Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На сегодняшний день хорошо известно, что важную роль в любом взаимодействии, где задачей собеседников является донести какую-либо информацию, играет способность понимать чувства другого и сознательно сопереживать ему, то есть эмпатия. Эмпатия предстает перед нами как некий энергетический процесс, где основными элементами являются воля, эмоции и чувства разных людей.
Таким образом, эмпатия - это не только характеристика, развивающаяся в процессе онтогенеза индивида, внутри него, но и довольно сложный механизм межличностного взаимодействия. Поскольку человек не приобретает способность сопереживать сразу, а развивается в себе на протяжении всей своей социальной жизни, важно изучить роль эмпатии в процессе личной социализации. Несмотря на то, что эмпатия является хорошо известным понятием, все еще остается много вопросов, касающихся периода ее становления и развития, что говорит о том, что эта проблема недостаточно изучена.
Существующие исследования эмпатии таких авторов, как А.А Бодалев, Т.П. Гаврилова, Ю.А. Менджрицкая, А.М. Прихожан, К. Роджерс, Н.А. Щербакова и других, показывают, что одним из наиболее важных факторов развития и изменения характеристик эмпатии является система отношений личности к другому.
Несмотря на то, что в настоящее время принято отстаивать приоритет человеческой личности, свободу и независимость, жизнь каждого из нас подвержена влиянию различных социальных групп и степень конформности оказывает существенное влияние на поведения людей.
Вживаясь в эмоции другого, сонастраиваясь с его чувственным состоянием, человек получает возможность занять место другого. Вживаясь в эмоции другого человек может невольно попадать под влияние этого другого, изменяя свое мнение, поведение, установки. Однако важно понимать того, что чувства и эмоции принадлежат другому, другими словами, важно помнить, кто именно в данный конкретный момент времени получает эмпатическую поддержку, а кто ее дает.
Цель исследования – выявить связь уровня эмпатии и конформности.
Объект исследования – проявления эмпатии.
Предмет исследования – связь уровня эмпатии и конформности.
Гипотеза исследования: предполагается, что существует взаимосвязь между уровнем эмпатии и конформностью.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения эмпатии и конформности.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование эмпатии и конформности.
3. Выявить взаимосвязь между уровнем эмпатии и конформности.
Методы исследования: теоретические анализ научной литературы, эмпирические методы, методы количественной и качественной обработки.
Методики исследования:
1. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
2. Тест эмпатийного потенциала личности И.М. Юсупова.
3. Опросник «Конформность-внушаемость» (С.В. Клаучек, В.В. Деларю).
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 50 человек в возрасте 20 – 28 лет, из них 30 девушек и 20 юношей.
Структура курсовой работы: введение, две главы – теоретическая и практическая, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМПАТИИ И КОНФОРМНОСТИ
1.1. Характеристика эмпатии и ее свойства
В настоящее время в науке нет общепринятого представления об эмпатии. Среди исследователей есть значительные расхождения в трактовках этого понятия. В современном толковом словаре русского языка приводится следующее определение: эмпатия – это способность входить в чужое эмоциональное состояние, сопереживать; интеллектуальная идентификация собственных чувств с чувствами и мыслями другого человека [15].
Традиционно вопросы, связанные с понятием эмпатии, являлись объектом изучения этики и эстетики. Э. Титченер термином «эмпатия» перевел слово «Einfuhlung» (нем.) – «вчувствоваться в...», которым в эстетике был описан процесс понимания искусства, природы, склонность наблюдателя к сравнению себя с предметом, являющимся причиной переживания [7].
Т. Липпс разработал психологическую теорию чувствования, которая послужила отправной точкой для дальнейших дискуссий об эмпатии. Теория Т. Липпса рассматривалась в свете ее способности объяснить действия механизмов эмпатии (чувствования) и обосновать умозаключения по аналогии, как одно из возможных средств общего обоснования логики [7].
Дж. Мид дал определение эмпатии в 1934г. и назвал эмпатию способностью принять роль другого человека [9].
Концепция эмоционального понимания эмпатии заключается в опосредованной реакции на эмоциональное состояние объекта эмпатии. Когнитивное концепция трактуется как восприятие другого человека, принятие его роли и интерпретация его поведения.
В психоаналитическом подходе развитие эмпатии объясняется способностями к довербальному взаимодействию между матерью и ребенком. Чем выше отзывчивость матери, когда желания и потребности младенца встречают отклик на них, тем крепче закрепляется «чувствующий» механизм взаимодействия. По своей природе эмпатия предсознательный процесс, для взрослого человека она сочетается с другими более объективными способами взаимодействия. Для взрослого человека эмпатия объясняется механизмом временной и частичной регрессии, когда часть психики одного человека резонирует с состоянием другого, при этом первый, наряду с регрессией к довербальному контакту сохраняет вербальную рассудочную платформу. В частности, такая способность используется в процессе психоаналитической психотерапии [21].
В гуманистической психологии эмпатии отводилось важнейшее место. К. Роджерс [23] характеризовал эмпатию как способ существования с другим человеком. Клиент-центрированный подход К. Роджерса базируется на таком понимании эмпатии как лишенном предвзятости, заинтересованном искреннем отношении к клиенту. Переживание состояния понимания со стороны другого, и просто попыток понимания, само по себе способствует увеличению психологического благополучия человека осознанием своей важности для другого.
По мнению К. Роджерса, быть эмпатичным трудно. Это означает быть ответственным, активным, сильным и, в тоже время — тонким и чутким [23]. Иначе говоря, человек, способный к проявлению высоко развитой эмпатии, обладает высоким уровнем личностного развития, свидетельствующим, в свою очередь, о его психологическом здоровье.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агадуллина, Е.Р. Роль самокатегоризации в проявлении конформного поведения / Е.Р. Агадуллина, М.В. Горемыко [Текст] // Социальная пси-хология и общество. – 2012. – Том 3. № 4. – С. 30–40.
2. Басин, Е.Я. Искусство и эмпатия [Текст] / Е.Я. Басин. – М.: СЛОВО, 2010. – 294 с.
3. Белобородов, А.М., Устойчивость развития эмоционального интеллекта будущих специалистов [Текст] / А.М. Белобородов, Э.Э. Сыманюк // Образование и наука. – 2018. – № 7. – С. 109 – 127.
4. Бодалев, А.А. Психология общения. Избр. психолог. Труды [Текст] / А.А. Бодалев. – М., 1996. – 255 с.
5. Божович, Л.И. Конформизм [Текст] / Л.И. Божович // Культурно-историческая психология. – 2008. – Том 4. № 4. – С. 114–116.
6. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении [Текст] / В.В. Бойко. – М.: Про-свещение, 2006. – 75 с.
7. Ванершот, Г. Эмпатия как совокупность микропроцессов [Текст] / Г. Ванершот. Пер с англ. – М., 2013. – 26 с.
8. Гаврилова, Л.В. Эмпатия как профессионально важное качество, вос-требованное для сотрудничества молодых специалистов [Текст] / Л.В. Гаврилова, А.Ш. Прибыткова // Системогенез учебной и профессио-нальной деятельности: Материалы VIII Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 43 – 45.
9. Гаврилова, Т.П. Утверждение эмпатии [Текст] / Т.П. Гаврилова // Жур-нал практического психолога. – 2008. – № 5. – С. 204-217.
10. Гасиленко, К.М. Специфика эмпатии студентов гуманитарного ВУЗа [Текст] / К.М. Гасиленко, Т.Н. Кочеткова // Международный студенче-ский научный вестник. – 2015. – № 5. – С. 172-173.
11. Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтности эмпатии [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина, Е.Н. Козлова // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 61-68.
12. Глушко, И.В. Понятийная дихотомия «доверие-недоверие» в контексте мультиметодологии [Текст] / И.В. Глушко // Исторические, философ-ские, политические и юридические науки, культурология и искусство-ведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 6. – С. 53 – 56.
13. Долгова, В.И. Эмпатия: монография [Текст] / В.И. Долгова, Е.В. Мель-ник. – М. Издательство «Перо», 2014. – 185 с.
14. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности [Текст] / О.П. Елисе-ев. – СПб.: Питер, 2004. – 560 с.
15. Ефремова, Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова. – М.: Астрель, 2011. – 1210с.
16. Ильин, В.А. Групповое давление и групповое влияние: конформизм, нонконформизм, личностное самоопределение [Текст] / В.А. Ильин, М.Ю. Кондратьев // Социальная психология и общество. – 2012. – Том 3. № 1. – С. 44–58.
17. Левин, Дж. Конформизм и подчинение [Текст] / Дж. Левин, Б. Жданюк // Социальная психология / Под ред. С. Москвовичи. – СПб., 2007 – С. 56–68.
18. Макаревич, Э.Ф. Алгоритм коммуникативного влияния [Текст] / Э.Ф. Макаревич // Вестник МГЛУ Общественные науки. – 2018. – № 2. – С. 67 – 80.
19. Менджерицкая, Ю.А. Эмпатия личности и ее роль в возникновении си-туаций затрудненного и незатрудненного общения [Текст] / Ю.А. Мен-джерицкая / Психология затрудненного общения. Под ред. В.А. Лабун-ской. – М.: Академия, 2001. – С. 165-179.
20. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография [Текст] / М.А. Пономарева. – Минск: Бестпринт, 2013. – 76 с.
21. Психоаналитические термины и понятия: Словарь [Текст] / Под ред. Б.Э. Мура и Б.Д. Файна. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 304 с.
22. Пузанова, Ж.В. Диагностика уровня конформности студенческой моло-дежи (результаты методического эксперимента) [Текст] / Ж.В. Пузано-ва, Т.И. Ларина, Я.А. Гудкова // Вестник Российского университета дружбы народов. – 2022. – №22. С. 518 – 531.
23. Роджерс, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Роджерс. – М.: Инсти-тут общегуманитарных исследований, 2017. – 260с.
24. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. – СПб.: Речь, 2013. – 365с.
25. Смирнова, Е.Э. Рассуждение о рассуждениях [Текст] / Е.Э. Смирнова, А.П. Сопиков / В кн. Социальная психология личности. – Л.: Знание, 1974, с. 140-149.
26. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у до-школьников [Текст]: дис. … канд. психол. Наук / Л.П. Стрелкова. – М., 1987. – 218 с.
27. Тураев, С.А. Конформизм как социально-психологический феномен [Текст] / С.А. Тураев, М.В. Ковальчук // Молодой ученый. — 2020. — № 5 (295). — С. 279-281.
28. Шейнов, В.П. Скрытое управление человеком: психологическая мани-пуляция [Текст] / В.П. Шейнов. – Мн., 2001. – 848с.
29. Штомпка, П. Социальное изменение как травма [Текст] / П. Штомпка // Социологические исследования. – 2001. – № 1. – С. 84 – 88.