Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Возрастающий исследовательский потенциал школьных программ по литературе нацелен на формирование личности, способной к самостоятельному решению учебных задач.
В анализе литературного текста изначально заложен путь открытия, ведущий к пониманию законов литературного творчества, художественного замысла произведения, его идейной основы. Познавательный потенциал сказки достаточно высок. Она как особая образная модель мира отражает суть вещей и явлений окружающей жизни в знаках, понятных людям разного возраста. Среди многих других жанров прозы сказка занимает особое место. Сказка носит воспитывающий и познавательный характер. В них дети впервые знакомятся с разнообразием сюжетов, с поэтическим языком, с героями, которые всегда решают трудные задачи.
Глава 1. Изучение сказок на уроках литературного чтения
1.1. Сказка как важнейший литературный жанр
В современной научной литературе позиция сказки и ее классификация почти не исследованы, потому что сказка считается слишком обширным понятием, как и наука филология.
Сказка - это без преувеличения самый попу¬лярный вид литературы для детей. Длительная история становления и развития сказки привела к разноплановости, изменчивости этого жанра, нечеткости его границ. Сказка может иметь форму повести, романа, эпического произведения, поэмы и т. д.; выделяют литературные и народные сказки. Несмотря на такое разнообразие форм, сказка воспринимается как отдельный жанр со своими особенностями. Какие же свойства позволяют выделять сказку в отдельное на¬правление?
Наиболее часто в определение сказки вклю¬чают следующие характеристики: история с уди¬вительными сюжетами и событиями, направленная на развлечение, популярная среди детей.
Будучи одним из основных жанров фолькло¬ра, сказка часто рассматривается совместно с мифом, сказом и легендой. Однако сказка отли¬чается от этих жанров:
• сказ повествует о реальных событиях , в основе легенды лежит чудо, фантастический об¬раз или представление, воспринимающиеся рас-сказчиком или слушателем как достоверные . Сказка же отличается именно установкой на вымысел;
• время событий, описываемых в легенде, из¬вестно; сюжет мифа развивается в доисторичес¬кий период, время сказочных событий неопреде-ленно. Известно только, что это «старина», «дав¬ным-давно», «в незапамятные времена». Герои здесь «жили-были», а события совершаются «долго ли - коротко ли»;
• мифы повествуют о богах, легенды - о ге¬роях, в сказках речь идет о безвестных людях;
• сказка не объясняет состояние мира и его изменения в результате деятельности героя, она описывает состояние героя и перемены в нем в результате успешного преодоления им бед и пре¬пятствий;
• в отличие от сказки, миф излагается серьез¬но, без иронии или морализаторства;
• события сказки развиваются линейно, в то время как в мифе они движутся по кругу и по¬вторяются.
В английском литературоведении понятие сказки появилось в связи с реформацией лите¬ратурных жанров. Самое раннее упоминание встречается в словаре The Oxford English Dictionary 1749 г. В английском языке немецко¬му термину «Märchen», русскому «сказка» соот¬ветствует термин «fairy tale». К. M. Бриггс при¬водит также термин «ordinary folk tales» как синоним « fairy tales». Кроме того, исследовате¬ли используют термины «nursery tales», «animal tales» для обозначения произведений, которые можно выделить в обособленные группы в связи с их структурными или тематическими особен¬ностями.
Характеристика произведения, которое сегод¬ня обозначается термином «fairy tale», - его не¬правдоподобность. Не всегда в произведениях этого жанра есть фантастические персонажи, но сказка всегда содержит элемент волшебства или иной сверхъестественный элемент, который яв¬ляется чистым вымыслом, что и отражается в названии: традиционно «faerie» означал состоя¬ние волшебства.
Подробный анализ сказки провел в своих ра¬ботах известный отечественный фольклорист В. Я. Пропп. Исследователь описал произведе¬ние данного жанра через выделение основных его особенностей. По определению В. Я. Проппа, сказка - это, во-первых, повествовательный жанр с устной формой бытования. Во-вторых, сказка имеет своей целью развлечение и назида¬ние. В-третьих, в основе сказки лежит необыч¬ное (фантастическое, чудесное или житейское) событие. И, наконец, в-четвертых, сказка имеет особое композиционно-стилистическое построе-ние.
Сказкой мы называем один из самых ярких и распространенных типов прозы в фольклоре, который неизменно встречается во всех уголках земли .
Возникает такой вопрос: если не существует точных границ самого понятия, значит ли это, что определения его являются очень разными, несогласованными между собой? И возможно ли создать альтернативное определение? Данным вопросом занимались такие видные ученые, как В. Пропп, А. Веселовский, М. Соколов и др. Например, В. Пропп, не прибегая к конкретике, определил, что «сказка» – это своего рода рассказ, который отличается от остальных видов повествования своей специфичной поэтикой» . Белов в книге «Лад» писал: «Народная философия, со всеми ее национальными особенностями лучше, чем где- либо, выражается в сказке, причем положения этой философии, звучавшие когда-то просто и ясно, зачастую не доходят до нас».
1.2. Методика работы над текстом сказок в начальной школе
Среди многих других жанров прозы сказка занимает особое место. Сказка носит воспитывающий и познавательный характер. В них дети впервые знакомятся с разнообразием сюжетов, с поэтическим языком, с героями, которые всегда решают трудные задачи. Сказкам характерна фантастичность. Фантастические идеалы придают сказкам художественную убедительность и усиливают эмоциональное воздействие.
В литературоведении сказки делят на три группы:
• сказки о животных;
• волшебные сказки;
• бытовые сказки.
Отличительная особенность сказок о животных является то, что главными героями в них являются животные. Они в сказках говорят на человеческом языке, авторы показывают их черты, но условно подразумеваются черты человека. Главной задачей этих произведений является необходимость высмеять плохие черты человека, а также вызвать сострадание к слабому, беззащитному. Например, в русской народной сказке «Лиса и Козел» детям показана хитрость лисы, доверчивость козла. Впредь уроком для козла будет то, что не стоит верить незнакомцам .
Волшебные сказки для младших школьников наиболее привлекательны. Они включают в себя волшебные, приключенческие, героические сказки. Привлекает в этих сказках развитие действия, которое сопряжено с борьбой светлых и темных сил. В сказках обычно две стороны – добро и зло, побеждает, конечно, всегда добро. Главная задача волшебных сказок – это вызвать восхищение добрыми героями, и осуждение злодеев. Примером волшебной сказки является русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая», эта сказка учит детей быть добрыми, верными своему слову, терпению, доброте.
Еще один вид сказок – бытовые сказки. В них говорится об отношении социальных слоев. Здесь раскрываются характеры людей, поведения животных. Основная черта бытовых сказок – разоблачение лицемерия правящих классов. Героями в таких сказках будут жадные, равнодушные помещики, барины, купцы. А противопоставляют им ловких и смелых – рабочие, солдаты, крестьяне. Эти сказки оказывают воспитательное и познавательное значение. А также нравственное воспитание, ведь они передают народную мудрость. Примером такой сказки является русская народная сказка «Каша из топора», которая развивает у детей смекалку, а также то, что не нужно врать, а быть честным.
Если проанализировать учебные программы, то можно заметить, что на изучение сказок отводится достаточно много времени. Например, в УМК «Гармония» в 1 классе на изучение сказок отводится 12 часов. В разделе «Там чудеса…» представлено 8 сказок. Во 2 классе изучают 13 сказок разных народов. В 3 классе учащиеся изучают 40 сказок разных народов, а также авторские. И в 4 классе изучают 10 сказок в разделе «Что за прелесть эти сказки?» на них отводится 19 часов. Из этого можно сделать вывод, что за 4 года обучения дети изучают свыше 70 разных сказок, которые относятся к разным видам .
При изучении сказок учитель использует ряд приемов. Подробно рассмотрим некоторые из них.
Прием моделирования. Используя данный прием на уроке, педагог дает возможность учащимся активно участвовать в читательской деятельности. Познакомившись с содержанием сказки, ученики каждому из героев подбирают и зарисовывают соответствующую модель. Далее располагают модели согласно ходу действия. В соответствии с моделями соотносят план пересказа. Исправляют ошибки, допущенные при наложении моделей на текст.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Грахова, С. И. Особенности изучения народных сказок в начальной школе / С. И. Грахова, А. Д. Мухутдинова // Вестник Набережно-челнинского государственного педагогического университета. – 2021. – № S2-1(31). – С. 23-25.
2. Ефросина, Л.А. Литературное чтение в 1 классе. Методика для учителя / Л.А. Ефросина. – Москва: Вентана-Графф, 2021
3. Лавринова, А. И. Сказка на уроке литературного чтения как главный элемент развития ценностных отношений младших школьников / А. И. Лавринова // Педагогика, психология, общество: от теории к практике : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, 26 ноября 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 99-101.
4. Матвеева, Е.И. Учим младшего школьника понимать текст / Е.И. Матвеева. - Москва: ВАКО, 2018.
5. Наговицын, А. Пономарева, В. Сказкотерапия: теория и практика «Типология сказки»/ И. Вачков, А. Наговицын. – М.: Генезис, 2019.
6. Наговицын, А.Е. Типология сказки / А.Е. Наговицын, В.И. Пономарева. – М.: Генезис, 2019
7. Пропп, В. Русская сказка: Собрание трудов В. Я. Проппа/ Ю. Рассказова. – М.: Лабиринт, 2019.-с. 35- 127
8. «Русский школьный фольклор». Составитель А. Ф. Белоусов. – М.: Научно издательский центр «Ладомир – АСТ», 2019. - С.37
9. Сиривля, М.А. Проблематика понятий «герой» и «персонаж» в современном литературоведении/ М.А.Сиривля, Н.В.Лапшина, А.Е.Черкас// В мире научных открытий (Социально-гуманитарные науки). – 2019. № 11.5(71).
10. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителей. Под редакцией А. Г. Асмолова. М.: "Просвещение" 2019.
11. Усольцева, А. С. Методика работы над русской народной сказкой в начальной школе / А. С. Усольцева // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2020. – № 3. – С. 87-93.
12. Хачатрян, Р. З. Методика изучения сказок в начальной школе / Р. З. Хачатрян // Научные вести. – 2022. – № 2(43). – С. 150-171.
13. Шахматова, Н.А. Методика работы над текстом волшебной сказки в начальной школе / Н.А. Шахматова. – Текст : электронный // Современные проблемы в науке и образовании глазами молодых ученых: сборник научных статей. – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга, 2019. – С. 157- 161