Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время во многих странах наступил финансовый кризис. Россия не является исключением. В период финансового кризиса многие предприятия имеют неопределенность, нестабильность. Одним из важнейших методов функционирования предприятия является финансовое планирование.
Экономическая литература в настоящее время насчитывает достаточно много мнений различных авторов о целях финансовой стратегии. Часть их считает, что ее главной целью является повышение благосостояния (доходов) собственника организации. Задачи финансовой стратегии определяют способы достижения целей. Основные задачи предприятия представляют собой количественную информацию о целях компании, с указанием способов и сроков их достижения. По традиции задачи сформулированы сразу же после определения миссии и целей. У них имеется определенное значение в цифровом выражении и временной промежуток. Она является составной частью финансовой стратегии.
Предприятие имеет две основные функции, которые относятся к общей стратегии предприятия. Некоторые экономические эксперты выделяют экономическую стратегию, в которой необходимо разработать эффективный путь достижения таких целей предприятия: завоевание определенного рынка и удержание его на протяжении длительного периода времени; поддерживание конкурентоспособности выпускаемой продукции. К группе функциональных стратегий относятся финансовая стратегия и план счетов, которые являются составной частью финансовой стратегии. Как правило, большинство экономистов отмечают ее важное значение в системе функциональной стратегии предприятия. Качество разработанного плана можно оценить при помощи контрольных процедур, которые используются в момент планирования.
В качестве цели курсовой работы является изучение методов стратегического планирования и разработка мероприятий, направленных на модернизацию функций стратегического управления.
Задачи курсовой работы включают:
1 раскрытие сущности планирования;
2 анализ системы планирования на исследуемом предприятии;
3 выявление недостатков планирования на предприятии и предложение путей его совершенствования;
4 разработка рекомендаций по совершенствованию планирования на исследуемом предприятии.
Предметом исследования является система планирования деятельности организации как элемент механизма управления деятельностью.
Объектом исследования является ООО «Арена», г. Омск.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
1 Теоретическое обоснование стратегического планирования как функции управления и организационной системы
1.1 Сущность и понятия стратегического планирования на предприятии
Сегодняшнее состояние российской экономики требует эффективной работы бизнеса по развитию страны и снижению сырьевой зависимости. Одним из важнейших условий эффективной работы бизнес-структур выступает наличие информации, которая надежна, достоверна и своевременна. Эти данные позволяют руководству бизнеса принимать обоснованные управленческие решения и тем самым повышать эффективность работы предприятия. Однако, только принятие обоснованных управленческих решений способствует эффективному и быстрому развитию предприятия.
Управленческий процесс заключается в том, чтобы принять решение и осуществить его реализацию. Невозможность его реализации становится невозможной без установления контрольных точек на разных стадиях принятия управленческих решений. На установленных точках проводится оценка достигнутых результатов и рассчитывается отклонения, а также осуществляется корректировка управленческих решений или изменение условий работы предприятия. Основная задача для выполнения управления является получение результата, определенного в стратегии развития предприятия путем решения задач руководства экономического субъекта перед менеджерами разных уровней.
По мнению специалистов по планированию и управлению персоналом компании, планирование – это одна из важнейших функций менеджмента, которая осуществляется ежедневно. Нельзя считать нормальною работу, которая происходит периодически, хаотично и без четко определенных производственных заданий. Прогнозируя, руководитель может точно определить будущие проблемы и возможности. И решить в каком направлении наиболее важные усилия на данный момент.
Системы стратегических планирования дают возможность акционерам и менеджменту компаний определить направление развития бизнеса, описать глобальное состояние рынка и понять основные организационные изменения в компании, чтобы она стала конкурентоспособной, в чем ее преимущество.
До сих пор стратегическое планирование было уделом крупных международных концернов. Однако ситуация начала меняться, и по данным опросов все больше компаний среднего бизнеса начинают заниматься вопросами стратегического планирования.
Стратегическое планирование в компании включает в себя несколько этапов, которые включают в себя разработку и принятие стратегических решений.
Описание цели создания компании, ее миссии и задач.
Обработка окружающей среды включает в себя сбор информации, анализ сильных и слабых сторон фирмы на основании имеющейся внешней и внутренней информации.
Выбор стратегии.
Решение стратегий.
Последовательность оценки и контроля исполнения.
Описание цели создания компании, ее миссии и задач. Основная функция начинается с установления миссии предприятия, которая выражает философию и смысл его жизни.
При этом цель миссии – это концептуальное намерение двигаться в заданном направлении. При этом в ней обычно описываются основные принципы работы предприятия, реальные намерения руководства и дается определение самых важных хозяйственных характеристик компании. Эта миссия показывает, что организация будет делать в будущем и какие ценности будут приоритетными. По этой причине миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней нельзя отразить финансовые проблемы и т.д Основу создания организации составляет получение прибыли.
В основе лежит цель - это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом ее реализации. Цель стратегического планирования – это то, что должно быть достигнуто в результате реализации стратегии.
Точное соблюдение установленного интервала времени;
В этом есть конкретность и измерение;
Поддержка других миссий и ресурсов.
Обратная связь и контроль.
На основе миссий и целей организации строятся стратегии развития, а также формируется политика компании.
Организация системы управления предприятием нацелена на достижение задач, которые ставит руководство исходя из разработанной стратегии развития предприятия. При этом запланированное состояние не всегда удается достигнуть в срок, что приводит к отклонениям.
В анализе отклонений используются данные из отчетов, полученных специалистами предприятия по внутреннему контролю. На этапе разработки плана развития предприятие должно иметь в виду перечень факторов, влияющих на деятельность предприятия во временной или долгосрочной перспективе и с учетом создания дополнительной стоимости бизнеса.
В рамках стратегического планирования в части управления финансовыми ресурсами можно выделить следующие стадии:
1. Анализ бизнеса, предполагающий проведение финансового анализа за 3 или более отчетных периодов. При проведении финансового анализа, финансовый анализ проводится на основе финансовой отчетности. Основное внимание уделяется показателям объема и затрат на производство, уровню выручки от продаж, уровню чистой прибыли. По результатам финансового анализа пользователь может оценить текущее финансовое положение компании и финансовые результаты. Финансовый анализ показывает проблемы, с которыми сталкивается предприятие в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
2. Формирование финансовой стратегии организации - это определение направлений финансового развития компании. С целью создания финансовой стратегии формируется стратегия, включающая прогнозные документы, относящиеся к будущим отчетным периодам. С помощью прогнозных документов составляется бизнес-план;
3 Формирование финансового плана на текущую перспективу. На текущий период запланировано уточнение и уточнение основных показателей прогноза;
4 Сравнение финансовых планов и политики компании в области производства, коммерческого и инвестиционного развития. На эти направления развития деятельности организации создаются отдельные планы и программы. Для сравнения финансовых планов с другими документами необходимо корректировать, увязывать и конкретизировать финансовый документ;
5 Проведение оперативного финансового планирования;
6 Исполнение показателей, рассчитанных при финансовом планировании. Данный процесс включает в себя выполнение планов, которые были поставлены перед организацией. Здесь осуществляется производственная деятельность предприятия и продажа продукции покупателям. Для формирования финансовых результатов деятельности организации формируются финансовые результаты в целом по организации.
7 Анализ и контроль исполнения плана - это определение фактического финансового результата деятельности, сопоставление его с плановым значением. Определение причин отклонений показателей от плановых значений. Далее проводится разработка мер для устранения негативных финансово-экономических явлений.
1.2 Система стратегического планирования управления
Этапы стратегического плана в организации взаимосвязаны. Реализация этапов происходит в определенной последовательности. Первоначальным этапом выступает формирование финансовой стратегии компании и создание прогнозных документов, относящихся к будущим отчетным периодам. На этапе текущего планирования формируются оперативные финансовые планы.
Согласно продолжительности периода планирования, к которому относится разработка плана (срок), можно выделить три уровня планирования: перспективное, оперативное и текущее [5, с. 157]. Это означает, что в планах на будущее есть план по формированию плана развития на период от одного года до трех месяцев. Дата начала стратегического планирования имеет условный характер из-за нестабильной экономической и политической ситуации в мире. Важнейшей задачей стратегического планирования является разработка финансовой стратегии предприятия и планирование его финансов.
В финансовом плане – это определение долгосрочной цели и выбор наиболее эффективных способов достижения этих целей. Целями финансовой стратегии являются: оптимизации основных средств, прибыли и ценовой политики для внешнеэкономической деятельности. По данным современных источников можно констатировать схожесть точек зрения экономистов о неизбежности различий финансовых стратегий, разработанных в различных компаниях или созданные для разных предприятий на различные периоды времени.
Любое предприятие в своих действиях должно стремиться к какой-то цели, которую формулирует ее управление. Общая цель для всех коммерческих организаций – получение прибыли. Для достижения этой основной цели управление ставит перед предприятием и его сотрудниками частные цели, при успешном решение которых достигается выполнение главного – прибыль.
Типичные для предприятий цели: достижение определенной части на рынке реализована; рост размера бизнеса; прибыльность; рентабельность.
Формулировки целей организации должны содержать количественные или измеримые показатели, которых необходимо достичь, а также время их достижения. Финансовая стратегия – это комплексный процесс, который включает в себя несколько основных этапов.
1. Определение периода реализации стратегии. Время, которое необходимо для формирования общей стратегии предприятия зависит от периода ее формирования и периодичности ее реализации. Помимо этого на него влияют и другие факторы: динамика макроэкономических процессов, изменения в финансовых рынках; специфика внешней среды деятельности предприятия;
2. Выявление и оценка влияния на предприятие факторов внешней среды, которые могут оказать влияние на его деятельность.
3. Составление планов по достижению стратегических целей финансовой деятельности. Задачей данного этапа является максимизация рыночной стоимости компании, которая была достигнута в результате проведения сделки купли-продажи. Система стратегических целей организации должна быть определена четко и содержать все цели предприятия в определенных показателям, которые должны соответствовать определенным нормативам. Для стратегического планирования обычно используются такие стратегические нормативы, как: средний темп роста собственных финансовых ресурсов внутри предприятия; минимальная доля собственного капитала и т. д. При помощи стратегии формируются финансовые политики по конкретным направлениям финансовой деятельности: налогу, амортизации и дивидендам; эмиссионной политике;
4. Составление и утверждение финансовой политики предприятия.
5. Разработка и внедрение системы мероприятий по обеспечению реализации финансовой стратегии.
Разработка и оценка новой финансовой стратегии. Она может быть осуществлена по двум основным критериям.
Базу стратегического финансового прогнозирования составляют планы и стратегии фирмы на рынке. В прогнозировании заключается анализ финансового состояния предприятия в долгосрочной перспективе. С помощью анализа и обобщения имеющихся данных можно моделировать возможные варианты развития ситуации, а также финансовые показатели.
Основные инструменты разработки финансовой стратегии – это денежная политика; финансирование процессов по улучшению состояния компании в конъюнктурной рыночной среде; обеспечение нужными сведениями; временные соглашения; диверсификацию; юридическое поведение.
Руководитель предприятия должен обладать способностью к интегративному видению всех проблем, стоящих перед предприятием, анализировать и комплексно оценивать уровень их сложности и в итоге формировать и претворять в жизнь управленческие решения, обеспечивающие позитивные изменения в составляющих производственно-хозяйственных систем и возможность достижения единых целевых ориентиров.
В результате осуществления текущего финансового планирования разрабатываются три основных документа:
1) бюджет движения денежных средств;
2) бюджет доходов и расходов;
3) бюджет по балансовому листу [14, с. 194].
Главная задача при разработке этих документов - оценка финансового состояния предприятия на конец планируемого периода. По итогам года, финансовый план составляется на год с учетом данных о текущем финансовом положении.
1. Финансовая стратегия предприятия.
2 Полученных результатов финансового анализа за предыдущий год;
3. Планируемые объемы производства продукции, а также другие экономические показатели операционной деятельности предприятия;
4. С помощью системы, разработанной на предприятии, нормативы затрат отдельных ресурсов были разработаны.
5 Действующей системе налогообложения;
6. Действующей амортизации;
7 ставках процентов на депозитном и кредитном рынках и прочее.
Как можно успешно управлять предприятием, если не планировать его деятельность? В этом случае, как представляется, нет – и вот по какой причине. При естественной монополии деятельность любого предприятия осуществляется в конкурентной среде. Для того чтобы выиграть в конкурентной борьбе, одно предприятие должно осуществлять регулярное планирование и только реагировать на ситуацию. Предприятие без регулярного планирования обречено на поражение в конкурентной борьбе.
На предприятии необходимо оперативное финансово-экономическое планирование для контроля за поступлением и расходованием наличных финансовых ресурсов. Из-за того что финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет доходов предприятия, необходимо эффективно контролировать процесс формирования и использования финансовых ресурсов. Процесс планирования финансовой деятельности включает разработку комплекса краткосрочных плановых заданий, направленных на обеспечение финансового обеспечения основных направлений хозяйственной жизни компании.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Абрютина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст] / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - М.: Дело и сервис; Издание 3-е, перераб. и доп., 2016. - 272 c.
2. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы [Текст] : уч./ М.П. Афанасьев — М.: Издательский центр «Книга», 2019. — 304 с
3. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст] / Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 224 c.
4. Болт Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом [Текст] - М.: Экономика 2015. - 272 c.
5. Бурцев В.В. Контроль и совершенствование управления сбытом в коммерческой организации [Электронный ресурс] / В.В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. https://cyberleninka.ru/article/n/kontrol-i-sovershenstvovanie-upravleniya-sbytom-v-kommercheskoy-organizatsii/viewer, свободный.
6. Внутрифирменное планирование : учебник и практикум для вузов / С. Н. Кукушкин [и др.] ; под редакцией С. Н. Кукушкина, В. Я. Позднякова, Е. С. Васильевой. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 344 с.
7. Галлямова, Л. М. Управление каналами сбыта на предприятии [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — №10. — С. 597-600.
8. Голубин, Евгений Дистрибуция. Формирование и оптимизация каналов сбыта [Текст] - М.: Вершина 2015. - 135 c.
9. Дайитбегова Д.М. Основы маркетинга: Практикум [Текст] / Под ред. Дайитбегова Д.М., Синяевой И.М. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 318 c.
10. Дёшина С.В. Сущность, цели и функции сбытовой деятельности в торговых организациях [Электронный ресурс] / С.В. Дёшина, А.А. Шпиганович // Совершенствование сбытовой логистики предприятия - 2019 – Режим доступа : https://lektsii.org/1-10807.html, свободный.
11. Захарова Ю. А. Методы стимулирования сбыта [Текст] - М.: Дашков и Ко 2016. - 120 c.
12. Казаков С.П. Сбытовая политика фирмы [Электронный ресурс] // Маркетинг: учебник по направлению подготовки «Менеджмент» - Москва: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 47 с. – Режим доступа : https://www.hse.ru/data/2015/02/27/1091539363/Глава7_КазаковСП.pdf, свободный.
13. Кольган, М. В., Пристанскова, Ю. С. Управление сбытовой деятельностью производственного предприятия: понятие и основные тенденции [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 3176–3180.
14. Куликова Н.А. ABC и XYZ-анализ в бизнесе [Электронный ресурс] / Н.А. Куликова, Н.П. Иванова // Способы заработка - Москва 2017 – 150 с. – Режим доступа : https://hiterbober.ru/money-methods/abc-xyz-analiz.html#_XYZ-2, свободный.
15. Купцова, Е. В. Бизнес-планирование : учебник и практикум для вузов / Е. В. Купцова, А. А. Степанов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 435 с.
16. Лопарева, А. М. Бизнес-планирование : учебник для вузов / А. М. Лопарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 273 с.
17. Лябишев, К. А. Разработка предложений по совершенствованию маркетинговой деятельности [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 6 (июнь). – С. 161–165.
18. Машунин, Ю. К. Прогнозирование и планирование социально-экономических систем : учебник для вузов / Ю. К. Машунин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 330 с.
19. Невская, Н. А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для вузов / Н. А. Невская. — 2-е изд., испр. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 310 с.
20. Синицына, О.Н. Основы маркетинга сферы услуг [Текст] : учеб. / О.Н. Синицына. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
21. Стегний, В. Н. Прогнозирование и планирование : учебник для вузов / В. Н. Стегний, Г. А. Тимофеева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 210 с.
22. Сухарев И.П. Объекты, субъекты и функциональное обеспечение систем сбытовой логистики [Электронный ресурс] // Хэлпикс.орг: - 2019 – Режим доступа : https://helpiks.org/7-68204.html, свободный.
23. Фридман, Лоуренс Дж; Фьюри, Тимоти Р. Новые каналы сбыта - главное преимущество компаний [Текст] - М.: Эксмо 2016. - 352 c.
24. Чернозубенко П.В. Анализ сбыта [Электронный ресурс] // Записки маркетолога - 2019 – Режим доступа : https://www.marketch.ru/marketing_dictionary/marketing_terms_a/sales_analysis/, свободный.
25. Черноморченко, С. И. Планирование и проектирование организаций : учебное пособие для вузов / С. И. Черноморченко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 221 с.