Фрагмент для ознакомления
2
Стабильное социально - экономическое развитие страны определяется рядом факторов, основным из которых является эффективность реализуемой бюджетной политики. В современных условиях бюджетной политике отводится особая роль, поскольку она призвана выполнять социальные функции, регулировать межбюджетные отношения, усиливать экономическую и финансовую самостоятельность регионов.
В настоящее время понятие «бюджетная политика» не имеет однозначного определения в научной и правовой литературе. В Бюджетном кодексе РФ сущность этого понятия также не определена, хотя сам термин и используется.
В этой связи можно дать следующее определение термина «бюджетная политика»: – это система приоритетов и конкретных мероприятий целенаправленной деятельности государства по формированию и распределению бюджета с целью выполнения экономических и социальных задач страны [19, с. 21].
Изучение мирового опыта управления доходами
Государственного бюджета является актуальной задачей современной
экономической науки.
Целью данной работы является рассмотрение сущности, структуры и значения для макроэкономического состояния государственного бюджета.
Задачи:
- рассмотреть сущность государственного бюджета;
- изучить структуру государственного бюджета;
- изучить роль государственного бюджета в оценке макроэкономического состояния;
- описать проблемы государственного бюджета в макроэкономическом аспекте;
-изучить риски современной бюджетной политики РФ, взаимосвязь с финансовой политикой государства;
- проанализировать резервы федерального бюджета РФ;
- рассмотреть перспективы и способы решения проблем бюджетной политики России.
Объект исследования – государственный бюджет. Предмет исследования – структура и проблемы государственного бюджета на макроуровне
Глава 1 Теоретические основы государственного бюджета РФ
1.1 Сущность государственного бюджета
Государственный бюджет – главный финансовый документ страны, составляющийся Правительством РФ как смета доходов и расходов государства. При составлении бюджета Правительство РФ, включающее министерства и ведомства, имеет план доходов, которые они получат, и расходов, требующихся на реализацию задач, на следующий год. Государственный бюджет утверждается Высшим законодательным органом государства – Федеральным собранием, состоящим из Государственной Думы и Совета Федерации [9, с 29]. Таким образом, государственный бюджет составляется органом исполнительной власти, а принимается органом законодательной власти. В этом проявляется система сдержек и противовесов, существующая в демократическом государстве. Система создана для того, чтобы никакой орган власти, никакая ветвь власти не получали всю полноту власти как таковой.
Сегодняшний бюджет предполагает собой непростую финансовую структуру, без которого невозможно представить ни одно государство.
Государственный бюджет – это основной элемент бюджетной системы страны, представляющий собой форму создания и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения вопросов и функций страны и местного самоуправления.
Государственный бюджет - основное звено экономической системы страны, предназначенное для финансового обеспечения реализаций функций государства и органов местного самоуправления.
В результате, под государственным бюджетом необходимо понимать основное звено бюджетной системы государства, выражающее финансовые (денежные) отношения, опосредующие процесс развития и использования централизованного фонда денежных средств как финансового обеспечения реализации функций государства на всех ступенях управления, принимающего форму закона.
В теории, наиболее рациональным признается такого рода аспект к бюджету, который определяет баланс расходов и доходов. На практике, подобного равновесия достичь весьма трудно. Наиболее часто возникает ситуация превышения расходов над доходами, т.е. когда наблюдается бюджетный дефицит, свойственный для многих государств. Также наблюдается профицит государственного бюджета, когда доходы выше расходованных средств [2, с. 152].
Государственный бюджет как специфическая сфера стоимостного распределения характеризуется следующими чертами:
1) представляет особую экономическую форму распределительных отношений, связанную с обособлением части стоимости валового общественного продукта у государства и ее использованием на удовлетворение общественных потребностей;
2) предназначены для перераспределения стоимости между отраслями национального хозяйства, территориями, секторами экономики, сферами общественной деятельности в отличие от финансов материального производства, опосредствующих процесс создания и производительного потребления стоимости, и финансов непроизводственной сферы, обслуживающих потребление стоимости;
3) выражает такую стадию стоимостного распределения, которая непосредственно не связана с движением общественного продукта в его товарной форме и осуществляется в известном отрыве от нее, в то время как в материальном производстве и непроизводственной сфере финансовые отношения тесно переплетаются с товарно-денежными.
Государственный бюджет, как и любая другая экономическая категория, выражает производственные отношения и имеет соответствующее им материально-вещественное воплощение: бюджетные отношения материализуются (овеществляются) в централизованном фонде денежных средств государства - в бюджетном фонде.
В результате этого реальные экономические (распределительные) процессы, происходящие в обществе, получают свое выражение в потоках мобилизуемых и используемых государством денежных средств. Бюджетный фонд - это объективно обусловленная экономическая форма движения той части общественного продукта и национального дохода, которая прошла, известные стадии стоимостного распределения и поступила государству для удовлетворения потребностей по расширенному воспроизводству, социально-культурному обслуживанию населения, обороне и управлению. Формирование и использование бюджетного фонда выражают процесс движения стоимости в связи с ее распределением и перераспределением.
Как экономическая категория государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в прогрессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей.
1.2 Структура государственного бюджета
Важнейшие части государственного бюджета — это его доходная и расходная части.
1) доходная часть – показывает источники денежных средств бюджета;
2) расходная часть – показывает, на какие цели направляются денежные средства.
Источники доходной части:
1) налоги;
2) государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.);
3) эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег;
4) займы у международных организаций.
Порядок формирования и исполнения бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ [1]
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты, документы
1) "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2022)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 16.12.2022)
Статьи, монографии
2) Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник./ И.М. Александров.- 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. – 233 с.
3) Ахуньянова А.И. Формирование федерального бюджета: сущность и функции//АКАДЕМИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА. No2. 1/2022. С. 53-60
4) Балахонцев С. В., Шурчанова И. И. Фонд национального благосостояния Российской Федерации: проблемы и тенденции развития//ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. 2021. № 36. С. 1845-1847
5) Бруснева А. Проблемы финансового регулирования экономики в РФ на современном этапе // Финансово-экономические проблемы региональной экономики.2021. – С. 20-24.
6) Государственные финансы // Российская экономика: прогнозы и тенденции. — 2022. — № 5. — С. 8-10
7) Долженков А., Силуанов не испугался высоких ставок // Эксперт. — 2022. — № 6. — С. 44-50
8) Духхани, А. Современные инновационные механизмы в бюджетном процессе / А.Духхани // Финансовые и правовые аспекты социально ориентированного инвестирования:Материалы III Всероссийской научно - практической конференции, Екатеринбург, 19–20 ноября 2019 года. – Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2020. – С. 56-60
9) Дынник Д. И., Брюханова Н.В., Русакова Н.В. Оценка эффективности бюджетных расходов в программно-целевом управлении региональным развитием// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. No 1 (116). С. 29-35
10) Ершов М., Некоторые противоречия федерального бюджета на 2019-2021 гг. // Экономист. — 2019. — № 5. — С. 38-40
11) Земсков В. В., Роль и определение финансовых резервов для обеспечения федерального бюджета // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. — 2020. — № 3. — С. 150-160
12) Каледин, С. В. Особенности взаимодействия денежно-кредитной и бюджетной политики государства // Вестник Академии энциклопедических наук. – 2019. – No3 (36). – С. 5-10.
13) Комраков А. Валютные запасы притормозят падение// https://www.ng.ru/economics/2022-03-02/1_8383_money.html (дата обращения 16.12.2022)
14) Лапина М. А., Правовое обеспечение эффективного функционирования государственного принуждения в бюджетной сфере // Финансовое право. — 2022. — № 4. — С. 14-16
15) Манукян А. Л., Роль долларизации в экономике Российской Федерации // Труд и социальные отношения. — 2021. — Т. 32, № 4. — С. 77-80
16) Международные резервы Российской Федерации// https://cbr.ru/hd_base/mrrf/mrrf_m/ (дата обращения 16.12.2022)
17) Осипова К. Ю. Бюджетная политика как составляющая финансовой политики// ШКОЛА МОЛОДЫХ НОВАТОРОВ. Сборник научных статей 2-й Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых. Том 1. Юго-Западный государственный университет; Межрегиональная просветительская общественная организация "Объединение православных ученых" ;Орловский госуниверситет имени И.С. Тургенева; Рязанский государственный агротехнологический университет имени П.А. Костычева; Московский политехнический университет. Курск, 2021. С. 183-186
18) Потребительские настроения снова ухудшились. Дефицит федерального бюджета превысил 4 трлн рублей. Трансграничный туризм сократился вчетверо // Эксперт. — 2021. — № 5. — С. 72-80
19) Ткаченко Р. В., Межбюджетные отношения и программно-целевое бюджетное планирование в России: вопросы теории и практики // Финансовое право. — 2022. — № 2. — С. 21-25
20) Яркина, Н. Н., Кузуб, В. В. Бюджетная политика Российской Федерации как фактор национального развития // Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей. Сборник трудов I Национальной научно-практической конференции. – 2019. – С. 331-340.