Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………....…..3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И
КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА…………………………………5
1.1. Сущность понятий общественный и культурный потенциал досуга…...5
1.2. Технологии и методы культурно – досуговой деятельности……….….11
Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО
И КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА………………………….….14
2.1.Диагностика развития культуры досуга…………………………………14
2.2.Методы и технологии внедрения программ и проектов в досуговую деятельность………………………………………………………….…….….20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………..………………………………....25
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы. В связи с изменчивостью макроэкономических условий среды произошли коренные изменения в направлении деятельности культурно - досуговых учреждений. Возрастает критическое количество молодежи, которая по тем, или иным причинам не смогла найти для себя достойное положение в обществе. Необходимо отметить, что сегодня минимально количество культурных заведений. В целом отсутствует миссия в выборе стратегии организации досуга молодежи. Свободное время молодых может стать одним из важных средств формирования личности молодого поколения и общества в целом. То, каким образом происходит использование свободного времени молодыми людьми, является своеобразным индикатором стратегии государства. Решением данной задачи должны в определенной мере заниматься учреждения образования, культуры, силовых и правоохранительных структур и др. Что касается проведения досуга на селе и в районе, то эти проблемы стоят ещё более остро.
Ограниченное число образцов поведения для молодёжи и недостаточное развитие коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию молодых людей. В связи с этим возникает необходимость по-новому осмыслить и
оценить то огромное культурное наследие, которое накоплено человечеством и
сформировать у подрастающего поколения потребность борьбы за здоровый и культурный образ жизни. Актуальность работы заключается в том, что досуг является сегодня одной из первостепенных ценностей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга.
Цель работы: теоретическое обоснование социо - культурных условий развития культурного досуга молодёжи в условиях современного социума.
Объект исследования: процесс развития культурного досуга молодых людей
Предмет исследования: совокупность социально-культурных
условий и средств организации культурного досуга молодых людей.
Гипотеза: развитие культурного досуга молодёжи будет динамичным и продуктивным, в случае:
-реализации личностно ориентированного подхода к молодёжи;
-организации творчески ориентированной среды, которая поспособствует раскрытию содержания культурного досуга и обеспечивает многовариантность творческих продуктов сообщества молодых людей;
-определения культурного досуга, основанного на принципах
гуманного взаимодействия и обучения в действии, что приведёт к созданию нового художественно - творческого продукта.
Задачи:
1. Изучить сущность понятий общественный и культурный потенциал досуга.
2. Рассмотреть технологии и методы культурно – досуговой деятельности молодёжи.
3. Провести диагностику развития культуры досуга молодых людей
4. Предложить методы и технологии внедрения программ и проектов в досуговую деятельность молодых людей.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, беседа, наблюдение.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГА
1.1. Сущность понятий общественный и культурный потенциал досуга
Чем шире масштабы деятельности человека, а также индивидуального и
коллективного творчества людей, чем больше в нашем мире ценностей культуры, тем сложнее процесс передачи культурного наследия. Под общественным потенциалом досуга понимают индивидуальную значимость данного процесса, как для общества, так и для индивида. Обе стороны нельзя отрывать друг от друга, поскольку они выступают аспектами одного и того же процесса человеческой жизнедеятельности. Человечество достаточно длительный пе¬риод шло к осознанию общественной значимости свободного времени и культуры досуга.
Ещё не так давно в прошлом, общественный потенциал досуга осмысливался через религию. Религиозная картина мира задавала нормы поведения и представлений о человеке. Искусство ценилось не само по себе, но как отражение религиозного взгляда на мир. Религия была регулятором общественных отношений, включая отноше¬ния в процессе досуга. Если цель досуга заключается в постановке конструктивных задач и общественно значимых ценностей, он и для личности приобретает позитивный характер. Только тот досуг, кото¬рый наполнен позитивным содержанием по отношению к личности и окружающим людям, может быть признан положительным для всего общества. Можно говорить о том, что по индивидуальному и семейному досугу возможно судить об уровне развития всей культуры того или иного народа. В данном случае речь уже идёт о культурном потенциале досуга.
Современный человек рассматривает досуг как личное досто¬яние. Именно в рамках досуга субъект имеет возможность реализовать собственную свободу действий. Досуговая деятельность актуальна для каждого индивида. Она позволяет восстанавливать работоспособность при занятии любимых хобби, спортом, играми и др. Человек может расширять собственное самосознание, обращаясь к искусству, или фи¬лософии, самореализовываться и снимать стрессы и др. Досуг предоставляет субъекту возможность осмыслить свои ин¬дивидуальные особенности. Открываются врожденные качества характера, и раскрывается творческий потенциал. При занятии любимым делом, или в уединении, человек способен сосредоточиться на своих волевых возможностях.
Достаточно часто на выбор тех или иных занятий человека в свободное время, влияют соци¬альные моменты. К ним относят социальный статус, моду, рекламу и др. Именно на эти скрытые от человека аспекты выбора досуга рассчитывают организаторы развлекательных мероприятий. В связи с чем необходимо говорить об общественной значимости досуговой деятельности. Случается так, что множество людей решают в досуге одни и те же задачи, свя¬занные с сохранением здоровья, развитием личности, умножением и разнообразием социальных связей и др. Индивидуальные потребности превращаются в массовые. Этим они приобретают общественный характер и резонанс. В ходе досуговых занятий каждый человек осоз¬нает свою идентичность с культурной средой и глубже погружается в жизненное пространство общества. Сегодня особое внимание обращают на этнонациональные виды досуговых занятий, поскольку большинство из них носит коллективный ха¬рактер. Сюда можно отнести массовые и зрелищные виды досуга, участие в праздниках и гуляньях.
Современное общество рассматривает досуговую деятельность как самостоятельную сферу жизнедеятельности. Она тесно пересекает¬ся с такими важными сферами, как спорт и путешествия, религия и ис¬кусство, семейно-родственные отношения, быт и др. По мере развития культуры свободное время и досуг также эволюционируют и осваивают более эффективные организационные технологии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова, Г.А. Культурно - досуговая деятельность: теория и
практика организации: учебное пособие для студентов вузов [Текст] / Г.А.
Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Ариарский, М.А. Культура досуга как предмет педагогики и
прикладной культурологи. – СПб.: Изд-во «ЭГО», 2001. – 11 с. [Электронный ресурс]. URL: http://dedovkgu.narod.ru/bib/ariarskij.htm (дата
обращения 07.12.2022).
3. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно-
ориентированного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // М.: Педагогика. – 2001. – No 1. – С. 17–24.
4. Бразговка, Л.К. Нравственные основы преобразования младшим
подростком собственной жизни [Текст] / Л.К. Бразговка. – М.: Воспитание школьников: науч.-метод. журнал. – 2009. – No 2. – С. 24–26.
5. Бондарь, М.А. Особенности феномена «детская общественная
организация» [Текст] / М. А. Бондарь // Молодой ученый. – 2013. – No 3. –
С. 463–468.
6. Воробьёва, А.В. Белгородской области разработали культурные бренды территорий [Текст] / А.В. Воробьева, М.Р. Шапошников // Белгород: Дом культуры. – 2013. – No 1. – С. 69–73.
7. Головина, Г.В. Культура досуга как условие адекватного
развития личности / Г.В. Головина. [Электронный ресурс]. URL:
http://analiculturolog.ru (дата обращения 07.12.2022).
8. Гуляихин, В.Н. Молодёжные общественные объединения как субъект вторичной социализации: опыт регионального исследования [Текст] / В.Н. Гуляихин, А.П. Галкин. – Волгоград, 2010. – С. 127–132.
9. Геворкян, А.А. Развитие детский молодёжных общественных
объединений как института воспитания [Текст] / А.А. Геворкян, В.И. Ревякина. – Томск: Вестник ТГПУ, 2009. – No 9. – С. 54–56.
10. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное пособие для студентов вузов и училищ культуры [Текст] / Л.С. Жаркова. – М.: МГУКИ, 2000. – 220 с.
11. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учебное
пособие для студентов вузов и училищ культуры [Текст] / Л.С. Жаркова. –
М.: МГУКИ, 2003. – 234 с.
12. Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки / А. Д. Жарков // Образование и общество [Электронный ресурс]. URL: http://www.education.rekom.ru/2_2007/98.html (дата обращения 07.12.2022).
13. Крапивина, Л.А. О самоуправлении и не только [Текст] / Л. А.
Крапивина // Воспитательная система разновозрастного объединения:
идеология, этапы развития, управление. – Екатеринбург, 2007. – С. 46–51.
14. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодёжного досуга в современной России [Текст] / Н.В. Котельникава // Социология культуры, духовной жизни. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – С. 55–60.
15. Кожевникова, И.Ю. Духовно-нравственное воспитание подростков и юношества [Текст] / И.Ю. Кожевникова. – Омск, 2012. – 190 с.
16. Клубная деятельность как фактор развития гражданского общества [Электронный ресурс]. URL: http://www.student-site.ru (дата обращения 07.12.2022).
17. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. – Москва: Академия, 2006. – 456 с.
18. Логинова, А. Программа «Нравственное развитие подростков в художественно-эстетической деятельности» [Текст] / А. Логинова // Искусство в школе: обществ.-пед. и науч.-метод. журнал. – 2009. – No 3. –
С. 70–73.
19. Новаторов, В.Е. Социально - культурная деятельность. Поступление, обучение, карьера: материалы для абитуриентов [Текст] / В.Е. Новаторов. – Омск: ОмГУ. - 2002. – 131 с.
20. Никитич, Л.А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учебник для студентов вузов [Текст] / Л.А. Никитич. – Москва, 2005. – 559 с.
21. Основные технологии культурно - досуговой деятельности [Текст] / Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Г.Х. Калимуллина. - науч. ред. Р.З. Богоудинова, Ю.Н. Дрешер, Д.В. Шамсутдинова; сост. Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2005 – 268 с.
22. Осовская, Г.М. Сергей Иванович Курганский: «Система работы в сфере культуры в области выстроена достаточно четко» [Текст] / Г.М. Осовская // Дом культуры. – 2012. – No 9. – С. 4–11.
23. Попов, В.В. Содержание и формы культурно - досуговой деятельности: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Попов. – Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2007. – 220 с.
24. Панфилова, Е.В. Ценности культуры досуга студенческой молодёжи: результаты исследования [Текст] / Е.В. Панфилова // Молодой ученый. – 2012. – No 8. – С. 278–283.
25. Радионова, О.А. Молодёжное общественные объединения в современной России: социол. анализ исследования [Текст] / О.А. Радионова. – Екатеринбург, 2006. – 28 с.
26. Российская культура глазами молодых ученых: сб. науч. ст. молодых ученых [Текст] / Под ред. Е.Р. Рубиловой. – Санкт-Петербург: Культ. информ. пресс. – Вып. 17. – 2006. – 226 с.
27. Синецкий, С.Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту будущего: моногр [Текст] / С.Б. Синецкий. – Челябинск: Энциклопедия, 2011. – 288 с.
28. Социум. Культура. Нравственность. Досуг: материалы науч. конф. [Текст] / науч. ред. Е.М. Акулич. – Тюмень: РИЦ ТГАКИСТ, 2010. – 216 с.
29. Степанова, Т.П. Досуговое общение как синергетическая педагогическая система [Текст] / Т.П. Степанова. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – No 4 (24). – С. 44–51.
30. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности [Текст] / А.В. Соколов, В.Г.Даниленко. – Санкт-Петербург, 2003. – 204 с.
31. Струкова, О.П. Совершенствование материально-технических ресурсов учреждений культуры как фактор повышения качества услуг [Текст] / О.П. Струкова // Дом культуры. – 2013. – No 1. – С. 16–22.
32. Садовский, М.В. Формирование этнокультурной компетенции школьников в сельском социуме [Текст] / М.В. Садовский // Вестник
развития науки и образования. – 2009. – No 2. – С. 126–130 с.
33. Смирнов, В.А. Развитие молодёжных общественных объединений в регионе [Текст] / А.В. Смирнов // Регионология. – 2009. – No 4. – С. 45–49.
34. Социоклубная деятельность [Электронный ресурс]. URL: http://referat.ru/referats/view/23900 (дата обращения 07.12.2022).
35. Система культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://o-dosuge.ru (дата обращения 07.12.2022).