Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современных условиях хозяйствования формирование коммуникационной политики является закономерным этапом эволюции комплексного анализа хозяйственной деятельности предприятия. В качестве объекта анализа выступают различные бизнес — процессы и бизнес — модели компаний, а также количественные и качественные показатели их деятельности.
Коммуникационная политика в целом представляет собой организационную функцию и совокупность действий менеджеров компании по созданию, продвижению и предоставлению продуктов или услуг на рынке и управлению взаимоотношениями с потребителями данной продукции в целях получения максимальной экономической прибыли.
Таким образом, одним из важнейших звеньев политики компании является формирование коммуникаций, которые связаны со стимулированием сбыта товара, формирование имиджа компании в глазах основных потребителей с целью расширения объемов продаж и завоевания большей доли рынка.
Процессы формирования эффективных коммуникаций предприятия связаны с доведением нужной информации о товаре до потребителей с целью установления контакта и обеспечения заинтересованности с их стороны. Конечной целью маркетинговых коммуникаций выступает продажа продукции фирмы. Поэтому часто под понятием маркетинговых коммуникаций понимается процесс продвижения товара на рынке.
Актуальность данной темы заключается в том, что современные предприятия часто в своей практике сталкиваются с проблемами, возникающими в сфере коммуникаций (сбыт продукции, ценовая политика, реклама и т.д.). Комплексный бизнес – анализ основ деятельности компании призван решать существующие проблемы, осуществлять действенную рекламную деятельность и связи с общественностью.
Предметом данного исследования выступает организация коммуникаций на предприятии.
Объект исследования – коммуникационная политика в компании ООО «Малинники».
Целью работы является выявление основных проблем предприятия в процессе формирования коммуникационных процессов и продвижения товаров на рынок, их комплексный анализ и составление рекомендаций по внедрению новых подходов к коммуникации на конкретном предприятии.
В связи с этой целью ставится ряд основных задач:
рассмотреть теоретические основы коммуникационной политики
изучить основные виды коммуникаций,
описать организацию коммуникаций,
дать общую характеристику деятельности компании ООО «Малинники»,
оценить коммуникационную политику предприятия,
оценить основные направления коммуникационной политики предприятия.
Работа состоит из двух основных частей, в которых рассматриваются теоретические аспекты и значение коммуникаций современных предприятий, анализируется методика осуществления коммуникаций на примере компании ООО «Малинники», предлагаются направления повышения эффективности осуществления коммуникаций.
Для раскрытия данной темы были использованы исследования современных авторов в области маркетинговой политики и коммуникаций предприятий, внутренние документы и материалы маркетингового отдела организации, управленческие и маркетинговые порталы и ресурсы Интернет.
1. Теоретические основы формирования коммуникационной политики
1.1. Понятие и сущность коммуникационной политики
Коммуникационная политика – это целенаправленная, проводимая в интересах фирмы деятельность по информированию потребителя о фирме и ее продукции.
Коммуникационная политика компании является ключевым звеном всей деятельности предприятия, которая заключается в конечном доведении товара до основных категорий потребителей. Основной ее целью является завоевание большей доли на рынке и получение максимальной прибыли от своей текущей деятельности организации впоследствии .
Таким образом, коммуникационная политика предприятия направлена на обеспечение полной доступности товаров и услуг для потенциальных потребителей. Для того чтобы достигнуть эту цель, компании необходимо:
1) выявить потребности целевой аудитории;
2) выбрать канал распределения;
3) довести информацию о товарах до потребителей.
Коммуникационная политика включает в себя :
Продвижение (promotion) - это любая форма действий, используемых фирмой (организацией) для информации, убеждения и напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество. Перспективно развиваемыми видами продвижения в настоящее время являются персональные продажи, формирование общественного мнения, реклама и различные формы стимулирования сбыта.
Персональные продажи - это вид продвижения товаров и услуг, включающий их устное представление потенциальным покупателям с целью продажи.
Формирование общественного мнения (PR) - это неличностное стимулирование спроса на товар или услугу посредством помещения коммерчески важных новостей в периодических изданиях или получения благоприятного отзыва на радио, телевидении или сцене, которые не оплачиваются конкретным спонсором .
Реклама - любая оплаченная определенным спонсором форма неличностного представления идей, товаров и услуг.
Стимулирование сбыта - любая форма продвижения товара, не являющаяся рекламой, персональной продажей и формированием общественного мнения. Все вышесказанное и обуславливает актуальность данной темы.
При формировании коммуникационной политики руководство компании должно определять всю совокупность стратегий сбыта предприятия (стратегия захвата рынка, позиционирование товара и т.д.) и комплекс основных мероприятий, направленных на формирование ассортимента выпускаемой продукции и ценообразование, на формирование рыночного спроса потребителей товаров и стимулирование сбыта (с помощью технологий рекламы, обслуживания покупателей, коммерческого кредитования, системы скидок), заключение договоров продажи (поставки) товаров, товародвижение, транспортировку, на инкассацию дебиторской задолженности компании, и на другие организационные, материально-технические аспектам сбытовой политики.
Основными направлениями коммуникационной политики компании являются :
увеличение прибыли предприятия в текущем периоде, а также обеспечение ее роста в будущем;
максимальное удовлетворение существующего спроса клиентов на рынке;
обеспечение долговременной рыночной устойчивости организации, конкурентоспособности ее продукции;
создание благоприятного имиджа компании на рынке и признание общественностью.
Таким образом, осуществление коммуникационной политики компанией ставит перед собой следующие цели :
1. формирование эффективной коммуникационной системы;
2. выбор методов товародвижения по различным группам товаров (услуг) и сегментам рынка;
3. определение способов рекламы и продвижения на рынке.
Коммуникационная политика компании зависит от внутренних и внешних условий функционирования предприятия (организации) и для ее разработки необходим детальный анализ окружающей и внутренней среды предприятия, а также финансовых и стратегических возможностей фирмы.
Удовлетворение спроса потребителей на различные товары предполагает, как известно, не только их производство в количестве, качестве и ассортименте, которые бы соответствовали запросам рынка, но и обеспечение их доставки в места продажи в необходимое время.
Таким образом, важным звеном политики является установление коммуникаций с окружающей средой фирмы.
1.2.Виды коммуникаций на предприятии
Коммуникации представляют собой процессы передачи необходимой информации о продукте целевым группам с помощью использования различных каналов распространения этой информации: реклама, связи с общественностью, личные продажи и т.д .
Информация, таким образом, составляет центральный элемент деятельности на предприятии. Существующие объемы и содержание этой информации на предприятиях зависят от масштабов и характера осуществляемых ими производственных программ.
Коммуниканты могут представлять элементы как внешней, так и внутренней среды предприятия. В качестве внешних коммуникантов выступают партнеры компании, сбытовые организации и поставщики и т. п.
Внутренние коммуниканты определяются вертикальными и горизонтальными связями на предприятии. Вертикальные связи имеют место быть между руководством предприятия и подразделениями фирмы (например, маркетинговый отдел). Горизонтальные связи находят отражение в функциональных коммуникациях, например, между отделами предприятия или межличностными коммуникациями в подразделении и т. п.
Важным и неотъемлемым элементом коммуникационной ячейки является канал обратной связи, без которого невозможно осуществление действенного контроля полноты и правильности передаваемой аудитории информации о товаре.
В зависимости от направления деятельности предприятия различают содержательные и процессуальные коммуникации.
Содержательные коммуникации связаны с исполнением специалистами отдела маркетинга своих специфических функциональных обязанностей, которые вытекают из текущих задач деятельности компании .
Процессуальные (или организационные) коммуникации характерны в большей степени для руководства предприятия, разрабатывающего и утверждающего стратегические цели развития компании, на которых строятся маркетинговые планы. Они имеют регламентированные формы и направлены на поддержание эффективной системы маркетинга (Рисунок 1.1).
Рис.1.1 Виды коммуникаций на предприятиях
Стоит заметить, что формирование коммуникаций любого типа в современных рыночных сетях не может рассматриваться вне учета мотивационного фактора, изначально задающего и направленность развития и, в дальнейшем, определяющего характер, архитектуру и процессную динамику выстраивающихся деловых связей и отношений.
Формы коммуникаций на предприятиях различаются на внешние и внутренние .
Внешние коммуникации предприятия определяются его окружающей средой, к которой относятся потребители, конкуренты, поставщики.
Внутренние коммуникации связаны с организационной структурой предприятия.
По форме различают вертикальные межуровневые и горизонтальные (функциональные) коммуникации. При их организации учитывается направленность коммуникационных связей: вертикальные коммуникации отражают как восходящие, так и нисходящие информационные потоки, а горизонтальные — возможности двустороннего информационного обмена .
Таким образом, коммуникативная политика (коммуникационная политика) — свод правил, позиция, а также описание возможной реакции на события в коммуникативном пространстве, в котором существует объект коммуникации.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ [Электронный ресурс]. Доступ через http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/
2. Аренков И.А. Маркетинговые исследования товарных рынков. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. – 72 с.
3. Барежев В. А., Малькевич А. А. Организация и проведение PR-кампаний [Электронный ресурс]. Доступ через http://thelib.ru/books/aleksandr_aleksandrovich_malkevich/organizaciya_i_provedenie_pr_kampaniy_kratkiy_kurs-read.html
4. Артемьева О.А. Финансовый маркетинг. – М.: Юрайт, 2017. – 424 с.
5. Бариленко В. И. Бизнес-анализ как важный вид консалтинговых услуг // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. — № 4. — 2018. — С.202-207.
6. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2019. — 272 с.
7. Басовский Л. Е. Финансовый менеджмент./ Учебник. – М.: Инфра-М, 2018. – 428 с.
8. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2017. – 495 с.
9. Васильев Г.А. Рекламный маркетинг. – М.: НИЦ Инфра-М, 2019. – 276 с.
10. Голова А.Г. Управление продажами. – М.: Дашков и К, 2018. – 277 с.
11. Горленко О.В. Тенденции развития рекламного рынка в России и за рубежом// Маркетинг в России и за рубежом. – 2019. - №5. – с.41-47.
12. Голубкова Е.Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации. – М.: Юрайт, 2017. – 344 с.
13. Душкина М.Р. PR и продвижение в маркетинге: коммуникации и воздействие, технологии и психология. – СПб.: Питер, 2019. – 302 с.
14. Еремин В.Н. Маркетинг. – М.: Кнорус, 2018. – 648 с.
15. Зорина Т.Г. Маркетинговые исследования. – Минск: БГЭУ, 2019. – 410 с.
16. Капон Н. Управление маркетингом. – СПб.: Питер, 2018. – 832 с.
17. Катлип С. Паблик рилейшенз. Теория и практика. – М.: Вильямс, 2019. – 624 с.
18. Липсиц И.В. Основы маркетинга. – ГеотарМедиа, 2019. – 208 с.
19. Мазилкина Е.И. Маркетинговые коммуникации. – М.: Дашков и К, 2018. – 256 с.
20. Мелентьева Н.И. Маркетинговые коммуникации. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2018. – 72 с.
21. Музыкант В.Л. Интегрированные маркетинговые коммуникации. – М.: Инфра-М, 2018. – 216 с.
22. Наумов В.Н. Маркетинговые решения в розничной торговле. – СПб.: Политехника-Сервис, 2018. – 198 с.
23. Романенкова О.Н. Маркетинговые коммуникации. – М.: Юрайт, 2019. – 456 с.
24. Ромат Е.В. Реклама. – СПб.: Питер, 2018. – 508 с.
25. Синяева И.М. Интегрированные маркетинговые коммуникации. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 504 с.
26. Синяева И.М. PR в сфере коммерции. – М.: Инфра-М, 2018. – 298 с.
27. Синяева И.М. Маркетинг PR и рекламы. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 496 с.
28. Синяева И.М. Маркетинг. – М.: Юрайт, 2018. – 653 с.
29. Синяева И.М. Маркетинговые коммуникации. – М.: Дашков и К, 2017. – 304 с.
30. Соловьев Б.А. Маркетинг. – М.: Инфра-М, 2018. – 335 с.