Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. Разработка, формирование и продвижение товарных знаков и товарно-материальных знаков связаны со многими компаниями и предприятиями. В настоящее время существует множество примеров успешного развития бренда за рубежом и в нашей стране. Однако в разработке и процессе продвижения бренда на рынке по-прежнему существует множество проблем и вызовов. Учитывая стремительный экономический рост, который переживает наша страна, развитие производственных баз и рост числа предприятий, производящих товары народного потребления, этот вопрос становится все более актуальным.
В условиях жесткой конкуренции даже перед известными компаниями стоит довольно сложная задача - как сохранить свои позиции на рынке и сохранить эффективность своей деятельности.
Многие эксперты все больше склоняются к выводу, что главным фактором успеха большинства компаний является лояльность потребителей, другими словами, их лояльность. Эта концепция появилась в России не так давно, но она вызвала интерес у многих людей. Высочайшая лояльность потребителей - это почти фанатичное почитание бренда.
Любой продукт оставит положительное или отрицательное впечатление, когда появится на рынке, и как только потребители поймут продукт, он неизбежно появится. Это восприятие потребителями продукта называются брендами. Бренд - это впечатление о продукте в сознании потребителей и этикетка, которая духовно приклеена к продукту.
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БРЕНДА
1.1 Понятие бренда, брендинга
Процесс формирования долгосрочных предпочтений при покупке рассматривается как демонстрация покупателю преимуществ продукта или услуги, его характеристик по сравнению с аналогичными продуктами или услугами. Эти ассоциации, как образное сочетание личных впечатлений, формируют общий, яркий и устойчивый образ взаимосвязанного восприятия потребителями товаров и их брендов. Бренд представлен как фирменный образ товара (услуги) и выделяется покупателем среди конкурирующих товаров [5, с. 162-187].
Основным элементом маркетингового комплекса является продукт, предоставляемый компанией, поскольку он отвечает функциональным требованиям, на которые полагаются потребители. Чтобы осознать особый и неповторимый статус продуктов или услуг компании в сознании потребителей, менеджер по маркетингу превращает продукты в бренды.
Если такому бренду удается завоевать признание покупателей и его продажи растут, производители имеют возможность устанавливать надбавку к цене и могут более успешно противостоять давлению дистрибьюторов. Поэтому можно сказать, что правильное управление продуктами и брендами является ключом к успешному маркетингу.
Английское «бренд» и российское «марка» - это, по сути, одно и то же. Однако слово «бренд» пришло с Запада вместе с самыми известными брендами – Coca-Cola, Mac Donalds, поэтому оно фактически выделяется в отдельный термин. Под брендом нашей страны в большинстве случаев понимается бренд с изначально подразумеваемым качеством товаров или услуг.
Большинство продуктов старые, то есть у них есть названия, логотипы или другие символы, которые идентифицируют их или немного отличаются от других подобных продуктов.
Все, что отвечает потребностям потребителя, называется продуктом. В повседневной жизни люди часто проводят различие между понятиями товаров и услуг: товары часто являются материальными вещами (например, автомобили), в то время как услуги в основном нематериальны (например, медицинские осмотры).
В Конституции РФ указано, что человек свободен в своём выборе, соответственно, при выборе того или иного бренда уже потребитель может выбрать любую компанию [1].
Брендинг - это процесс, с помощью которого компания отличает предложение продукта от предложения конкурента. Торговая марка (или сокращенно «бренд») создается путем присвоения продукту уникального названия, разработки уникальной упаковки и уникального дизайна. У некоторых брендов также есть логотип, например, хорошо известная фигурка Nike или скачущая лошадь Ferrari.
1.3 Российская и зарубежная практика брендинга
В настоящее время все больше внимания уделяется процессу, связанному с исследованием концепций брендов и их положения на российском рынке. Бренд представляет собой комплекс мер, предпринятых для создания, развития и модернизации имиджа компании на современном рынке. Поэтому любая компания в условиях конкуренции должна совершенствовать процесс бренд-менеджмента в своей деятельности [2].
Анализируя опыт страны по внедрению концепций брендов, можно отметить, что в настоящее время в Российской Федерации идет процесс активного внедрения бренд-технологий, которые основаны на зарубежном опыте.
Большинство российских производителей перенимают западную модель бренд-менеджмента, но они также применяют некоторые характеристики японской модели. Примерами компаний, сформированных в советский период, которые могут адаптироваться к рыночным условиям и поддерживать хороший имидж, являются «Черкизовская колбаса», «Кампо-МОС» и другие организации [16, с. 112-134].
Российская система брендов имеет следующие особенности:
1.Очень важной при формировании бренда является страна происхождения, поэтому название бренда должно содержать информацию о месте размещения;
2. Важность устного брендинга;
3.Активное участие в наружной рекламе и средствах массовой информации;
4.Долгосрочная лояльность к бренду из-за появления большого количества конкурентов;
5.Формирование позитивного отношения к отечественным производителям (особенно фермерам);
6. Использование известных личностей в продвижении.
Кроме того, западная модель активно применяется в российской практике под названием «Зонтичный бренд». Суть этого метода заключается в создании нескольких брендов под одним фокусом, каждый из которых представляет определенную категорию продуктов. В данном случае примером будет успешная компания «Калина», которая в 1990 году создала новые бренды «Черная жемчужина», «Чистая линия» и так далее. Каждый из этих брендов на данном этапе активно оценивается и продается на российском рынке.
Существуют различия в методах, используемых западными и отечественными компаниями для организации маркетинговой и брендовой деятельности. Нынешняя правда часто возникает из-за недооценки стратегического маркетингового планирования и развития капитала бренда, а не только из-за ограниченных бюджетов. Руководители и распорядители отечественных компаний уделяют больше внимания краткосрочной прибыли, чем развитию стратегических инвестиций в бренды.
Кроме того, из-за неопределенности потребителей в отношении конкретных продуктов и брендов, эти продукты и бренды связаны со сменой владельца и конфликтами классических советских брендов: водки «Столичная», пива «Жигулевское», конфет «Мишка на Севере». Некоторые российские производители продуктов питания до сих пор производят продукты с тем же названием по той же рецептуре, утвержденной советскими стандартами [15, с. 15-42].
В сложных экономических и геополитических условиях привлекательность иностранных наименований снижается, а также растет недоверие потребителей к некоторым импортным продуктам. Приоритет обычно отдается отечественным брендам. Эта тенденция больше всего затрагивает продовольственный рынок. Однако через призму трех факторов восприятие брендов в западных развитых странах по-прежнему нетипично: «страна-производитель» и «торговая марка».
2. АНАЛИЗ ЭТАПОВ СОЗДАНИЯ БРЕНДА МАГАЗИНА ФИЛЬТРОВ ДЛЯ ВОДЫ НА ПРИМЕРЕ ООО «АКВАФОР»
2.1 Анализ конкурентного окружения бренда в Омске и Сибири
Отечественный рынок бытовых водоочистителей в основном представлен продукцией отечественных производителей, а основная доля рынка приходится на 3 компании.
Лидером рынка в Омскве и Сибири является компания «АКВАФОР», на долю которой приходится более трети российского рынка. Также стоит отметить немецкого производителя «Брита».
В настоящее время наиболее перспективным каналом продаж является сотрудничество с крупными розничными сетями бытовой техники. Однако этот прорыв применим только к таким продуктам, как фильтры и форсунки, в то время как более сложные системы требуют помощи квалифицированных специалистов, работающих в профессиональных компаниях.
Основным импортером оборудования для очистки и фильтрации воды является Германия, что также немаловажно. По сравнению с импортом из других стран, это доля Венгрии. Основной страной-экспортером является Казахстан, и в валютном выражении экспорт в Украину также составляет высокую долю от общего объема экспорта [17, с. 7-15].
Среди компаний, экспортирующих оборудование для очистки и фильтрации воды в Омскве и Сибири в зарубежные страны, наибольшую долю занимают: «АКВАФОР», «МЕТТЭМ-технологии», «Брита».
Большинство россиян (82,0%) часто употребляют водопроводную воду в качестве напитка. Однако доля людей, пользующихся системой фильтрации, невелика и составляет 15,0%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В завершении отметим, что цель исследования была достигнута: проанализирован процесс создания бренда магазина фильтров для воды на примере ООО «АКВАФОР».
В рамках первой главы приведем следующие выводы:
Любой продукт оставит положительное или отрицательное впечатление, когда появится на рынке, и как только потребители поймут продукт, он неизбежно появится. Это восприятие потребителями продукта называются брендами. Бренд - это впечатление о продукте в сознании потребителей и этикетка, которая духовно приклеена к продукту.
Процесс создания бренда и управления им называется брендингом, который может включать в себя создание, укрепление, перепозиционирование, обновление и смену этапа развития бренда, его расширение и углубление. Брендинг - это техника, которая создает особое впечатление, способствующее общему имиджу и взаимоотношениям между целевым рынком и брендом.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (последняя редакция).
4. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
5. Агамирова, Е. В. Брендинг как инструмент создания и укрепления долгосрочных отношения между потребителем и брендом предприятий индустрии гостеприимства // Сервис в России и за рубежом. - 2018. - №2. - С.3-10.
6. Андреев, В. В. Бренд-менеджмент как новый инструмент управления бизнесом // Социально-экономические явления и процессы. - 2020. - №4. - С.7-8.
7. Болмотова, Л. В. Брендинг как современное направление товарной политики в банке // NAUKA-RASTUDENT.RU. - 2018. - №2 (02). - С. 32-49.
8. Гидаева, Л. А. Сущность и технология брендинга // Наука и современность. - 2012. - №17. - С.258-262.
9. Грошев, И. В. Особенности формирования системы бренд-менеджмента на российских предприятиях // Вестник ТГУ. - 2021. - №6 (146). - С.144-152.
10. Домнин, В. Н., Старов, С. А. Эволюция ключевых концепций бренд-менеджмента // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2020. – С. 15-26.
11. Дудникова, Н. Ю., Кузьмина, Е. В. Подходы к оценке ценности бренда // Современные проблемы науки и образования. – 2019. - № 2. – С. 52-66.
12. Иванов, В. Методика измерения индивидуальности бренда «Большая пятерка» / В. Иванов. – М.: Наука, 2020. – 154 с.
13. Карпенко, О. А., Левченко, Л. В. Инновационная рента в системе рентных отношений. Проблемы экономической теории и предпринимательства // Вестник Омского университета. Серия Экономика. – 2019. – С. 65-66.
14. Карпова, С. В., Захаренко, И. К. Брендинг: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. В. Карпова. - М.: Юрайт, 2019. – 405 с.
15. Кондрашов, П. Нелепость, ставшая привычкой. Свободная мысль / П. Кондрашов. – М. : Логос, 2019. – 204 с.
16. Краснослободцев, А. А. Концептуальное становление брендинга в контексте отечественной и зарубежной практики // Социально-экономические явления и процессы. - 2021. - №12. - С.142-147.
17. Мельников, В. И., Сорокина, П. В. Брендинг как инструмент неценовой конкуренции // ЭТАП. - 2019. - №1. - С.87-99.
18. Морозов, А. Э. Внутренний брендинг как инструмент эффективного управления кадровым капиталом организаций // Известия ВГПУ. - 2020. - №8. - С.105-109.
19. Родина, Е. А. Брендинг в системе управления промышленным предприятием // Известия ВолгГТУ. - 2019. - №11 (138). - С.41-47.
20. Старов, С. А. Управление собственными торговыми марками розничных сетей / С. А. Старов. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2020. – 195 с.
21. Черенков, В. И. Эволюция маркетинговой теории и трансформация доминирующей парадигмы маркетинга // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2019. – С. 62-99.