Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что проблематика соотношения частных и публичных
интересов в праве - актуальный вопрос еще со времен римского права.
В основу теории разграничения вложена универсальная формула римского юриста Ульпиана.
Публичным он называл такое право, которое относится к статусу Римского государства, а частным
- то, которое затрагивает интересы отдельных лиц. Дискуссионным остается вопрос относительно
критериев такого деления: равенство положения. интенсивность принуждения, содержание
регулируемых отношений, конечная цель регулирования, наличие властных полномочий и проч.
1. Частное и публичное право: основания разделения и соотношение на современном этапе
1.1. Разделение права на частное и публичное
Основным делением в праве, в том числе и в праве российском, является деление его на частное
и публичное.
2
В теории права существование основного подразделения в праве связывается с наличием в
обществе частных и публичных интересов. Частное право обеспечивает права отдельного лица,
наделяя каждого из них правовыми средствами реализации их частных потребностей и интересов.
Напротив, публичное право содержит в себе правовые возможности признания и осуществления
прав всех граждан общества, т.е. публичных интересов. При этом под публичным интересом
понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного
общества. Государство же должно выступать в качестве выразителя публичных интересов и
представлять интересы общества в целом. Важнейшая задача любой правовой системы состоит в
установлении оптимального соотношения частных и публичных интересов.
Далее, публичное право и частное право различаются по субъектам и характеру правоотношений.
В отношениях, опосредуемых публичным правом, в качестве одной из сторон всегда выступает
государство в лице соответствующих государственных органов. По своему типу отношения,
регулируемые публичным правом, представляют собой властеотношения, которые строятся на
основе подчинения других участников этих отношений государству. В рамках публично-правовых
отношений государство реализует себя как власть, выполняет свои властные функции для
достижения определенных общественно полезных целей. Напротив, в отношениях, опосредуемых
частным правом, т.е. как власть, оно не участвует. Если оно и участвует в этих отношениях, то лишь
как обычный субъект, ничем не отличающийся от других участников частноправовых отношений.
Отношения, опосредуемые частным правом, строятся как отношения горизонтальные, как
общественные связи между правовыми субъектами, не подчиненными друг другу.
Публичное право и частное право, в силу особенностей регулируемых отношений, отличаются
друг от друга как способом, так и механизмом воздействия на общественные отношения. Для
публичного права, регулирующего отношения на началах субординации субъектов, свойственно
развитое интенсивное регулирование, которое носит централизованный характер. В отраслях
публичного права абсолютно преобладают императивные нормы. По содержанию правовые
предписания, содержащиеся в публичном праве, представляют собой либо предписания-запреты,
как в уголовном праве, либо предписания-обязывания, как, например, в налоговом праве. При
этом в публичном праве для обеспечения реализации правовых предписаний довольно
интенсивно используется принуждение в виде административных, уголовных и иных санкций.
1.2. Соотношение частного и публичного права в современном российском обществе
Итак, основное деление в праве, в том числе и в праве российском, есть деление его на частное и
публичное. Это деление в праве известно с древнейших времен. Оно прошло через всю историю
развития права и сохраняло свое значение в различных социально-экономических формациях.
Очевидно, что гражданское право не может быть только частным, так как политика Российской
Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека, а не систематическое получение прибыли и доходов, как это закреплено в
Гражданском кодексе РФ.
В свою очередь, М.И. Брагинский отмечал, что деление на публичное и частное право возможно
только по той причине, что оно построено на дихотомии: либо власть и подчинение, либо
равенство. По этой причине многие юристы отмечают совпадения понятий «гражданского права»
и «частного права», так как нормы права частного регулируют на началах юридического равенства
сторон частные отношения, входящие в предмет гражданского права.
3
С указанным заключением нельзя согласиться по следующей причине. Понятие
предпринимательской деятельности законодатель сформулировал весьма нечетко. При этом
отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность,
презюмируются как равнозначные имущественным и личным неимущественным отношениям,
которые входят в предмет гражданского права, то есть они основаны на равенстве, автономии
воли и имущественной самостоятельности участников. В свою очередь, О.Н. Садиков замечает,
что основным предметом гражданского права, определяющим его природу, назначение и
правовые особенности, являются имущественные отношения рынка, которые в законодательстве
и литературе именуются предпринимательскими и хозяйственными.
2.Отрасли частного и отрасли публичного права
2.1 Отрасли частного права
В романской и германской системах понятие «частное право» традиционно объединяет несколько
правовых отраслей: гражданское, семейное и трудовое право.
К частному праву относится прежде всего гражданское право, а также семейное, трудовое,
природоресурсное право. Именно гражданское право по своему содержанию и своим правовым
чертам относится к числу классических отраслей частного права. Поэтому оно является центром,
ядром частного права.
В отечественной юридической науке коммерческое право не признается самостоятельной
отраслью права, его предмет полностью поглощается предметом гражданского права.
Так, как справедливо отметила М.А. Егорова, «коммерческое право - это совокупность общих и
специальных правовых норм, регулирующих отношения по осуществлению коммерческой
деятельности. Коммерческое право призвано регулировать весь комплекс общественных
отношений, возникающий на рынках оптовой продажи товаров и связанных с нею работ и услуг».
С.С. Алексеев отмечает, что «в предмет гражданского права включаются: имущественные
отношения; личные неимущественные отношения; организационные отношения.
Гражданское право в России регулирует главным образом имущественные отношения, т.е.
отношения, которые в содержании и объектах выражают материальные блага, ценности и
которые в соответствии с этим могут иметь денежную оценку.
Таким образом, гражданское право охватывает важнейшую (основополагающую) область жизни
современного общества, которую нередко именуют экономическим базисом, и главные участки
практической деятельности людей. Гражданское право регулирует содержание и основные виды
собственности, основания и порядок осуществления права собственности, отношения
гражданского оборота, другие имущественные отношения во всех сферах общества, основанные
на товарно-рыночных отношениях или связанные с ними».
Следовательно, в Российской Федерации коммерческое право входит в систему гражданского
права, так как «имущественные и товарно-денежные отношения в сфере торговли, составляющие
предмет правового регулирования коммерческого права, по сути, являются разновидностью
гражданско-правовых отношений».
4
При регулировании отношений необходимо учитывать как частные, так и публичные интересы.
Например, в финансовом праве, относящемся, безусловно, к публичному праву, говорят о
сочетании публичных и частных интересов, в Налоговый кодекс Российской Федерации вносятся
изменения, носящие диспозитивный характер, характерные частному праву.
Думается, что относимость гражданского, семейного и трудового права, регулирующих
межличностные отношения, к частным отраслям все-таки позволяет положительно ответить на
вопрос о возможности применения гражданского законодательства, как наиболее объемного и
детального, к семейным и трудовым отношениям по аналогии. Однако такой способ устранения
пробелов в семейном и трудовом праве следует допускать, во-первых, только при невозможности
применения по аналогии семейного и трудового законодательства и, во-вторых, если это
соответствует принципам указанных отраслей.
2.2 Отрасли публичного права
В нашей стране (тяготеющей к романо-германскому типу) безусловно признаются лишь несколько
отраслей публичного права (конституционное, уголовное, административное право),
существование иных отраслей права и их принадлежность к публичному праву (муниципальное,
финансовое, экологическое, уголовно-процессуальное право и др.) порождает многочисленные
дискуссии.
К публичному праву относятся конституционное (государственное) право, административное
право, судебное право, финансовое и налоговое право, право социального обеспечения,
уголовное право, а также природоохранительное право.
Представляется, что учшим критерием деления права на частное и публичное все-таки будет
метод правового регулирования. Причем метод равенства, предусмотренный ГК РФ, для частного
права не самый лучший. Частное право наделяет правами, дает возможность выбора, дарует
свободу. Именно так определял его известный русский цивилист М.М. Агарков - публичное право
«есть область власти и подчинения», гражданское - «область свободы и частной инициативы», тем
самым выразив свою приверженность подходу, ставящему во главу угла форму, а не содержание
права.
Публичное же право подчиняет частных лиц своим правилам, возлагает обязанности, запрещает
определенные виды поведения.
Если мы посмотрим на Конституцию РФ под этим углом, то закрепленные в ней основные права и
свободы человека и гражданина окажутся в составе частного, а не публичного права, даже такие
права, как право избирать и быть избранным или право на судебную защиту. На долю же
публичного права в Конституции останутся публичные обязанности и правила формирования
(действия) органов государственной власти. Значит, принципы публичного права не могут
применяться к правам и свободам человека и гражданина, последние должны быть основаны
только на принципах частного права. Так ли это сейчас?
Заключение
5
Итак, в современном обществе проблема разграничения права частного и права публичного
остается актуальной и в современности. К сожалению, попытки ученых найти границу для такого
разграничения моментально становятся раскритикованными. В связи с этим в научной литературе
отсутствует единый к этому подход. Единым остается следующее мнение. В результате
соотношения элементов частного права с правом публичным должен достигаться и, что не менее
важно, обеспечиваться в будущем определенный баланс, необходимый для максимально
эффективного правового регулирования общественных отношений, входящих в предмет
гражданского права. В случае отсутствия такого баланса регулирование гражданско-правовых
отношений в общем может пострадать. Прежде всего речь идет о необходимости
дуализированного, т.е. двойного регулирования частноправовыми нормами и нормами
публичного характера.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок,
внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-
ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ //
Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ // Собрание
законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N
195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ
РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
6. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской
Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
7. Указ Президента РФ от 24.12.2014 N 808 «Об утверждении Основ государственной
культурной политики» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2014, N 52 (часть I), ст. 7753.
8. Андреев В.К. О сочетании частных и публичных начал в правовом регулировании
предпринимательской деятельности // Журнал российского права. 2013. N 1.
9. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / С.С. Алексеев, О.Г. Алексеева, К.П. Беляев и др.; под
ред. Б.М. Гонгало. М.: Статут, 2016. Т. 1. С. 68.
10. Гутерман А.Е. О соотношении права частного и права публичного // Юрист. 2014. N 8. С. 34.
11. Егорова М.А. Коммерческое право: учебник для вузов. М.: РАНХиГС при Президенте РФ:
Статут, 2013.
12. Иванова С.А. К вопросу о классификации права на частное и публичное: перспективы
развития // Административное и муниципальное право. 2013. N 6.
6
13. Концепции развития российского законодательства / Отв. ред. Т.Я. Хабриева, Ю.А.
Тихомиров. М., 2014.
14. Коршунов Н.М. Противостояние «хозяйственников» и «цивилистов» в контексте
конвергенции частного и публичного права // Предпринимательское право. 2011. N 1.
15. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. М: Проспект, 2013. С.
198.
16. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы / И.С. Власов, В.И.
Лафитский, О.А. Макаренко [и др.]; под ред. В.И. Лафитского. М.: ИЗиСП: Контракт, 2012. Т. 1:
Правовые системы Восточной Европы.
17. Тарусина Н.Н., Лушников А.М., Лушникова М.В. Социальные договоры в праве:
монография. М.: Проспект, 2017.
18. Тихомиров Ю.А. Научная школа публичного права // Журнал российского права. 2015. N 9.
С. 22.
19. Филиппова С.Ю. Инструментальный подход в науке частного права. М.: Статут, 2013. С. 3.
20. Частное право: проблемы теории и практики / А.Ю. Беспалов, Ю.Ф. Беспалов, Д.В. Гордеюк
и др.; отв. ред. Ю.Ф. Беспалов. М.: Проспект, 2016.
21. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве // СПС «КонсультантПлюс».
22. Яковлев В.Ф., Талапина Э.В. Роль публичного и частного права в регулировании экономики
// Журнал российского права. 2012. N 2.