Фрагмент для ознакомления
2
1)История Городца
Городецкая роспись — промысел русского народного творчества, особый вид росписи по дереву, зародившийся в Нижегородской губернии в середине XIX века. Городецкая роспись образовалась в районе города Городец Поволжья.
На левом берегу Волги под Нижним Новгородом находится большое село Городец, основанное в 12 веке. На берегах Волги были выгодные места для торговли: рядом располагалась крупнейшая в России ярмарка Макарьевская. Среди населения стали быстро развиваться различные промыслы. В самом Городце были кузнецы, пряничники и красильщики. В частности, было много плотников и резчиков: дешевый материал давал лес, продукты продавались в самом городе или «у Макария».
Крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца занимались промыслом: одни резали ложки, другие точили миски и чашки, третьи делали орудия для прядения и ткачества. В заволжских землях рос лен, женщины пряли нити и ткали ткани на продажу, так что работы резчикам и живописцам хватало…
Сегодня Городец — один из малых городов России. За свою многовековую историю он пережил периоды расцвета и упадка, славы и забвения. Городец был городом честолюбивых князей и талантливых мастеров, городом строгих старообрядцев и предприимчивых купцов. Городец расположен на высоком берегу Волги, в 53 км выше по течению от Нижнего Новгорода. Как и у многих древнерусских городов, дата его основания неизвестна.
Впервые он появляется на страницах летописей в 1172 году как уже существующий город-крепость. Выбор городецкой строительной площадки был обусловлен ее назначением – контроль и охрана соледобычи. Соль высоко ценилась и часто была денежным эквивалентом золота, серебра и мехов. Боевые речные суда горожан, постоянно стоявшие в бухтах под городом, закрыли путь булгарам по Волге в глубокие русские земли, а сам город стал местом сбора русских войск и подготовки к военным походам в Понизовье, центром дипломатических встреч и переговоров между великими князьями владимиро-суздальскими, имевшими власть над жителями между Окой и Волгой.
Уникальный памятник старины - Городецкая крепость. В Городце, изначально составлявшем оборонительную систему города, сохранились три постройки XII-XIII веков, представляющие собой линию укреплений. Такие остроги редкость не только в Поволжье и Нижнем Новгороде, но и по всей стране. Строительство Городецкой крепости началось с сооружения рвов и валов на Княжьей горе (детинце) - высоком плато на левом берегу Волги: здесь высокий берег, ограниченный по бокам глубокими ущельями. Валы и рвы (около 550 метров) окружали гору под названием Княжья в виде арки, обрывающейся на концах скалами в сторону Волги. Детинец занимал всего 3,5 га. Ширина основания вала составляла 22 метра, ширина рва — 18 метров, а общая высота насыпи вала — до 7 метров. Ров крепости Княжья гора имел глубину 5,15 м и имел на дне остроконечный обломок. Валы Городца были вторыми по высоте после валов Киева. До основания Нижнего Новгорода в 1221 году Городец был главным оплотом русских князей на Среднем Поволжье. С момента своего основания Городец-Радилов ни разу не пропустил по Волге булгарские военные корабли вглубь русских земель.
Городец разделил трагическую судьбу Владимирской Руси: его разорили войска Батыя. История Городца связана с именем великого русского полководца Александра Ярославовича Невского. Осенью 1263 года, возвращаясь из Орды на Русь, князь заболел и умер здесь, в Городце, 14 ноября (по старому стилю).
В конце 13 века Городец стал центром удельного княжества во главе с одним из сыновей Александра Невского, князем Андреем. За годы его правления Городец стал таким же выдающимся политическим центром, как Тверь и Москва. Андрей Городецкий вошел в российскую историю как инициатор долгих и жестоких ссор. Зимой 1293-1294 гг. он привел на Русь большое ордынское войско («дюденево войско»), с которым принял от старшего брата великий престол. Андрей Александрович правил Владимиром десять лет. Он скончался 27 июля 1304 года и был похоронен в церкви Архангела Михаила в Городце. Со смертью князя Андрея город быстро потерял свое прежнее политическое значение.
Новый этап в истории города начался в середине 14 века. В 1341 году было образовано Великое княжество Нижегородское, частью которого стал Городец. Здесь правил Борис Константинович – честолюбивый и энергичный политик, непримиримый соперник высокой Москвы. Однако ни Борис, ни его преемники не могли остановить рост ее могущества. На рубеже 14-15 веков Городец был известен не только в политической, но и в культурной жизни России. Старец Прохор, выдающийся мастер иконописи, вырос в Городце. В 1405 году он вместе с Феофаном Греком и Андреем Рублевым участвовал в росписи Благовещенского собора Московского Кремля.
Одно из последних упоминаний Городца в летописях датируется декабрем 1408 года. Тогда войско Едигея окружило Москву, разорило Переславль-Залесский, Ростов, Дмитров, Клин, Серпухов, Нижний Новгород и пошло на Городец: «и город взяша, огнём пожгоша весь...». Городец так и не смог оправиться от этого страшного нашествия.
Несмотря на свою былую славу, он утратил статус города. С 16 века Городец был селом Юрьевецкого, затем Балахнинского уезда. В разные годы деревней владели дочь императрицы Ксения Годунова, ростовские князья Григорий Лобанов и Владимир Орлов, а в XIX веке часть Городца принадлежала графу Панину. В 1722 г. Петр I по пути в Астрахань в походе для установления там морского пути, посетил Городец и Феодоровский монастырь. В XVII-XVIII веках Нижний Новгород, Балахна и Городец стали центрами кораблестроения. Плотники из Городца были настолько известны своим мастерством, что Петр I пригласил их в село Преображенское для постройки боевых кораблей. Царь привлек городецких судостроителей к созданию русского флота, участвовавшего в походах на Азов.
Расцвет Городца пришелся на вторую половину 19 века и начало 20 века, на эпоху бурного развития российского капитализма. Городец быстро разбогател на судоходстве, кораблестроении и торговле. Благодаря зимовке судов с зерновым грузом в местных заводях в городе процветали мельничная промышленность и хлебная торговля. В то же время Городец стал главным центром продажи изделий кустарного промысла. В окрестных деревнях изготавливали гончарные изделия, дуги для лошадей, сани, детские игрушки. Здесь в 1870-х годах появилась сюжетная роспись на прялках — знаменитая городецкая роспись. К концу 19 века Городец изменился. В холмистой части богатые дома стояли на берегу Волжской набережной и на Купеческой (ныне Ленина) улице. Внизу, под Троицким собором, вдоль реки идет Большая улица с торговыми залами и магазинами. После Октябрьской революции, в 1933 году Городец получил статус районного города. Однако социалистические преобразования сломали хозяйственный уклад, «городецкое купечество» ушло в прошлое.
Сегодня невозможно представить научную работу о развитии средневекового русского города без материалов археологических раскопок в Городце. Коллекция Городецкого музея превышает коллекцию Областного историко-краеведческого музея. Ни один серьезный труд по истории городецкой росписи и резьбы не обходится без упоминания музейных экспонатов. В феврале 2015 года музею исполнилось 95 лет. Для музея был выбран дом, принадлежавший зерноторговцу и пароходчику Облаеву до октября 1917 года. В первые годы развитию музея помогали столичные ученые.
Сегодня выставка состоит из нескольких частей. Экспонаты археологических раскопок рассказывают о Городце с 11 по 13 век. Достаточно представлен торгово-купеческий Городец. Действует постоянная экспозиция древнерусской живописи, экспонируются старопечатные и рукописные книги старообрядцев. Два зала отведены под известные городецкие народные промыслы, в двух других обычно экспонируются городецкие трикотажные фабрики, игрушки Жбанникова и, конечно же, городецкая живопись и резьба. Музей рассказывает о традиционных художественных промыслах и показывает результаты более интересных археологических исследований. Городецкий край – край самобытной старообрядческой культуры (иконопись, рукописные и старопечатные книги).
В начале 1990-х появилась возможность представить Городец как небольшой провинциальный торговый городок. Сегодня в музее насчитывается около 13 тысяч реликвий. Например, печать великого князя Александра Невского XII века, умершего здесь, в Федоровском монастыре. В музее представлены работы изографа и каллиграфа И.Г. Блинова - рукописные книги. В музее есть коллекция старинных прялок. Те, кто знает и любит живопись Городца, еще долго будут изучать данные экспонаты.
Простые сюжеты передавали представления художников о жизни, которую они видели, побывав, например, на ярмарке в Нижнем Новгороде или, шире, в каком-нибудь провинциальном городке. В музее можно увидеть старинный ткацкий станок. По сей день во многих домах Городецкого района женщины ткут ковры и дорожки. Эти самодельные вещи выполнены с большим вкусом и разнообразными цветовыми сочетаниями.
В залах, где выставлены изделия народных мастеров, рядом с резными воротами дома Паниных можно увидеть уникальную горку для посуды, украшенную резными фигурками. Резные изразцы являются гордостью музейной коллекции. Сегодня дома в Городце не имеют ни одного повторяющегося наличника. Еще в прошлом веке умельцы старались обставить свой дом так, чтобы он выделялся на фоне остальных. Они вкладывают свое воображение, мастерство и душу в рисунки, композиции, орнаменты и мотивы изразцов.
Даже простые предметы быта жители окрестных деревень и деревень пытались оживить резьбой или росписью. В музее собрана коллекция гладильных вальков, украшенных геометрическим орнаментом. Есть и красивые пряничные доски городецкого народного промысла. Некоторые из них являются настоящими произведениями народного творчества. Городецкие пряники славились не только в Нижнем Новгороде. Мастера вырезали на досках экзотические цветы, петухов, сирень и другие фантазии. Такие пряники с начинкой всегда были украшением праздничного стола.
Историческая часть Городца очень компактна, можно быстро дойти пешком за полчаса. На набережной Революции, расположенном на холме вдоль реки, стоит памятник легендарному князю Александру Невскому. Внизу находится «Город мастеров» и базарная площадь, где раньше проходила ежегодная ярмарка. Каждое лето в Городце проходит большой фестиваль мастеров национального братства, который занимает большую часть города.
2) Все, что касается игрушки, до наших времен
Русские народные деревянные игрушки известны с древних времен. Они неразрывно связаны с культурно-фольклорными особенностями соответствующей исторической эпохи и местности их производства.
Археологи нашли доказательства того, что деревянные игрушки были у восточнославянских племен еще в IX веке нашей эры. Основными материалами для изготовления игрушек были глина и дерево, а с 1-й половины 19 века - папье-маше. Также делали игрушки из соломы, мха, шишек и льна. И глиняные, и деревянные игрушки изготовлялись во многих местах России.
Но подтверждение этому можно найти только в исторических записях, в силу специфики дерева как материала примеров таких игрушек практически нет. Даже работы мастеров игрушек 18 века дошли до наших дней в очень небольшом количестве. В музеях и коллекциях в основном представлены игрушки XIX века. Можно отметить важнейшие центры: деревянные игрушки в основном производились в Московской и Нижегородской губерниях, глиняные - в Вятке, Туле, Каргополе. Но главный центр игрушечного производства связан с Московской областью. Это Сергиевский Посад (город Загорск) и село Богородское, расположенное в двадцати семи километрах от Загорска. Искусство этих мест настолько переплетено, что порой трудно сказать, чье произведение вы держите в руках. В селе Богородске резали в «белье», то есть оставляли игрушку неокрашенной, а в Сергиевском Посаде резали и раскрашивали. Да и изделия богородцев тоже часто там окрашивали. В 19 веке Сергиевский Посад стал лидером по производству игрушек ручной работы в России. Делали деревянные игрушки в лесах, где дерево издавна прочно укоренилось в хозяйстве жителей.
Очаги игрушечного производства существовали на Онежском полуострове еще в 19 веке, а также по побережью Белого моря, в Архангельской и Вологодской губерниях, в Кирилловском уезде Новгородской губернии, частично во Владимирской губернии. В Нижегородской губернии возник целый центр игрушечных промыслов. Славятся деревообработка и искусство этой губернии - резьба кораблей и домов, роспись хохломской точеной утвари, семеновская резьба ложек, веретен, резьба и роспись в Городце. Они установили в целом высокий уровень народного творчества в регионе. Из потомственных волжских мастеров выходили и талантливые игрушечники. Своеобразные очаги народной игрушки появились в Пурехе, Лыскове, Городце, Семеново, Федосееве, Полховском Майдане и других местах. Самые простые экземпляры – сучки деревьев, лишь слегка оформленные ножом.
В некоторых областях игрушки делали из еловых шишек, которые служили руками или ногами деревянных фигурок. Поскольку деревянная игрушка неразрывно связана с лесом, фигурки изображены преимущественно в виде лесных обитателей. Это птицы, животные или вымышленные фольклорные персонажи - «моховики», изображающие дровосеков или старух с хворостом на спине. Известно, что Моховики были восторженно встречены зарубежной публикой на Парижской выставке 1890 года.
Народные игрушки, как и вообще игрушки, являются традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушки ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе.