Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Культура, которая раньше была лишь относительно редким предметом экономических и статистических исследований, в последние годы стала объектом пристального внимания, дискуссий и изучения. Это связано с тем, что многие страны давно вступили в постиндустриальную эпоху и перешли к информационной экономике, и сейчас их экономическое развитие характеризуется бурным развитием сферы услуг и нематериального производства. В этих условиях культурные услуги также становятся очень востребованными, и некоторые из самых современных отраслей культуры, такие как музыкальная и киноиндустрия, становятся очень прибыльными секторами экономики, которые успешно функционируют в соответствии с законами рынка.
Область культуры в силу своей в значительной степени нематериальной природы имеет свои особенности, но это не мешает ей стать объектом успешного анализа с использованием математических и статистических инструментов.
Актуальность работы заключается в использовании статистических методов при анализе состояния культурной сферы в России. В последние годы такие исследования стали особенно востребованными. Появляется все больше научных работ, в которых рассматривается связь культурной сферы с общим уровнем социально-экономического развития страны.
Сфера культуры получает все большее международное признание как область с большим потенциалом для развития. В современную информационную эпоху, когда человеческие ресурсы приобретают все большее значение и, следовательно, инвестиции в человеческий капитал, культура может дать новые стимулы для развития общества.
Объектом данного исследования выступает сфера культуры, а также культурные блага и услуги.
Предмет исследования – особенности развития данной отрасли и её связь с остальными сферами экономической и общественной жизни.
Цель данной работы состоит в статистическом анализе и моделирование развитие сферы услуг в области культуры в регионе РФ.
Задачи данного исследования:
-рассмотреть понятие сферы услуг в области культуры;
-изучить особенности культуры как нематериального сектора;
-исследовать современные тенденции развития сферы услуг в области культуры;
-провести анализ состояния сферы культуры в России;
-выполнить статистический анализ развития сферы культуры в России;
-сделать статистический анализ развития сферы культуры в Вологодской области;
-определить основные проблемы управления развитием сферы культуры на примере Вологодской области;
-разработать рекомендации по совершенствованию управления развитием сферы культуры в Вологодской области;
-сделать анализ эффективности мероприятий по управлению развитием сферы культуры в Вологодской области.
При написании работы используются различные статистические методы, такие как корреляционный и регрессионный анализ, факторный анализ по методу главных компонентов, анализ временных рядов. Для выполнения этой работы использовался пакет SPSS.
Среди источников данных, использованных при написании работы, - различные нормативно-правовые акты и международные соглашения в области культуры. При анализе статистических данных используются показатели, публикуемые ЮНЕСКО, Росстатом, Федеральной службой государственной статистики (Росстат) и др.
Глава 1. Теоретические аспекты сферы услуг в области культуры
1.1. Понятие сферы услуг в области культуры
Культура является неотъемлемой чертой жизни общества, отмечая его духовное и творческое развитие на каждом этапе, и эта сфера подчинена нормативно-правовой базе, которая гарантирует права и обязанности всех сторон договора.
Культура - это особая духовная составляющая человеческой деятельности, условие всей системы деятельности, которая может обеспечивать различные аспекты человеческой жизни.
Сфера культуры может быть представлена как сфера деятельности, в которой деятельность организации осуществляется независимо от их ведомственной и отраслевой принадлежности, а также отдельными творческими личностями, создающими материальные и нематериальные блага [23].
Сфера культуры характеризуется как сеть различных субъектов, реализованных в сфере культуры, в первую очередь свойством непосредственно влиять на духовное состояние человека.
Это область, которая воспроизводит качественный человеческий ресурс для общества
В Российской Федерации культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого человека.
Основными источниками являются следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и др.
Обычно специфика менеджмента в сфере культуры связана с особенностями «духовного производства". "Продукты" такой деятельности носят не столько реальный характер, сколько связаны с явлениями сознания (восприятие, понимание, мышление, переживание и т. д.), не поддаются прямому непосредственному учету, хранению. Их производство часто совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, фильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д.). книга, которую они не читают, пьеса, которую они не смотрят и т. д., не являются художественными ценностями). Более того, в отличие от продуктов материального производства, разрушаемых в процессе потребления (съедаются сапоги, яблоки), культурные ценности в процессе потребления повышают свою ценность (чем больше людей читают книгу, смотрят спектакль, слышат концерт и т. д., — тем выше их ценность). социальная значимость высока) [1].
Однако культурные услуги теперь могут и должны быть поняты не только непосредственными посетителями, но и донорами, которые готовы предоставить средства и поддержать эти мероприятия. Сфера культуры - это сфера деятельности, в основном некоммерческая. Основная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются в основном не на коммерческой основе, а на основе сбора средств, участия интересов самых разных сил и инстанций: органов, ответственных за бюджетные средства, органов, ответственных за финансирование. спонсоры, благотворительные организации и другие доноры. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд очень коммерциализированном в сфере культуры, доходы от продажи билетов обычно составляют около 15% бюджета тура. Остальное финансируется спонсорами. А сам тур чаще всего является лишь частью рекламной кампании новой пластинки или альбома.
Виды платных культурных услуг
Учитывая функции организаций культуры и искусства, культурные услуги подразделяются на следующие группы:
- организация различных культурно-массовых мероприятий, концертов, выставок, спектаклей и других форм представления результатов творческой деятельности клубных формирований;
- организация и проведение танцевальных и других вечеров, собраний, гражданских и семейных праздников, дискотек, концертов, представлений и других культурно-досуговых мероприятий;
- создание и организация клубных тренингов;
- осуществление социально-культурной деятельности [16].
Фактически, в сфере культуры существует как минимум два рынка: потребительский рынок и рынок доноров. Не всегда возможно определить, какой из этих рынков является первым: либо сначала определяются виды работ с потребителями, а затем ищутся доноры для их поддержки, либо потребители выбираются для обслуживания интересов доноров, готовых платить за определенные виды работ с этими группами.
Эти особенности, несомненно, влияют на технологию управления в сфере культуры. Однако, несмотря на свою важность, они не отличают культурный менеджмент от любого сервисного менеджмента. Почти все эти характеристики являются характеристиками услуг.
Что касается российской культурной сферы, то до недавнего времени можно было говорить о ярко выраженной специфике. Это была крайне низкая культура управления в сфере культуры. И как следствие-отсутствие единства механизмов управления
Причины этого одинаковы для микро - и макроуровней. Авторитетов в области культуры не было, разве что ленивый. Финансовую и материальную поддержку (при желании) всегда можно было найти — средства, «привлеченные» в сфере культуры, были всегда. Обилие планов, отчетов, проектов, проверок давно стало притчей во языцех. Одно предусмотрено-списки мероприятий, а отчет по другому: отчет о состоянии и план — две разные вещи. Зарплата-за третьего. И вообще, что-то четвертое контролируется. В результате каждый из механизмов управления культурой превращается в самостоятельную деятельность. Механизмы управления не образуют целостной системы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алькеева, С.М. Механизм организации и управления сферой культуры // Современные научные исследования и разработки. - 2019. - № 1. - С. 100-108.
2.Антонова М.А. Социокультурный потенциал Вологодской области: возможности оценки // Гуманитарные научные исследования. - 2022. - № 3 – С. 112-119
3. Асанова, И.М. Организация культурно-досуговой деятельности. - М.: Академия, 2019. - 192 с.
4. Бережная, А.В. Культурно-досуговая деятельность как фактор социализации детей и молодежи // Научная палитра. - 2020. - № 4. - С. 20.
5. Бессонова, Ю.А. Понятийно-терминологическая система социально-культурной деятельности. - М.: Лань, 2019.- 160 с.
6. Васильковская, М.И. Современные тенденции в организации культурно-досуговой деятельности // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2022. - № 11-13. - С. 17-21.
7. Грибкова, Г.И. Управление проектами в социально-культурной сфере // Международный академический вестник. - 2020. - № 2. - С. 56-59.
8. Домбровская, А.Ю. Методы научного исследования социально-культурной деятельности. - М.: Лань 2019. - 160 с.
9. Жаркова, А.А. Теория становления социально-культурной деятельности // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 4. - С. 60-62.
10. Калинин, А.С. Роль культурно-досуговой деятельности в социально- культурной сфере // Культура: теория и практика. - 2020. - № 5. - С. 4.
11. Каменец, А.В. Основы культурно-досуговой деятельности - М.: Юрайт, 2019. - 316 с.
12.Куличкина, Г.В. Технологические основы социально-культурной деятельности. Масс-медиа. - М.: Юрайт, 2018. - 198 с.
13.Кутузовская, А.С. Модели досуга в России и за рубежом // Социальная политика и социология. - 2022. - № 3. - С. 175-183.
14.Нарзулаев, С.Б. Организация социально-культурного досуга // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2020. - № 9. - С. 1-9.
15. Ратманова, С.Б. Использование инновационного потенциала сферы культуры // Инновации в науке. - 2019. - № 4. - С. 15-21.
16. Резник, Ю. И. Культура как предмет изучения // Личность. Культура. Общество. – 2021. – № 2 (8). – С. 198–217.
17. Рябков, В.М. Биографика социально-культурной деятельности: методология и методы исследования // Концепт. - 2020. - № 2. - С. 63-70.
18.Сазыка, Г.С. Практика и вопросы концептуализации социально-культурной деятельности // Современное образование. - 2022. - № 2. - С. 1-12.
19.Сурманидзе, Л. Д. Культура: современные эмпирико-исследовательские тенденции. – СПб. филос. общ-во, 2019. – 238 с.
20. Тульч, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры. – СПб.: Лань, 2021. – 384 с.
21. Шамсутдинова, Д.В. Формирование досуговой культуры личности в системе проблем современности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2019. - № 2. - С. 107-110.
22.Щепеткова, И.О. Досуг как научная категория: разнообразие подходов к изучению // Дискуссия. - 2022. - № 6. - С. 121-129.
23. Щербина, В. В. Распад культуры и сценарий возможного развития России. – М.: РАН, 2020. – 123 с.
24. Якуценя К.Я. Организационно-управленческие модели в сфере культуры и досуга // Наука и общество. - 2020. - № 1. - С. 56-58.
25. Ямпольская, Е. А. О культуре и не только. – М.: Городец, 2019. – 590 с.
26. Ahuvia, A. Traditional, Interpretive, and Reception Based Content Analyses: Improving the Ability of Content Analyses to Address Issues of Pragmatic and Theoretical Concern // Social Indicators Research. –54 (2), 2021. – P. 139–172.
27. Chang, L.-P. Spirits in the Material World: Ecocentrism in Native American Culture and Louise Erdrich’s Chickadee // Children's Literature in Education. – Volume 47, Issue 2, 2019. – P. 148–160.