ребенка, эффективность которого напрямую зависит от условий в семье.
Ещё одной функцией семьи является хозяйственно- потребительская. Она выражается в том, что каждая семья ведёт определённый образ жизни, заключающийся в ведении семейного совместного быта, семейного бюджета, управлением семьей.
Воспитание детей в семьи является выражением воспитательной функции семьи. Забота о здоровье каждого члена семьи, поддержания здорового климата, организация досуга и отдыха семьи заключается в исполнении семьёй восстановительной функции. Выполняя эту функцию, каждый член семьи получает внимание, заботу близких.
По заметкам М. Земска семья реализуется половую функцию. По её замечаниям, рождение детей выражается не только в продолжении рода, но и в будущем семьи [9].
Ещё одной функцией семьи является духовная функция. Духовная функция выражается в особом отношении между членами семьи, их общении, особом контакте, который позволяет передать будущему поколению обычаи, знания, традиции, культуру народа.
Рассматривая роль семьи в жизни ребенка, необходимо отметить не только ее социальную, но и психологическую сторону, так как именно в семье формируются все те качества личности, которые представляют ценность для общества. Следовательно, семья имеет основополагающее значение для будущей жизни молодых поколений [24].
Таким образом, мы смогли определить, что «семья» - это круг лиц, объединённых кровными или брачными связями. Семья с детьми является важным и первым фактором развития личности ребенка. Если в семье существует гармония, каждый её член ощущает любовь и заботу, в этом случае можно говорить о полном исполнении всех вышеназванных функций и ребёнок развивается гармонично. Он переносит на себе все знания, навыки и умения, которые преподносят ему родственники, необходимые для успешной его интеграции в общество.
Но случаются ситуации, в которых гармония в семье нарушена. Дети испытывают страх, обиду, жестокость со стороны близких родственников. Тем самым, описанное нами благополучие нарушается, и семья становится неблагополучной. Рассмотрим далее характеристику неблагополучной семьи.
2.2 Критерии и подходы к определению сущности понятия «неблагополучная семья»
В настоящее время наблюдается нехватка современных научных исследований, посвященных вопросам работы с неблагополучными семьями. Современные направления профилактической работы с трудными семьями, рассматривались в работах Г.Г. Буторина, Н.В. Крыжановской, С.Е. Щербины и др. [2].
Известный детский психиатр М.И. Буянов считает, что все в мире связано как с благополучием, так и с неблагополучием. В то же время он рассматривает семейные невзгоды как создание неблагоприятных условий для развития ребенка. Согласно его интерпретации, неблагополучная семья для ребенка не является синонимом антиобщественной семьи. Есть много семей, в которых с формальной точки зрения нельзя сказать ничего плохого, но если есть факторы, которые негативно влияют на личность ребенка и усугубляют его негативное эмоциональное и психическое состояние, то для конкретного ребенка эта семья будет неблагополучной. «Для ребенка», - подчеркивает М. И. Буянов, - «семья может быть подходящей, для другого такая же семья вызовет болезненные душевные переживания и даже психическое заболевание. Существуют разные семьи, есть разные дети, так что только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная».
Таким образом, психическое состояние и поведение ребенка являются своего рода показателем семейного благополучия. «Недостатки воспитания, - считает М.И. Буянов, - это первый и самый главный показатель неблагополучия семьи» [3].
В психологической, социологической, педагогической литературе существует множество определений, понятий, названий неблагополучной семьи: проблемная, антиобщественная, семья «группы риска», семья социального риска, социально незащищенная семья и др.
В научной литературе многие ученые проанализировали понятие «неблагополучная семья». Например, М.А. Галагузова определяет понятие «неблагополучная семья» как семья с низким социальным статусом в одной или нескольких сферах жизни. Кроме того, признаками неблагополучной семьи, по ее мнению, являются: невыполнение семьей своих функций; снижение адаптивных способностей семьи; наличие трудностей в семье в процессе воспитания детей [4].
B.P. Лебединская выделяет следующие признаки неблагополучной семьи:
- когда родители демонстрируют и прививают ребенку антиобщественные привычки, отношения и потребности;
- отсутствие контроля со стороны родителей за детьми;
- отсутствие у родителей защиты своих детей от воздействия внешних негативных факторов;
- оказание разрушительного воздействия на формирование нравственных качеств личности детей [16].
Также включает в себя основные признаки семейного неблагополучия, конфликтные отношения между родителями, их пьянство, аморальное поведение, развод родителей, педагогические ошибки родителей, бытовая бедность, вызванная безработицей родителей, жестокое обращение с детьми со стороны родителей, социальное сиротство у живых родителей, разврат детей, убийство родителя на глазах у ребенка, блуждание родителей и их пребывание в местах лишения свободы.
Ученые выделяют пять основных причин дезорганизации семейных отношений:
1) социально-экономические условия - (хроническая нехватка денег, бедность, отсутствие нормальных условий жизни) являются причиной конфликта в семейных отношениях;
2) социально-психологические причины (семейные конфликты), отношения и общение супругов;
3) личные причины (основные моменты характера, особенности личности супругов);
4) негативные межличностные отношения (недоверие, безразличие, недовольство), те, которые могут какое-то время не отражаться на общение супругов;
5) дезорганизация общения супругов - это выражается в гневе, грубости, невнимательности, провоцирует конфликты на поведенческом уровне [4], [5].
Помимо вышеперечисленных причин, различают причины объективного и субъективного характера, влияющие на разлад семьи. К причинам объективного характера относятся: материальные, жилищные условия, демографические и социально-психологические, пережитки неправильного положения женщин в семье. К причинам субъективного характера: низкий моральный уровень родителей; недостаточно развитая интеллектуальная и эмоциональная сферы психики.
Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева называют неблагополучной семьей ту, в которой ребенку плохо. Это могут быть семьи, в которых детей преследуют, не воспитывают, родители ведут аморальный образ жизни, эксплуатируют детей, бросают детей, не создают условий для нормального развития [22].
М.А. Галагузова считает, что неблагополучные семьи - это семьи с низким социальным статусом, неспособные справиться с возложенными на нее функциями ни в одной из сфер жизнедеятельности, или сразу в нескольких. Адаптивные способности неблагополучной семьи значительно снижаются, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно и малоэффективно [4].
Шульга Т.И. дает следующее определение: «неблагополучная семья» - это семья, в которой ребенок испытывает дискомфорт, стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергается насилию или жестокому обращению. Главная особенность такой семьи - отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворение его потребностей, защита его прав и законных интересов.» [23].
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, Т.В. Психология современной семьи : монография / Т. В. Андреева. – Санкт-Петербург : Речь, 2005 (ГУП Тип. Наука). – 434 с. : ил., табл. - ISBN 5-9268-0376. – Текст : непосредственный.
2. Бодрая, Ю.В. Семейное неблагополучие как социально педагогическая проблема / Ю. В. Бодрая, Е. В. Моцовкина. - Текст : непосредственный // Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского. – 2017. – № 3. – С. 195-199.
3. Буянов, М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психолога : учебник для ВУЗов / М.И. Буянов. – Москва : Дрофа, 2015. – С.23-27. - ISBN 5-09-000788-8. - Текст : непосредственный.
4. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учебник / М.А. Галаузова. – Москва : Владос, 2014. – С. 411-416. - ISBN 5-691-00372-0. – Текст : непосредственный.
5. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних: учебное пособие / И.С. Ганишина. – Москва : НПО «МОДЭК», 2018. – C. 5-9. – Текст : непосредственный.
6. Ганишина, И.С. Неблагополучная семья и девиантное несовершеннолетних: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.С. Ганишина, А.С. Ушатиков. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2016. – 283 с. - ISBN 5-89502-730-X. – Текст : непосредственный.
7. Гончарова, Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова. – Текст : непосредственный // Народное образование. - 2009. - № 6.
8. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф. Дивицына. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. – 274 с. - ISBN 5-222-05854-9. – Текст : непосредственный.
9. Земска, М. Семья и личность / М. Земска. - М.: изд. Прогресс, 1999. - 133 с. -Текст : непосредственный.
10. Иванова, Н.П. Неблагополучие семьи, как причина трудной жизненной ситуации детей / Н.П. Иванова. – Текст : непосредственный // Социальная педагогика. – 2015. – №2. – С. 4-7.
11. Изоренко, Д.А. Социализация детей из неблагополучных семей / Д.А. Изоренко. – Текст : электронный // Актуальные проблемы теории и практики психологи и социологии. – №5. – 2018. – С. 172-181. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29780011&pf=1 (дата обращения 19.11.2022). – Загл. с экрана.
12. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – Москва : Просвещение, 2016. – 204 с. - ISBN 5-8297-0189-8. – Текст : непосредственный.
13. Лиханов, А.И. Дети без родителей / А.И. Лиханов. – Москва : Просвещение, 2018. – 324 с. – Текст : непосредственный.
14. Наврузова, Л.К. Коррекция и реабилитация негативных последствий социализации детей из неблагополучных семей / Л.К. Наврузова. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. – С. 124-127. – Текст : непосредственный.
15. Николаева Я.Г. Проблемы воспитания детей в неполных семьях. Москва, 1998. - 244 с. – Текст : непосредственный.
16. Олиференко, Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска : учебник / Л.Я. Олиференко. – Москва: Академия. – 2015. – С. 74-78. – ISBN 5-7695-0775-6. - Текст : непосредственный.
17. Прохорова, О. Г. Психология семьи. Психологическое здоровье: учебное пособие для вузов / О. Г. Прохорова, В.С. Торохтий. – Текст : электронный. // ЭБС Юрайт. – Москва : Юрайт, 2019. – URL: https://urait.ru/bcode/438085 (дата обращения 19.11.2022). – Загл. с экрана.
18. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие / Л.И. Савинов, Е.В. Кузнецова. – Москва : «Дашков и К о », 2007. - 216 с. – Текст : непосредственный.
19. Семаго, Н.Я. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – Москва : Владос, 2018. – 459 с. - ISBN 5-89415-108-2. – Текст : непосредственный.
20. Терентьева, А. В. Особенности развития ребенка в алкогольной семье и возможности реабилитационной работы / А.В. Терентьева. – Текст : непосредственный // Семейная психология и семейная терапия. - 2008. - №3.
21. Ушакова, Т.А. Социально-педагогическая адаптация детей из неблагополучных семей / Т.А. Ушакова. – Хабаровск, 2019. – 158 с. - ISBN 978-5-903171-14-9. – Текст : непосредственный.
22. Холостова, Е.И. Семейное воспитание и социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова, Е.М. Черняк, Н.Н. Стрельникова. – Москва : Дашков и К, 2015. – 292 с. – Текст : непосредственный.
23. Шульга, Т.И., «Работа с неблагополучной семьей»: учебное пособие / Т.И. Шульга. – Москва : Дрофа, 2005. – 254 с. – Текст : непосредственный.
24. Целуйко, В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей: учебник / В.М. Целуйко. – Москва : Владос, 2018. – С.73-76. - ISBN 5-691-01083-2. – Текст : непосредственный.