Фрагмент для ознакомления
2
Этика делового общения представляет собой одну из главнейших со-ставляющих профессионального поведения каждого делового человека. Она призвана повышать как личную эффективность отдельно взятого сотрудни-ка, так и всего предприятия. Деловое общение и его культура не только при-влекают внимание пользователей соцсетей к организации или предприятию, но и делают их своими постоянными клиентами. Поэтому в современном ми-ре знания делового этикета, соблюдение культуры поведения, а также знания о распространенных нарушениях этики делового общения в соцсетях весьма востребованы. Причина внимания к вопросам этики бизнеса связана, прежде всего, с экономическим ущербом, который наносит фирме неэтичное поведе-ние сотрудников и деловых партнеров.
Актуальность вышеуказанной темы обусловлена еще и тем, что в по-следнее время большая часть бизнеса многих компаний постепенно перехо-дит в интернет, где появляется все больше и больше возможностей для их развития. С каждым днем все больше и больше людей начинают увереннее пользоваться интернетом, совершая в нем покупки самых разнообразных товаров и услуг. Поэтому большая часть компаний постепенно переходит в онлайн-режим, например, в социальные сети. Следует отметить, что количе-ство социальных сетей ежегодно растет, а вовлеченность аудитории на этих площадках весьма высокая. Это помогает организациям найти среди колос-сального количества пользователей соцсетей определенные сегменты именно своей целевой аудитории. Часть организационных вопросов также при этом переходит в онлайн. Данные обстоятельства способствуют тому, что значи-тельная часть коммуникации, в том числе и деловой, начинает переходит в интернет. Подчеркнем, что при таком способе общения также существуют определенные нормы и правила, особенности взаимодействия между людь-ми. Для того, чтобы организация развивалась успешно в современном мире, где большая часть организационных процессов перешла в онлайн-формат, необходимо знание этих нюансов и умелое применение их на практике.
Целью курсовой работы является изучение характерных для соци-альных сетей особенностей деловой коммуникации и анализ влияния на эф-фективность развития бизнеса соблюдения этических принципов. Исходя из поставленной цели, в ходе работы над курсовым проектом автор решил сле-дующие задачи:
- рассмотрел особенности делового общения в интернете, в частности – в социальных сетях;
- проанализировал, какую роль играет этика делового общения в про-цессе коммуникации в социальных сетях;
- изучил примеры нарушения этики делового общения в социальных сетях и способы их преодоления;
Предметом исследования стала проблема соблюдения этических норм и принципов делового общения, а объектом - этика деловой коммуникации в социальных сетях.
Курсовая работа состоит структурно из введения, двух глав, заключе-ния и списка использованных источников и литературы.
В первой главе рассматриваются понятие, структура, функции и общие этические принципы делового общения. Вторая глава посвящена изучению теоретических и практических аспектов этики деловой коммуникации в сети интернет, в частности, в социальных сетях.
1. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,
ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
1.1. Понятие делового общения, его структура и функции
Деловая коммуникация является сложным процессом становления и развития контактов между людьми в профессиональной сфере. Ее участники - коммуниканты, выступая каждый в соответствии со своей должностью, сво-ими личностными особенностями, ориентированы на достижение определен-ной цели, поставленных перед ними конкретных задач. Специфической чер-той указанного процесса является так называемая регламентированность – следование определенным ограничениям, которые установлены националь-ными и культурными традициями, этическими и профессиональными прин-ципами. Деловое общение являет собой область дипломатических, коммерче-ских, экономико- и административно-правовых отношений.
Деловое общение сегодня проникает во все сферы общественной жиз-ни. В коммерческие, деловые отношения вступают как частные лица, так и предприятия всех форм собственности. Компетентность в сфере де¬лового общения непосредственно связана с успехом или неуспехом в любом деле: науке, искусстве, производстве, торговле. Что касается менеджеров, пред-принимателей, организаторов производства, людей, занятых в сфере управ-ления, то коммуникативная компетентность для представителей этих профес-сий представляет важнейшую часть их профессионального облика.
Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ко-тором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предпола-гающим достижение определенного результата, решение конкретной про-блемы или реализацию определенной цели. В целом деловое общение отли-чается от обыденного тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные за-дачи, которые требуют своего решения.
Деловое общение можно условно разделить на прямое и косвенное. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмо-ционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производ-ством какого-либо продукта или услуги.
Деловая коммуникация, как и любой другой вид общения, носит исто-рический характер. Это проявляется в различных формах и на разных уров-нях социальной системы. Главной отличительной чертой делового общения является то обстоятельство, что оно, не являясь самоцелью, является спосо-бом для достижения каких-либо иных целей. В ситуации с рыночной эконо-микой оно призвано способствовать получению максимальной выгоды и прибыли.
Кроме того, деловое общение - это необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений между людьми. Важнейшим регулятором подобных отношений выступают этические нормы. В них отражены все при-сущие нам представления о справедливости и несправедливости, о добре и зле, о верности или неправильности поступков людей. Каждый из нас, обща-ясь ежедневно со своими подчиненными, начальником или коллегами, так или иначе, опирается на эти представления. Это может происходить как со-знательно, так и стихийно. В зависимости от того, как человек понимает и учитывает моральные нормы, какое содержание он в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или сделать его вообще невозможным .
Исходя из вышесказанного, под этикой делового общения можно по-нимать совокупность нравственных норм, представлений и правил, регули-рующих поведение и отношения людей в процессе их производственной дея-тельности. Этика деловой коммуникации являет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.
Среди основных функций общения выделяют следующие:
- коммуникативную, заключающуюся в обмене информацией между общающимися индивидами;
- интерактивную. задача которой состоит в организации взаимодей-ствия между общающимися индивидами (обмен действиями);
- перцептивную, в задачи которой входит восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопони-мания.
Коммуникативная функция общения. Когда мы общаемся с людь-ми, то мы не только обмениваемся информацией, но и передаем друг другу определенные, закодированные в слова, сведения. При этом мы стремимся выработать общий смысл. Это необходимо и возможно лишь тогда, когда передаваемая нами информация не только принята нашим собеседником, но и осмыслена им. При процессе коммуникации нередко могут возникать так называемые коммуникативные барьеры, которые как раз-таки и препятству-ют верному принятию и осмыслению полученной коммуникантами друг от друга информации. Эти барьеры, как правило, носят социальный или психо-логический характер ..
Передача информации возможна лишь с использованием знаковых систем. Необходимо, чтобы информация для передачи была определенным образом закодирована. Средства коммуникации, при помощи которых про-исходит общение, делятся на вербальные и невербальные. Они используют различные знаковые системы. Вербальная коммуникация использует челове-ческую речь. При передаче информации посредством речи меньше всего ме-няется и теряется смысл сообщаемого, так как речь представляет собой самое универсальное средство общения. В этом случае модель коммуникативного вербального процесса выглядит так:
- кто сообщает (коммуникатор);
- что сообщает (текст сообщения);
- как сообщает (канал передачи информации);
- кому эта информация предназначена (целевая аудитория);
- с каким эффектом (эффективность).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два. М.: Эксмо, 2006.
2. Данкел Ж. Деловой этикет., Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.
3. Дебольский М.С. Психология делового общения, М.: ПРИОР, 2007.
4. Деловые коммуникации: учебное пособие / Науменко Е.А. Изда-тельство Тюменского государственного университета, 2013.
5. Деловые коммуникации: учебное пособие / Емельянова Е. А.. – Томск: Эль Контент, 2014.
6. Деловой этикет: учеб. пособие / Капкан М. В., Лихачева Л. С.; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2017.
7. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия» 2001.
8. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007. М.: «ОЛМА Медиа Групп», 2007.
9. Леонтьев В,П. Новейшая энциклопедия Интернет 2003: научно-популярное издание. М.: Издательство «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.
10. Максименко О.И. Энциклопедия этикета. М.: АСТ: Астрель, 2002.
11. Максименко О.И. «Новейшая энциклопедия этикета: правила хо-роших манер, которые помогут вам стать успешным». М.: АСТ, 2009.
12. Петрунин Ю. Ю. Учеб. пособие для эконом. вузов Этика бизнеса, М: Дело, 2008.
13. Попов Л.А. Этика: курс лекций, М.: 2007.
14. Психология Интернет-коммуникации: учебное пособие / Белинская Е.П. – М.: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2013.
15. Психология общения: учебник и практикум для СПО / Бороздина Г. В., Кормнова Н. А.; под общ. ред. Бороздиной Г. В. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
16. Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол: учебное пособие. М.: Интелл Синтез: 2004.
17. Сухарев В.А. Быть деловым человеком, Симферополь: Маяк 2008.
18. Тимофеев, М. И. Деловые коммуникации. Учебное пособие / М.И. Тимофеев. - М.: РИОР, Инфра-М, 2016.
19. Усов В. В. Деловой этикет : учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2008
20. Фритцше Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспек-тива, СПБ.: Олимп-Бизнес, 2004.
21. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете / Ольга Лу-кинова. — Москва : Эксмо, 2020.
22. Широкова И.Г. Этика, М.: ПРИОР, 2006.
23. Шкондин М.В. Медиасистема как фактор репрезентации публично-сти в процессах освоения мира социумом // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. 2017, № 2.
Электронные ресурсы:
24. Контент, e-commerce, приватность: как соцсети удерживают ауди-торию и борются с новыми конкурентами // Sostav.ru. 2018. 26 дек. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/sotsseti-2018-internet-v-internete-34970.html
25. Правила поведения в Интернете. — URL: http://softuhitel.com/pravila-povedeniyav-internete/
26. https://www.forbes.ru/svoi-biznes/451031-bez-pzlst-memov-i-kapsloka-pravila-delovogo-obsenia-v-messendzerah