Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ ………………………………………5
1.1 Анализ понятия «пунктуация» в учебно-методической литературе ….…5
1.2 Пунктуация как средство развития речи ……………………….………9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОЙ ПУНКТУАЦИИ ……………………………………..16
2.1 Анализ учебной литературы по проблемам обучения пунктуации ……16
2.2 Работа по развитию речи при изучении пунктуации …………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………..30
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последнее десятилетие существенно изменилось преподавание русского языка в школе, в частности изменилась личностнообразующая функция языка. Все более выражена коммуникативная направленность речи, осуществление обучения языку и развитие речи учащихся сливаются в единый процесс.
Таким образом, языковое образование учащихся представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на овладение языком и речью, саморазвитие и формирование учащегося как личности. Уровень владения языком – это степень подготовленности учащегося к полноценной речевой деятельности в устной и письменной речи.
Однако в современных программах и учебниках по русскому языку для младших классов синтаксический строй русского языка представлен очень скупо, поэтому пунктуации не уделяется должного внимания. Но именно информация о синтаксисе и пунктуации обеспечивает теоретическую базу, позволяющую учащимся сознательно строить устные и письменные высказывания
Пунктуационная система – одна из важнейших систем языка. Пунктуация — это раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Знаки препинания, наряду с буквами, служат изобразительным средством передачи устной речи на письме.
Пунктуационная компетенция имеет большое культурологическое значение, является показателем уровня развития языка человека, поэтому поиск эффективных способов обучения пунктуации является важной задачей. Школа должна учить детей свободно использовать знаки препинания в своих письменных выражениях. Для этого русский учитель должен овладеть методикой обучения пунктуационным навыкам, а это преподается через пунктуационную методику - раздел методики обучения русскому языку, описывающий процесс развития пунктуационных навыков и умений учащихся.
Со временем благодаря исследованиям и научной работе великих ученых XIX-XX веков пунктуационная техника стала самостоятельным направлением методики обучения русскому языку в школе. Сегодня он устанавливает принципы пунктуационной методики и позволяет школьникам правильно строить учебные планы, используя эффективные методы обучения этому важнейшему разделу курса русского языка.Цель работы – теоретические обосновать экспериментально проверить развитие речи при обучении русской пунктуации
Объект – пунктуация как средство развития речи.
Предмет работы – процесс развитие речи при обучении русской пунктуации.
Задачи
1) Проанализировать понятия «пунктуация» в учебно-методической литературе
2) Рассмотреть пунктуацию как средство развития речи
3) Проанализировать учебной литературы по проблемам обучения пунктуации
4) Провести работу по развитию речи при изучении пунктуации
Методы исследования; Теоретические: анализ дидактической и методической литературы по теме исследования; сравнение, обобщение
Структура работы. Работа состоит из введения 2 глав, заключения, списка использованных источников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 2017.
2. Блинов Г.И. Методика пунктуации в школе. - М., 2018.
3. Бородкина Г.В. Учиться будет легче, если... // Начальная школа: плюс–минус. – 2012. - № 4.
4. Бунеева Е. В, Яковлева М. А. Русский язык. 4 класс Методические рекомендации для учителя. Москва. 2012г.
5. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2013. – 415 с. ь
6. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 2015.
7. Волчкова Л.И. Знакомая незнакомка // Русский язык. 2016. №32(56). С. 2
8. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Методическое пособие по обучению грамоте и письму. Книга для учителя трехлет. и четырехлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2019.
9. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. и др. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 2011.
10. Гулевич Г.И. Обучение младших школьников пунктуации на уроках русского языка// Начальная школа – 2010. № 10. – С.38
11. Евграфова С.М. Трудные азы русского синтаксиса // Русский язык. 2017. №38 (110). С.2-3.
12. Костяева Т.А., Чуриков Г.М. Сборник диктантов по пунктуации: 8-9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2019.
13. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений — М.: Изд. центр «Академия», 2010.
14. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 368 с.
15. Наш опыт – студентам и учителям. // Начальная школа плюс До и После. – 2015. - № 4.
16. Озёрская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе: Кн. для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 2019.
17. Поливанова Н.И., Ермакова И.В., Ривина И.В. Психологические особенности организации взаимодействия учителя и учащихся на уроках по системе «Школа 2100» //Начальная школа плюс До и После. – 2012. - № 12.
18. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» - М.: Просвещение, 2019. — 431 с.
19. Речь, язык и секреты пунктуации: Кн. для учащихся / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, Г.Н.Владимирская. – М.: Просвещение, 2015.
20. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения /Под ред. М.С. Соловейчик — М.,2017