Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Предпринимательство – «самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое приносит доход. Развитие предпринимательства, рыночных отношений в России отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему» . Малое и среднее предпринимательство – сложный и многообразный феномен, развитие его отдельных видов по-разному воздействует на экономику .
Предпринимательство – это способность и готовность человека организовывать и управлять коммерческим предприятием наряду со взятием на себя любого из характерных для выбранной деятельности рисков, наградой за что является прибыль. Фактически предпринимательство – это акт самовыражения и создания бизнеса вместо того, чтобы работать наемным работником. В то время как предприниматели должны иметь дело с большим количеством препятствий и проблем, чем наемные работники, выигрыш может быть намного больше.
Необходимо отметить, что успешное развитие малого предпринимательства зависит от эффективности государственной поддержки. Каждая предпринимательская деятельность работает в правовой среде. В этой связи необходимо формирование норм законодательства, которые будут не только регулировать деятельность субъектов малого предпринимательства, но и создавать благоприятные условия для их развития.
Современная розничная торговля является связующим звеном между производителем и конечным потребителем . Ежегодно она обеспечивает рабочими местами тысячи россиян и не стоит на месте в своем развитии, являясь одним из наиболее быстро растущих секторов экономики, а также обеспечивает значительную долю денежных поступлений в бюджеты разных уровней
Целью данной работы является рассмотрение механизмов государственной поддержки инновационной инфраструктуры розничной торговли (Россия, Китай).
Задачи:
- описать инновации в розничной торговле;
- рассмотреть торговые компании России, перспективные по внедрению инноваций;
- изучить государственную поддержку инноваций розничной торговли в сфере цифровизации;
- рассмотреть электронную розничную торговлю в Китае и ее особенности развития;
- изучить меры государственной поддержки электронной торговли в Китае .
Глава 1 Государственная поддержка инноваций розничной торговли в России
1.1 Инновации в розничной торговле
Розничная торговля на настоящий момент представляет собой один из наиболее значимых секторов экономики . Сфера инноваций в данном секторе развивается наиболее динамично ввиду наиболее эффективного удовлетворения потребностей как основных, так и потенциальных целевых аудиторий . Инновации в розничной торговле представляют собой совокупность технологий, внедренных в торговый процесс и способствующих оптимизации процесса продажи товаров и услуг, наиболее эффективному удовлетворению потребностей покупателей и увеличению прибыли организации
Основная цель внедрения инноваций в торговую деятельность заключается в обеспечении и поддержании высокого качества торгового обслуживания для привлечения большего количества покупателей, максимизации прибыли и минимизации затрат .
При внедрении инновационных технологий в торговую деятельность организаций можно выделить следующие ключевые преимущества:
– упрощение процесса купли-продажи товаров как для покупателей, так и для продавцов,
– оптимизация документооборота организации,
– улучшение условий труда для сотрудников организации,
– повышение лояльности потребителей к компании,
– увеличение эффективности работы персонала торговой организации,
– снижение влияния человеческого фактора на организацию процесса купли-продажи товаров,
– снижение затрат торговой организации,
– оптимизация использования торговой и иных площадей предприятия .
1.2 Торговые компании России, перспективные по внедрению инноваций
Внедрение инноваций в торговую отрасль России стремительно развивается. Наиболее перспективными по внедрению инноваций являются следующие торговые компании: «X5 Retail Group», «Магнит», «Лента», «Вкус-Вилл», «Светофор». Торговая сеть «Магнит» на протяжении трех лет занимает лидирующие позиции по выручке, что достигается путем непрерывного внедрения инновационных технологий в торговую деятельность организации (рисунок 1).
Рисунок 1 – Доля рынка «Магнит» по объему выручки в России
Анализируя данные, представленные на рисунке 1, можно заключить о том, что происходит непрерывное увеличение доли рынка «Магнит» по объему выручки в России, при этом по данному показателю «Магнит» находится на втором месте после «X5 Retail Group» . Можно отметить следующие наиболее значимые внедренные инновации торговой сети «Магнит»:
– внедрение электронных контрактов с поставщиками для ускорения процесса документооборота и экономии бумаги,
– использование видео и аудио-аналитики с целью повышения качества обслуживания покупателей,
– внедрение касс самообслуживания для оптимизации процесса купли-продажи товаров и увеличения эффективности работы сотрудников организации, также минимизации контактов между кассиром и покупателем,
– внедрение технологии, блокирующей продажу просроченных товаров на кассе с целью снижения воздействия человеческого фактора на процесс купли-продажи товаров,
– внедрение возможности заказа товаров с доставкой на дом с целью экономии времени потребителей, повышения их лояльности,
– использование системы мониторинга настроения потребителей в магазинах «Магнит» для повышения качества обслуживания покупателей и выявления степени удовлетворенности покупателей качеством обслуживания,
– переход на электронные чеки с целью снижения расходов на закупку бумаги, сокращение ее использования и улучшения экологической ситуации.
1.3 Государственная поддержка инноваций розничной торговли в сфере цифровизации
В настоящих условиях государством реализуется целый ряд программ, обеспечивающих инновационное развитие российской экономики, ее
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1) Анфиногенов, В. Б. Инновационный сектор розничной торговли / В. Б. Анфиногенов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2017. – No 4(68). – С. 99-102.
2) Азарова С. П., Исследование трансформации российского рынка ритейла в условиях пандемии // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2021. — № 4. — С. 30-34
3) Баженов Ю.К., Розничная торговля в России: Монография. — Москва : ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2019. — 239 с.
4) Быстрова, Н. В. Электронная коммерция и перспективы ее развития / Н. В. Быстрова, К. А. Максимова //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018.
5) Влияние маркетинговых бизнес-процессов на результативность инновационной деятельности в сетевом ретейле / И. А. Красюк, И. Ю. Мошкин, Э. А. Назарова, А. А. Седякина // Практический маркетинг. – 2019. – No 8(270). – С. 22-27.
6) Довганёва Ю. А., Назарова Э. А., Жукова А. А. Российские тренды в области передовых технологий и инноваций в розничной торговле// АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Сборник научных статей 12-й Международной научно-практической конференции. Курск, 2022. С. 134-136
7) Кузьмин Е.А., Денисевич Е.И. Исследования тенденций развития электронной розничной торговли в Китае//ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ. 2022. № 3. С. 54-57
8) Кольган, М. В. Маркетинговые инновации как фактор развития розничной торговли / М. В. Кольган, А. А. Синькова // Инновационные достижения в науке и образовании: Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Волгоград, 07 мая 2017 года. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "Научное партнерство "Апекс", 2017. – С. 119-122.
9) Котько С.П. Трансграничная электронная торговля в Китае / С.П. Котько // Экономика. Финансы. Управление, г. Минск – No 2. – 2021. – С. 1
10) Котько С.П. Трансграничная электронная торговля в Китае / С.П. Котько // Экономика. Финансы. Управление, г. Минск – No 2. – 2021. – С. 14.
11) Малютина И.Н., Кучина Е.М. Приоритетные направления государственной поддержки малого бизнеса// СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. Материалы научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 2022. С. 60-70
12) Нуралиев С. У., Концепция развития оптовых и розничных рынков и ее основные задачи в обеспечении продовольственной безопасности страны // Пищевая промышленность. — 2021. — № 12. — С. 35-37
13) Официальный сайт компании «Магнит» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.magnit.com/ru/shareholders-and-investors/results-and-reports/ ((дата обращения 09.12.2022).
14) Памбухчиянц О.В., Технология розничной торговли [Электронный ресурс] : Учебник для начального профессионального образования по профессии "Продавец, контролер-кассир" : Учебник. — Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2019. — 288 с.
15) Ризванова И. А., Сравнительный анализ финансового состояния российских ретейлеров в период до и после введения экономических санкций // Банковское дело. — 2022. — № 3 (337). — С. 20-29 :
16) Тюрина В. А., Цветков М. А. Инновации в розничной торговле: современное состояние и перспективы//ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ УПРАВЛЕНИЯ, ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ. Сборник трудов научно-практической и учебной конференции. Том Часть 3. 2019. С. 447-451
17) «Цифровая экономика РФ»// https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 09.12.2022)