Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Различные формы охраны природы на основе территорий представляют собой один из ключевых механизмов сохранения биоразнообразия в мире. Признавая этот факт, 10-я встреча Конференции сторон Конвенции ООН о биологическом разнообразии выдвинула следующую цель: "К 2025 году по меньшей мере 17 процентов сухопутных и внутренних водных территорий и 10 процентов прибрежных и морских территорий, особенно территорий, имеющих особое значение для биоразнообразия и экосистемных услуг, будут сохранены посредством эффективно и справедливо управляемых, экологически репрезентативных и хорошо взаимосвязанных систем охраняемых территорий и других эффективных природоохранных мер, основанных на площади, и интегрированных в более широкий ландшафт и морской ландшафт". В этой связи важно понимать, что данная формулировка не подразумевает эквивалентных значений для национальных целей, поскольку они могут быть могут быть выше или ниже совокупного целевого показателя .
Актуальность курсовой работы заключается в том, что данная проблема определена не только лишь напряжённой экологической обстановкой наших дней, но и довольно низким уровнем общего экологического образования и ответственности, что в совокупности может послужить причиной к неисправимым результатам уже в ближайшее время.
Кроме этого тема курсовой связана с повышенным вниманием общества к проблемам экологии, процесссам загрязнения окружающей среды, в связи с этим усиливается внимание и большой интерес к центрам ООПТ.
Развитие и создание новых заповедников, центров ОПТ является важным направлением по решению экологических проблем, сохранению экосистем, природных и культурных ценностей, приобщение к которым и привлекает многочисленных туристов.
В данной курсовой работе изучаются основные особенности и специфика ООПТ Калининградской области, а также необходимо дать оценку нынешнему состоянию и проанализировать перспективы для развития.
Объектом исследования в данной работе является ООПТ Калининградской области и Российской Федерации.
Предметом исследования – основные проблемы и перспективы развития ООПТ в Калининградской области и Российской Федерации.
Степень изученности темы освящена в работах российских и зарубежных специалистов в области организации и управления экологическим туризмом, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды Н.А. Забелиной, А.В.Дроздова, Г. Цебал-лоса-Ласкуренйна, П. Джонсона, специалистов в области региональных проблем развития туризма И.В. Зорина, В.С. Сенина А.Ю. Александровой.
При выполнении данного исследования наиболее важными были следующие методы:
1. Статистический метод. Он применялся при определении места и значимости экологического туризма среди других видов туризма.
2. Эмпирические методы, содержащие наблюдения с целью описания природных систем и влияние на них деятельности человека, методы количественного учета живых существ в пространстве и времени,
3. Теоретические методы, включающие анализ, обобщение и выдвижение гипотезы; моделирование проектов решения экологических проблем,
Информационную базу исследования составили законодательные и нормативные акты в сфере туризма Российской Федерации и изучаемого Калининградского региона, а также статистические данные Федерального агентства по туризму.
Целью исследования является изучение состояния центров ООПТ в России и Калининградском регионе, а также разработка рекомендаций для его развития.
Для написания курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- Изучить теоретические основы, а также понятие и категории ООПТ на федеральном и региональном уровне в России и Калининграде.
- Рассмотреть современное состояние особо охраняемых природных территорий России основные проблемы и пути их решения в России и в Калининградской области,
- Описать перспективы развития особо охраняемых природных территорий России и Калининградской области.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные предложения, выводы и рекомендации могут послужить основой для внедрения в развитии ООПТ в Калининградской области и России в целом.
Структура курсовой работы подчинена основным целям и задачам исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы и приложений.
Во введение обозначена актуальность темы исследования в связи с нарастающим ухудшением качества окружающей среды возрастает рост интереса людей к ООПТ.
Первая глава раскрывает теоретические понятия и категории о ООПТ. В ней дано описание ООППТ как на федеральном и региональном уровне.
Во второй главе представлено состояние развития центров особо охраняемых природных территорий России и описаны основные проблемы и пути их решения в России и в Калининградской области,
Третья глава курсовой содержит перспективы развития центров ОПТ в России и Калининграде.
По изучению данной тематики применялись статистические, академические, законодательные, а также другие источники, общее число которых –25, также были использованы 10 рисунков, 2 таблицы.
Глава 1. Понятие и категории особо охраняемых природных территорий России.
1.1 История формирования центров ООПТ, категории федерального, регионального и местного значения в России и Калининградской области
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) — участки суши, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где находятся природные комплексы и объекты особой природы, имеющие научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые по решению государственных органов полностью или частично изъяты из хозяйственного пользования и для которых установлен специальный режим защиты [12]
История развития особо охраняемых территорий началась в далеком 1916 году , ведь в данный год был открыт первый заповедник - Баргузинский заповедник на Байкале, который работает и по сей день. Далее уже в период с 1934 по 1951 года функционировал Комитет по заповедникам при Правительстве РСФСР, при котором была открыта сеть заповедников.
Позднее в 1951 году Комитет будет закрыт из-за провала заповедной системы. В период с 1951 года по 1961 год произошло уменьшение заповедников и сокращение их площадей. На основании постановления Совета Министров СССР от 29 августа 1951 года № 3192 «О заповедниках» были закрыты 88 заповедников, а территории еще 20 были резко сокращены. Последствия негативно отразились на всей заповедной системе, ведь она до сих пор не может оправиться от этого.
Позже создание заповедников пришлось только на 1990 года. Благодаря этому за период в 5 лет ( с 1993 по 1997 год) было создано около двадцати новых заповедников. [13]
В 1998 год в России функционировало около 98 заповедников. К 2001 году их количество выросло до 100 штук.
В 2000-е годы был ряд мероприятий приуроченных к ООПТ: в 2001 году был создан Перечень государственных природных заповедников и национальных парков, которые предусматривалось организовать в 2001—2010 годах, в 2002 году принят Закон РФ «Об охране окружающей среды», создана Комиссия РАН по сохранению биологического разнообразия для реализации и дальнейшего развития «Национальной Стратегии сохранения биоразнообразия России».
В 2011 году распоряжением правительства РФ (№ 2322) утверждены «Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года» и «План мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года». 2017 год был объявлен годом экологии. В том же 2017 году был принят Национальный проект «Экология» на 2018−2022 годы, целью которого стало создание комфортной и безопасной среды для жизни [3].
Категории особо охраняемых природных территорий можно найти в Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 01.05.2022) "Об особо охраняемых природных территориях" в статье 2.[1]
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных ресурсов :
а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники;
Характеристика: Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Статус биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему биосферных резерватов (биосферных заповедников), созданных в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера». [12]
б) национальные парки;
Характеристика: Национальными парками являются природоохранные, экологические образовательные и научно-исследовательские учреждения, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в экологических, в образовательных, научных и культурных целях и для регулярного туризма. [12]
в) природные парки;
Характеристика: Это природоохранные и рекреационные учреждения, находящиеся под юрисдикцией субъектов Российской Федерации, на территории которых (акватории) находятся природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, образовательных и рекреационных целях [12]
г) государственные природные заказники;
Характеристика: Государственные природные заповедники - это районы (водные районы), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса [12]
д) памятники природы;
Характеристика: Памятники Природные памятники - это уникальные, незаменимые и увлекательные ландшафты, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты природного и искусственного происхождения [12].
е) дендрологические парки и ботанические сады.
Характеристика: Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений с целью сохранения разнообразия и обогащения растительной жизни, а также осуществление научной и просветительской деятельности [12].
Согласно имеющимся данным Министерства Статистики в Российской федерации 11822 центров ООПТ федерального, регионального и местного значения – данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Сведения о количестве ООПТ в РФ и Калининградской области за 2019 год в единицах по данным статистики
К (ООПТ) федерального значения относят объекты, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти (за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и могут быть отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности).
Исключительно к объектам федерального значения относятся такие категории ООПТ как государственные природные заповедники и националь-ные парки. Федеральное значение так же могут иметь государственные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
В связи с тем, что перечень категорий ООПТ регионального значения устанавливается законами субъектов РФ, и рядом субъектов РФ, в данную категорию в состав ООПТ регионального значения, были не исключены сведения о лечебно-оздоровительных местностях и курортах, внесенных в ИАС, т.к. не исключена вероятность, что они будут взяты под охрану на региональном уровне.
Еще более запутана ситуация с такой категорией как дендрологические парки и ботанические сады. Как правило эти объекты находятся в ведении федеральных научных или образовательных учреждений, что предполагает наличие федерального статуса ООПТ.
С другой стороны эти объекты, как правило, были организованы до вступления в силу закона об особо охраняемых природных территория, который предусматривает вполне определенный порядок организации ООПТ. Применительно к дендрологическим паркам и ботаническим садам нормативные правовые акты Российской Федерации об организации ООПТ не утверждены, что позволяет отнести данные объекты к ООПТ федерального уровня значимости с большой долей условности.
К землям особо охраняемых природных территорий местного значения городского округа «Город Калининград», в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», относят :
- городские парки культурыы и отдыха (парки культуры и отдыха городского округа - «Город Калининград») озелененные территории многофункционального или cпeциaлизиpoвaннoro направления рекреационной деятельности с развитой системой благоустройства, предназначенные для периодического массового отдыха населения, в том числе лесопарки и ландшафтные парки;
- скверы (скверы городского округа «Город Калининград») — озелененные территории, предназначенные для кратковременного отдыха населения;
- земли особо охраняемых природных территорий местного значения — земли городских парков культуры и отдыха, скверов, в отношении которых принято решение о создании особо охраняемых природных территорий местного значения.
- Отнесение земель городского округ «Город Калининград» к землям особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляется на основании решения о создании особо охраняемой природной территории местного значения.
- Особо охраняемые природные территории местного значения создаются на земельных участках, находящихся в собственности городского округа «Город Калининград».
К особо охраняемым природным территориям местного значения ООПТ городского округа «Город Калининград» относят:
- Парк имени Макса Ашманна (Категория ООПТ: Городской парк культуры и отдыха). Номер и дата утверждающего документа: № 113 от 17.06.2020,
- Парк имени Ю. Гагарина (Категория ООПТ: Городской парк культуры и отдыха). Номер и дата утверждающего документа: № 114 от 17.06.2020,
- Парк Южный (Категория ООПТ: Городской парк культуры и отдыха). Номер и дата утверждающего документа: № 115 от 17.06.2020,
- «Парковая зона по ул. Малоярославской – ул. Ю. Гагарина» (Категория ООПТ: Городской парк культуры и отдыха)
Номер и дата утверждающего документа: № 116 от 17.06.2020
На данный момент в Калининградской области можно наблюдать такие особо охраняемые природные территории, как национальный парк «Куршская коса», природный парк «Виштынецкий», природный заказник «Балтийская коса».[15]
Распоряжением Правительства РФ от 22.12.2011 N 2322-р утверждена Концепция развития системы ООПТ федерального значения на период до 2020 года . Целью Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы ООПТ в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.