Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время стратегическое планирование не только становится основой для других типов планирования, которые являются наиболее важным элементом пространственного развития, но также фокусируется на глобальном учете четких социально-экономических проблем. Реализация текущих и перспективных планов комплексно реализующегося социально-экономического развития для конкретной муниципальной единицы происходит по отдельным направлениям.
Актуальность проблемы социально-экономического развития муниципальных образований как первичных звеньев территориальной структуры хозяйства страны определяется той ролью, которую муниципальные образования выполняют в решении первоочередных задач сбережения населения и повышения качества жизни населения страны, а также теми негативными тенденциями, которые имеются в развитии муниципальных образований (особенно малых городов и сельских поселений), а именно: сокращение численности жителей, миграционный отток населения в крупные города и столицы, усиление дифференциации муниципальных образований по уровню доходов населения и благоустройству территорий и т. п.
На уровне муниципальных образований протекают непосредственные процессы производства и воспроизводства самого человека в единстве его физической, производственной и социокультурной сторон. Качество жизни каждого человека зависит не только от размера семейного бюджета, дохода и имущества семьи, но и от уровня развития производственной и социальной инфраструктуры данного муниципального образования, которая влияет на состояние здоровья, занятости, образования, обеспеченности жильем и социальными гарантиями, предоставляемыми региональной властью.
Объект работы – Алтайский край.
Предмет работы - региональные и муниципальные программы социально-экономического развития.
Цель работы – анализ региональных и муниципальных программ социально-экономического развития.
Задачи работы:
изучить понятие и классификацию программ социально-экономического развития региона;
рассмотреть сущность и назначение региональных и муниципальных программ;
раскрыть региональные и муниципальные программы как основной инструмент регионального развития;
охарактеризовать региональные и муниципальные направления социально-экономического развития Алтайского края;
представить социально-экономическую характеристику Алтайского края;
выявить основные проблемы реализации региональных и муниципальных программ социально-экономического развития.
В качестве методов исследования использовались следующие: контент – анализ, общелогический метод, структурно – функциональный метод, системный.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы программ социально-экономического развития региональных и муниципальных образований
1.1 Понятие и классификация программ социально-экономического развития региона
Современная модель рыночного хозяйства в России в существенной мере актуализировала в стране региональную проблематику, сняла ограничения на освоение мирового опыта, а также теоретических разработок представителей различных научных школ и направлений.
Существующая система мероприятий, направлена на реализацию задач социально-экономического развития Российской Федерации (с учетом вклада регионов Российской Федерации в разрешение поставленных задач) и именуется такая система мероприятий стратегией социально-экономического развития регионов, которая меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации Российской Федерации на конкретном этапе развития (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный) [3].
В законодательной базе Российской Федерации отсутствует определение региональных программ, что считаем нецелесообразным, поскольку данные программы выступают способом решения неотложных региональных проблем.
Основная специфика региональных программ – формирование и их реализация на уровне республик, краев, областей, городов федерального значения, что обусловлено общегосударственными и территориальными интересами. Отличаются региональные программы небольшими объемами работ и ресурсными затратами (по сравнению с государственными программами), а также региональные программы социально-экономического развития обладают точной адресностью (созданы для конкретных целей, ситуации). Региональные программы социально-экономического развития обладают огромным перечнем задач.
Особое внимание региональная экономика уделяет таким аспектам как: динамика производительности труда, динамика регионального распределения национального дохода, структура основных фондов регионов, дифференциация цен регионов и другое.
Методы региональной экономики:
балансовый метод (составление региональных балансов);
картографический метод (составление, использование карт, картосхем, картограмм);
экономико-математический метод, который подразделяется на два вида: структурный и оптимизационный;
статистический метод (использование статистических данных);
сравнительный метод;
метод систематизации.
В рамках региональной экономики исследуются проблемы региональной политики государства, комплексного развития региона, разработки и реализации региональных программ социально-экономического развития, экономического районирования, районной планировки и ряд иных проблем, связанных с размещением производительных сил и комплексным развитием регионов Российской Федерации [5].
Переходя к вопросу региональной социально-экономической политики, следует для начала изучить понятие региональной политики. Региональная политика является неотъемлемой частью политики российского государства, которая направлена на организацию государства в соответствии с его государственной стратегией.
В законодательной базе Российской Федерации имеется определение региональной политики, в отличие от определения региональной программы. Считаем данное законодательное закрепление уместным, поскольку региональная политика представляет собой составную часть государственного регулирования, направленную на рациональное размещение производительных сил и выравнивание уровня жизни населения региона.
Любой регион Российской Федерации имеет финансовые ресурсы, содержание и источники которых разнообразны. Так, на рисунке 1 нами отмечены источники и разновидность финансовых ресурсов региона, которые являются финансовой составляющей наряду с социальной и экономической региональной системой. Финансирование помогает развивать приоритетные направления экономики региона. Так, например, показатель хозяйственного потенциала региона определяется несколькими критериями, одним из которых являются финансовые ресурсы предприятий различных видов деятельности. Следовательно, регулирование региональной экономики происходит за счет перераспределения финансовых ресурсов региона.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993) (с учетом поправок внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014 № 11 - ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 19 декабря.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
3. Альгин, А.П. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт : учебник для вузов / А.П. Альгин. – Москва : Юрайт, 2021. – 484 с.
4. Багян, Г.А. Пути решения актуальных проблем государственного управления в Российской Федерации / Г.А. Багян // Modern Science. – 2020. – № 5. – С. 450-454.
5. Барабашев, А.Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы : учебник для вузов / А.Г. Барабашев. – Москва : Юрайт, 2021. – 194 с.
6. Большаков, С.Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С.Н. Большаков // Экономика и политика. – 2020. – № 1. – С. 16-22.
7. Бондарь, Н.С. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н.С. Бондарь. – Москва : Юрайт, 2021. – 386 с.
8. Буга, А.В. Теория и механизмы современного государственного управления / А.В. Буга. – Санкт-Петербург : Астерион, 2020. – 212 с.
9. Васильева, В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум для вузов / В.М. Васильева. – Москва : Юрайт, 2021. – 441 с.
10. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю.В. Гимазова. – Москва : Юрайт, 2021. – 453 с.
11. Дзакоев, З.Л. Опыт проектного управления в муниципальном образовании / З.Л. Дзакоев // Матрица научного познания. – 2020. – № 3. – С. 15-21.
12. Зелинская, М.В. Проблемы модернизации инструментов государственного и муниципального управления / М.В. Зелинская // Проблемы развития современного общества. – 2020. – № 7. – С. 240-243.
13. Иванов, В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 383 с.
14. Мухаев, Р.Т. История государственного управления в России : учебник для бакалавров / Р.Т. Мухаев. – Москва : Юрайт, 2019. – 770 с.
15. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р.Т. Мухаев. – Москва : Юрайт, 2021. – 299 с.
16. Прокофьев, С.Е. Государственное и муниципальное управление: учебник и практикум для вузов / С.Е. Прокофьев. – Москва : Юрайт, 2021. – 608 с.
17. Прокофьев, С.Е. Основы современного государственного и муниципального управления : учебник и практикум для среднего профессионального образования / С.Е. Прокофьев. – Москва : Юрайт, 2021. – 695 с.
18. Прокофьев, С.Е. Управление государственной и муниципальной собственностью : учебник и практикум для вузов / С.Е. Прокофьев. – Москва : Юрайт, 2021. – 305 с.
19. Чазова, И.Ю. Оценка эффективности системы государственного управления / И.Ю. Чазова // Евразийский союз ученых. – 2020. – № 4. – С. 53-59.
20. Черкасова, М.А. Муниципальное управление в контексте цифровизации: концепция и опыт / М.А. Черкасова // Муниципальная академия. – 2020. – № 1. – С. 177-181.
21. Шедько, Ю.Н. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для вузов / Ю.Н. Шедько. – Москва : Юрайт, 2021. – 302 с.
22. https://altairegion22.ru – Официальный сайт Алтайского края.