Фрагмент для ознакомления
1
Содержание:
Введение
Глава 1. Подходы к образованию в античности
1.1 Зарождение системы образования в античности: сущность и содержание
1.2 Определение задач образования в античности
1.3 Влияние античной культуры и науки на образование
Глава 2. Влияние религии и церкви на образование
2.1 Религия как социальный институт
2.2 Особенности религиозного влияния на образование в поздней античности
2.3 Влияние христианства на образование
Заключение
Список использованных источников
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Выбранная тема в недостаточной степени изучена и освещена в научной и учебной литературе. Тем не менее, очевидно, что два цивилизационных начала – античной и христианской культур – оказали ключевое влияние на культуру, образование и в целом духовную жизнь Европы, откуда распространились по всему миру.
Соединение античного опыта образования, восходящее к выдающимся мыслителям древности, несмотря на определенные проблемы, которые стали очевидны уже впоследствии, в Средневековье с его клирикализмом и ортодаксальностью, на раннем этапе смогли создать такой творческий союз, когда разработанные в античности педагогические технологии и образовательная система, в своем содержании дополнялись христианским нравственным воспитанием и возможностью масштабировать образование среди новых последователей церкви.
Выбранная тема достаточно сложная, так как материалов, вторичных результатов исследования по данной проблеме фактически нет, так же как и теоретических подходов.
В тоже время, кажется очевидным, что этот период (поздней античности) был во многом определяющий для европейской цивилизации.
Именно в этот период были заложены те основы духовно-культурной сферы, являющиеся фундаментом и сегодня, позднее дополняемые такими мыслителями как Я. Коменский, Г. Гегель, М. Хайдеггер и др.
Состояние изученности темы. Представленная проблема в недостаточной степени изучена и освещена в научной и учебной литературе. Среди немногочисленных источников можно отметить публикации таких авторов как А.Е. Крикунов, И.В. Дитц, С.Н. Худовеков, А.М. Болгова и других.
Объектом исследования является античное образование на позднем этапе.
Предметом исследование – влияние религии и церкви на изменение образования в позднем этапе античности.
Цель – проанализировать процессы становления образования под воздействием античной культуры и христианства
Задачи:
1. проанализировать теоретико-методологические подходы к исследуемой проблеме;
2. дать определение основным понятиям;
3. дать характеристику системе образования в поздний период античности;
4. определить то влияние, которое оказало христианство на развитие образования;
5. описать механизмы синтеза христианского и античного начал в системе образования;
6. определить роль церкви в становлении образования.
Источниковая база состоит из научной и учебной литературы современных российских авторов.
Практическая значимость заключается в возможности освещения указанной проблемы в учебных и учебно-методических материалах, написания научных статей.
Хронологические рамки ограничены периодом I-VI веков нашей эры, но затрагивают и другие эпохи с целью отметить влияние исследуемых явлений на дальнейшую историю.
Территориальные рамки, в основном, ограничивают территорию влияния античной культуры в Средиземноморье.
Структура работы включает в себя введение (постановка целей, задач, формулировка объекта и предмета исследования, описание актуальности выбранной темы), первой главы (посвященной теоретико-методологическим подходам к исследуемой проблеме), второй главы (включает выводы и рекомендации), заключения (подведение итогов исследования), списка используемой литературы.
Так как работа посвящена малоизученной теме, ее результаты будут полезны для дальнейших исследований.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Болгова А.М. Интеллектуальные центры поздней античности и «академическая мобильность» студентов // Научные ведомости. 2015 № 13 (210). Вып. 35. С. 52-55
2. Дитц И.В. Античность и современное высшее образование // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 4 (106). С. 128-131
3. Дитц И.В. Отражение идей античности как духовного опыта в современном образовании // Человек и образование. № 4 (25). 2010. С. 55-58
4. Карпов А.О. Античные основы современного образования // Школьные технологии. №6. 2016. С. 12-22
5. Козырева Т. В. Роль христианства в становлении образования в Древней Руси // Вестник угроведения. № 1 (4). 2011. С. 115-121
6. Крикунов А.Е. Античные основания единства образования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2017. №14 (2). С. 226—236
7. Лебедев С.А. Научная картина мира в ее развитии // ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2012. № 3
8. Методология научных исследований: учеб. пособие / А.Б. Пономарев, Э.А. Пикулева. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. – 186 с.
9. Уоттс Э. Образование в поздней античности. Общение, мысль и социализация // HYPOTHEKAI. 2019. Вып. 3. С. 306-338
10. Харченко К. Амвросий Медиоланский: Обязанности пастырей // Альманах «Богомыслие». №31, 2021. С. 254-273
11. Худовеков С.Н. Ориген и эллинистическое воспитание // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 6(44). 2011. С. 318-322