Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы состоит в том, что необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня.
Поскольку инвестиционная теория строится на базовом соотношении риска и доходности, возникает вопрос, как же изменилось это соотношение и как изменилось поведение корпораций в части инвестиционной активности после их выхода из международного финансового кризиса. Проблемой данного исследования как раз и являются особенности адаптации инвестиционных стратегий международных корпораций в посткризисный период.
Под инвестиционной стратегией в данной работе понимается совокупность инструментов и действий, которые применяются и осуществляются компанией в части управления свободным капиталом с целью увеличения своей рыночной стоимости.
Глубина и результативность инвестиционных оценок в первую очередь зависит от объема, своевременности и качества информации. В процессе принятия решений о целесообразности инвестирования уместно обращение за информацией к бухгалтерской и статистической отчетности, поскольку она является открытой, достаточно информативной и достоверной. Использование таких информационных источников для принятия инвестиционных решений позволяет определить преимущества и недостатки инвестирования в отдельные направления и объекты. Для оценки инвестиционной привлекательности определенного направления или объекта недостаточно концентрировать внимание только на нем самом, а следует также оценить инвестиционный климат в стране и отрасли, в которых это направление или объект принадлежит.
Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в экономике России остается стратегической важности, от решения которого зависит возможность модернизации промышленности страны, преодоления кризисных явлений, эффективность интеграции в мировую экономику. Налаживания стабильного инвестиционного процесса является делом особого значения, что объясняется необходимостью более эффективного использования факторов производства, в том числе капитала и инвестиций, и актуальностью осуществления структурной модернизации промышленности на основе широкого внедрения инноваций.
Предметом исследования является инвестиционная деятельность Санкт-Петербурга. Объект исследования – инвестиционная стратегия Санкт-Петербурга
Цель работы состоит в анализе инвестиционной стратегии Санкт-Петербурга
Для достижения цели поставлены следующие основные задачи:
1. проанализировать инвестиционную деятельность предприятия и деятельность, связанную с разработкой соответствующих управленческих решений;
2. определить и обосновать состав параметров инвестиционной деятельности, которые должны формироваться и отслеживаться при стратегическом, тактическом и оперативном управлении, а также диапазоны их приемлемых состояний.
3. разработать управленческие решения, связанные с повышением региональной инвестиционной стратегией.
Глава 1. Теоретические основы оценки эффективности инвестиционной политики
1.1.Обзор подходов к определению инвестиционной политики и инвестиционной привлекательности
В современной экономической литературе используется множество терминов применительно к инвестициям – «инвестиционная политика», «климат», «привлекательность», «риски», «потенциал» и др. Однако экономисты не могут сойтись в единой трактовке данных понятий.
Наиболее интересным с экономической точки зрения является термин «инвестиционная привлекательность», так как он появился сравнительно недавно и в разных трактовках включает в себя: инновационную привлекательность, инвестиционную политику, инвестиционный климат и инвестиционную активность. Прежде чем определить данное понятие, рассмотрим его основные части.
Впервые термин инвестиции появился еще в средневековье, обозначая определенные указания по управлению феодом. В процессе эволюции слово «инвестиция» (от латинского investir - «одевать, покрывать, окружать») распространилось по разным сферам жизнедеятельности (в том числе и в экономику) и приобрело несколько новых значений, по сути не отличающихся от первоначального.
Считается, что эволюция инвестиций прошла несколько периодов. Первыми считаются работы австрийской экономической школы. В 1820-1830-х гг., в период зарождения такой науки как теория финансов, появились работы И. Фишера по теории процентной ставки. Ф. Вильямсом были разработаны теоретические подходы к оценке капитальных активов. Д. Кейнс в 1936 г. выделил мотивы, побуждающие хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме. К ним он отнес транзакционный мотив, определяемый потребностью покупать товары и услуги.
Наиболее распространенным термином, используемым отечественными экономистами времен социализма, являлся термин «капитальные вложения». Понятие «инвестиции» практически не использовалось и отождествлялось с капитальными вложениями. Огромный вклад в развитие теоретических основ капитальных вложений внес академик Т. С. Хачатуров. Капитальные вложения Т. С. Хачатуров определял как: «затраты на воспроизводство основных фондов, их увеличение и совершенствование».
В настоящее время в научных работах российских ученых, так же, как и на практике, в основном принято расширенное толкование инвестиций. Так, В. Бочаров и Р. Попова определяют инвестиции как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты предпринимательской деятельности, формирующие прибыль или достижение высокого полезного эффекта. Этому определению близка трактовка А. Е. Городецкого и А. А. Воронина: «Инвестиции – экономическая категория, выражающая долгосрочное вложение капитала в объекты предпринимательской деятельности с целью получения прибыли».
В литературе имеются и другие трактовки. Федеральным законодательством «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции определяются как «денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Такое понятие как инвестиционная привлекательность используется многими авторами для оценки признаков инвестиционной деятельности на этапе анализа ее состояния и перспектив, качественной характеристики и перспективы ее успешного ведения.
Изучение инвестиционной привлекательности происходит как на микро, так и на макроуровне. Веретенникова О. Б. и Рыбина Е. С. выделяют 4 уровня инвестиционной привлекательности:
1. Инвестиционная привлекательность страны;
2. Инвестиционная привлекательность регионов;
3. Инвестиционная привлекательность отраслей;
4. Инвестиционная привлекательность хозяйствующих субъектов.
А. А. Дружинина исключает региональный уровень, и включает инвестиционную привлекательность отраслей региона и проекта.
Выделим основные факторы, определяющие инвестиционную привлекательность (см. рис. 1.1).
В экономической литературе до настоящего времени не выработан единый подход к определению сущности понятия «инвестиционная привлекательность».
Большинство экономистов примерно одинаково трактуют содержание понятий инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность применительно к экономике страны, к отрасли, региону, предприятию, но при конкретизации структуры этих понятий, методов и методик оценки мнения ученых существенно расходятся. Так, например, Белых Л. П. определяет инвестиционную привлекательность как «соотношение уровня риска и ставки доходности». Игонина Л. Л. считает, что инвестиционный климат включает в себя инвестиционную привлекательность, и определяет инвестиционный климат как «обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны (отрасли, региона)».
Рис. 1.1 Основные факторы, определяющие инвестиционную привлекательность
История сравнительных оценок инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата насчитывает более 80 лет. Гарвардская школа бизнеса впервые осуществила исследование в этой области для сравнения инвестиционной привлекательности стран. Исследование включало следующие характеристики:
законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов,
возможность вывоза капитала,
устойчивость национальной валюты,
политическая ситуация,
уровень инфляции,
возможность использования национального капитала.
Выделенные факторы оказались недостаточно детальным для достоверного отражения всей совокупности условий, принимаемых во внимание инвесторами. Поэтому в дальнейшем развитие методик сравнительной оценки инвестиционной привлекательности различных стран пошло по пути расширения и усложнения системы, оцениваемых экспертами параметров и введения количественных показателей.
Некоторые учёные определяют термин «инвестиционная привлекательность» как независимую экономическую категорию, для которой характерно, прежде всего, устойчивое финансовое положение. Другие исследователи развивают определение термина, добавляя принципы формирования инвестиционной привлекательности, такие как: возможность продукции к конкурированию на рынке, ориентирования предприятий на клиентов, инновационная деятельность предприятий.
Как правило, исследований инвестиционной привлекательности и ее составляющих в отраслевом разрезе не осуществляется. Мы же считаем, что это необходимо, так как способствует эффективному распределению отраслевых капиталовложений; а так же такие характеристики как: размер рынка, уровень конкуренции, темпы роста рынка и этапы его жизненного цикла, наличие крупных конкурентов и угроза появления новых, количество покупателей, наличие рычагов воздействия покупателей и поставщиков, прогнозируемый объем спроса, степень дифференциации товаров (услуг) компаний-конкурентов и т. д. значительно влияют на инвестиционную привлекательность предприятий и проектов и должны быть оценены.
Под инвестиционной привлекательностью отраслей экономики предлагается, понимать совокупность характеристик отдельных отраслей экономики с позиции перспективности развития, доходности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.
1.2. Обзор факторов, влияющих на инвестиционную политику региона
При инвестировании возникает огромное количество рисков, которые могут быть политическими, экономическими, валютными, социальными, экологическими. К рискам
инвестирования в масштабах страны, например, относят: уровень криминализации государственных структур; уровень нарушений прав человека; уровень демографического давления; уровень влияния групповых элит; уровень влияния аппарата государственной безопасности; степень вмешательства других государств
После оценки инвестиционного климата страны следует перейти к изучению инвестиционного климата региона. Он складывается из восьми частных потенциалов, представленных на рис.1.2.
Оценивая региональную привлекательность, следует учитывать показатели использования каждого из этих потенциалов. При этом ключевую роль будут играть финансовое развитие, инновационный потенциал, развитость инфраструктуры, социальная безопасность, ресурсное обеспечение и географическое положение. Величина инвестиционного риска в регионе зависит от реализуемой социально-экономической политики.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013)
2. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ред. от 03.02.2014)
3. Закон Санкт-Петербурга от 30.07.1998 № 185-36 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Санкт-Петербурга» (с изменениями от 08.05.2001).
4. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М.: Экономика 2009 - 661 с.
5. Бард B.C. Инвестиционные проблемы российской экономики. М.: Экзамен, 2010 – 487 с.
6. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 320с.
7. Бланк И. А. Инвестиционный менеджмент. - СПб. : Питер, 2007. - 447 с.
8. Богданов Ю.В. Инвестиционный анализ. - М. : ЮНИТИ, 2007. - 567 с.
9. Бочаров В.В. Инвестиции. - СПб.: Питер, 2007. - 176 с.
10. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Питер, 2010 – 400 с.
11. Бригхем Ю., Гапенски Л, Финансовый менеджмент. Полный курс.Учебное пособие в 2-х тт./ Пер. с англ. - СПб.: Экономическая школа, 2005. - 1166 с.
12. Вахрин П.И. Инвестиции М.: ИТК Дашков и К, 2005. - 380 с.
13. Виленский П. Л., Лившиц В. Н., Смоляк С. А. Оценка эффективности инвестиционных проектов: Теория и практика. Учеб. пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство АНХ «Дело», 2008.
14. Волков И.М., Грачева М.В., Алексанов Д.С. Критерии оценки проектов. http://manage.ru/finanalysis/cf_criteria.shtml
15. Воронина Л. А. Инновационный путь развития экономики России //Финансы и кредит. 2006. № 12 (216). - С. 40-46.
16. Воронина Л. А., Горецкая Е.О. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики // Финансы и кредит. 2007. № 9 (234). - С. 2-11.
17. Воронина Н. В. Особенности инвестиционного климата России на современном этапе // Финансы и кредит. - 2006. - № 4.
18. Зиядуллаев Н.С. Экономическая стратегия России в условиях глобализации // Проблемы теории и практики управления. - 2008. № 6. - С. 40-50.
19. Ивантер В.В. Актуальные проблемы развития России // Проблемы прогнозирования. - 2006. № 3. - С. 3-10.
20. Ивасенко А. Г., Никонова Я. И. Иностранные инвестиции - М.: КноРус, 2010. - 272 с.
21. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Инвестиции: источники и методы финансирования. - М. : Омега-Л, 2007. - 253 с.
22. Казаков И. Зарубежный рынок: силы и стратегии // Маркетинг, 2008. № 6, С. 6 - 14.
23. Клейнер Г.Б. Стратегии бизнеса: аналитический справочник, Под общей редакцией академика РАЕН, д.э.н. Г.Б. Клейнера: - М.: Москва, «КОНСЭКО»,2004. - 408с.
24. Кныш М.И, Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: Издательский дом, Бизнес- пресса 2010 - 315 с.
25. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2009 – 336 с.
26. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. Москва, Финансы и статистика, 2009 – 454 с.
27. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: учебное пособие. –М.: Инфра-М, 2009
28. Кузнецов Б.Т. Инвестиции: учебное пособие. –М.: Юнити-Дана, 2012;
29. Кузнецов Б.Т. Финансовый менеджмент: учебное пособие. –М.: Юнити-Дана, 2012;
30. Нешитой А.С. Инвестиции: учебник. –М.: Дашков и К, 2012.
31. Николаева И.П. Инвестиции: учебник. –М.: Дашков и К, 2013;
32. Орлова Е.Р. Инвестиции: учебное пособие. –М.: Омега-Л, 2012;
33. Самсонов В.С. Экономическая оценка инвестиций: учебное пособие. М.: Издательство МГОУ, 2009;
34. Сироткин С.А., Кельчевская Н.Р. Экономическая оценка инвестиционных проектов: учебник. М.: Юнити-Дана, 2011;
35. Автурханов, Э. М. Как оценить инвестиционную привлекательность компаний в ходе кризиса / Э. М. Автурханов // Финансовый менеджмент. - 2012. - № 1. - С. 37-43.
36. Вдовин С.М. Инвестиционная привлекательность как фактор устойчивого развития региона // Экономический анализ: теория и практика - 2014. - №41 (392) - С. 20-27.
37. Джетписова, А. Б. Управление инвестиционной привлекательностью предприятия: методологические аспекты / А. Б. Джетписова // Экономические науки. - 2009. - № 1. - С. 213-218.
38. Ендовицкий, Д. А. Анализ капитализации публичной компании и оценка ее инвестиционной привлекательности / Д. А. Ендовицкий, В. А. Бабушкин // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - № 21. - С. 2-8.
39. Ендовицкий, Д. А. Роль финансового менеджера в управлении инвестиционной привлекательностью компании / Д. А. Ендовицкий, В. А. Бабушкин // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 32. - С. 2-7.
40. Зиборов В.А. Инвестиционная оценка привлекательности предприятия в постиндустриальной экономике//Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. – №1. – С. 18–24.
41. Иванченко О.Г. Методика комплексного анализа и оценки инвестиционной привлекательности предприятия /О.Г. Иванченко. А.Н. Григорьева //Экономика строительства. – 2012. - № 6. – С.18-35.
42. Капустина, Л. М. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности страны для иностранных компаний / Л. М. Капустина, Н. А. Портнов // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2014. - № 2. - С. 35¬41.
43. Левин В.С. Влияние условий ведения бизнеса в российских регионах на инвестиционную активность отечественных и иностранных инвесторов / В.С. Левин, Т.Н. Левина, Н.С. Советова / Финансовая аналитика. - 2013. - № 33. - С. 2-7.
44. Маевский, А. В. Кредитный рейтинг и инвестиционная привлекательность региона / А. В. Маевский // Российское предпринимательство. - 2013. - № 16 (238). - С. 58-63.
45. Масленников, А. Совершенствование систем корпоративного управления как один из элементов повышения инвестиционной привлекательности российских компаний / А. Масленников // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 2. - С. 261-264.
46. Мякшин, В. Н. Применение методологии сбалансированной оценки инвестиционной привлекательности для совершенствования региональной инвестиционной политики / В. Н. Мякшин // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 12 (339). - С. 23-33.
47. Пахалов, А. Подходы к оценке регионального инвестиционного климата: современная российская практика / А. Пахалов // Рынок ценных бумаг. - 2014. - № 4. - С. 9-11.
48. Погодина, Т. В. Оценка инвестиционной привлекательности и инновационной направленности базовых отраслей экономики России для выявления потенциала их конкурентоспособности / Т. В. Погодина, Т. Н. Седаш // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - № 25. - С. 16-22.
49. Салова, Л. В. Управление факторами инвестиционной привлекательности компаний / Л. В. Салова, К. Н. Дегтеренко // Российское предпринимательство. - 2013. - № 1 (223). - С. 110
50. Хрусталев, Е. Ю. Финансовые методы управления инвестиционной привлекательностью компании / А. П. Иванов, И. В. Сахарова, Е. Ю. Хрусталев // Аудит и финансовый анализ. - 2006. - № 1. - С. 124-141.
51. Чубарь, В. Меняя стереотипы о корпоративном управлении в России. На пути к IPO / В. Чубарь // Рынок ценных бумаг. - 2013. - № 10. - С. 30-32.
52. Шрамко, О. Г. Факторный анализ инвестиционной привлекательности регионов / О. Г. Шрамко // Региональная экономика: теория и практика. - 2014. - № 4 (331). - С. 41-50.
53. Касаева, Т.В. Разработка механизма оценки выполнения стратегии устойчивого развития коммерческой организации / Т.В. Касаева, Е.С. Грузневич // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2014. - № 26. - С. 196.
54. Виноградская Н.А., Очерет А.Ю. Формирование системы раннего диагностирования кризисных симптомов в управлении предприятием //. Экономика в промышленности. 2010. № 4. С. 28-37.
55. Ларионова А.А., Зотикова О.Н Практические аспекты проведения финансового анализа на предприятии. // В сборнике: Актуальные проблемы налогообложения и развития ключевых сфер экономики Сборник статей VI Всероссийской научнопрактической заочной конференции с международным участием. 2015. С. 96-100.
56. Ларионова А.А. Применение концепции управления стоимостью при разработке стратегии развития предприятий // Научные труды Вольного экономического общества России. 2010. Т. 137. С. 976-973
57. Ларионова А.А. Оценка результативности реализации стратегии развития предприятия на основе модели экономической добавленной стоимости // Экономика в промышленности, 2012. № 3. С. 62-65
58. Бословяк, С. В. Методика построения рейтинга инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования / С. В. Бословяк // Вестник Витебского государственного технологического университета. - 2012. - № 22. - С. 143
59. Вихрова Н.О. Реализация модели оценки инвестиционной привлекательности объектов энергетики с учетом региональной составляющей. // «Экономика в промышленности», 2011. № 4, с. 105-111
60. Савицкая ГВ. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 536 с.
61. Староверова Е.Н. Моделирование комплексного показателя инвестиционной привлекательности предприятия / Е.Н. Староверова // Качество. Инновации. Образование. - 2007. - № 7. - С. 30-36.
62. Староверова Е.Н. Организационно-экономические инструменты повышения инвестиционной привлекательности предприятия: автореф. дисс. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Владимир, 2010. - 23 с.
63. Тафеева А.А. Оценка инвестиционной привлекательности предприятия в условиях инновационного развития: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - СПб., 2011. - 19 с.
64. Шемчук М.А. Управление инвестиционной привлекательностью предприятий (на примере легкой промышленности Кемеровской области): автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Кемерово, 2008. - 26 с.
65. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник / А.Д. Шеремет. - 3-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 352 с.