Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности. Известно, что и процесс обучения, и трудовая деятельность не могут успешно протекать без достаточного внимания человека. Внимание может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов [8].
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Актуальность проблемы изучения внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Объект исследования: развития внимание.
Предмет исследования: процесс развития внимание младших школьников.
Цель - изучить проблему развития внимания у детей младшего школьного возраста.
ВВЕДЕНИЕ
Во всякой предметной деятельности субъекта внимание составляет одно из важнейших психологических условий ее успешности. Известно, что и процесс обучения, и трудовая деятельность не могут успешно протекать без достаточного внимания человека. Внимание может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Внимание имеет огромное значение в жизни человека. Оно – необходимое условие выполнения любой деятельности. Именно внимание делает все наши психические процессы полноценными; только внимание даёт возможность воспринимать окружающий нас мир. Внимание - это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности.
Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Внимание – один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов [8].
Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.
Актуальность проблемы изучения внимания у детей младшего школьного возраста определяется, прежде всего, тем, что именно в этом возрасте формируется качественно новые характеристики внимания, как и других процессов.
Объект исследования: развития внимание.
Предмет исследования: процесс развития внимание младших школьников.
Цель - изучить проблему развития внимания у детей младшего школьного возраста.
1.3 Особенности развития внимания младшего школьного возраста
В данном параграфе мы остановимся на особенностях, присущих процессу внимания младших школьников. В период младшего школьного возраста, а именно на первых этапах, наблюдается слабое распределение внимания, которое постепенно сменяется высокими показателями распределения, т. е. чем выше распределяемость внимания, тем больше материала охватывает ребенок в процессе обучения. Со временем увеличиваются показатели распределения внимания, что приводит к повышению успеваемости, так как школьники могут следить, например, не только за пояснениями учителя, но и при этом свободно конспектировать материал, а также анализировать текст, не переставая слушать учителя.
В младшем школьном возрасте стабилизируется и устойчивость внимания. В процессе учебной деятельности дети могут достаточно долго усваивать один и тот же материал, доводя процесс обучения до определенных результатов. Следует отметить, что для повышения устойчивости внимания на занятиях один вид деятельности заменяют другим, чтобы тренировать это качество внимания [15, с. 53-54]. Постепенно увеличивается объем внимания детей, что положительно сказывается на обобщении, запоминании и анализе учебного материала. В то же время объем внимания позволяет синтезировать значительный объем информации, что важно для обучения в общеобразовательной школе.
Особенности развития внимания обусловливают дифференциацию интересов детей, усиление познавательной деятельности. Анализ литературы по проблеме исследования позволил определить, что высокая переключаемость и концентрация внимания положительно влияют на повышение скорости усвоения учебного материала.
Анализ проблемы исследования позволил выявить, что в системе развития младших школьников большое значение имеет произвольное внимание. Важность этого вида внимания связана с тем, что оно дает сознанию возможность анализировать определенные предметы или объекты за определенный промежуток времени [2, с. 116].
Произвольное внимание позволяет ребенку воспринимать определенную информацию, анализировать ее, а не переключаться на другие виды деятельности, тем самым достигая цели. Дети с достаточно развитым показателем произвольного внимания легко могут сосредоточиться на деятельности, предлагаемой взрослыми, при этом чем выше показатели развития внимания, тем дольше протекает процесс изучения объекта без проявлений отвлекаемости.
Низкий уровень развития произвольного внимания тормозит течение целенаправленной познавательной деятельности и обусловливает многие трудности мыслительной деятельности в младшем школьном возрасте. Постепенно в период младшего школьного возраста, ориентируясь на развитие этого аспекта, возникает произвольное внимание, что положительно сказывается на эффективности учебной деятельности [11, с. 76].
Стоит обратить внимание на то, что в период младшего школьного возраста происходит значительный скачок в созревании лобных долей, что является основой сознательной регуляции активационных процессов и формирования произвольного внимания. Однако для этого требуется руководящее действие взрослых посредством игры, вербального общения и контроля поведения. Поэтому целесообразно изучение возможностей целенаправленного развития произвольного внимания детей этого возраста с помощью различных средств и методов, и особенно дидактических игр.
В рамках анализа педагогического опыта мы также установили, что развитию произвольного внимания сегодня уделяется мало внимания, из-за чего у детей часто возникают трудности с концентрацией внимания на предмете, так как их могут беспокоить посторонние звуки, предметы и т.п. [16, с. 40]. Детям с низким уровнем развития произвольного внимания свойственна чрезмерная подвижность, которая выражается в игнорировании целей, поставленных педагогом, поэтому дети с недостаточным уровнем развития произвольного внимания также могут иметь низкую успеваемость. потому что они не усваивают учебный материал вовремя.
По мнению Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Добрынина происхождение произвольного внимания не биологическое, а социальное: «произвольное внимание как таковое не созревает, а формируется в процессе социализации ребенка». В исследованиях Е.И. Рогова, П.И. Зинченко, С.С. Левитина показано, что большое значение в учебной работе младшего школьника имеет произвольное внимание.
С позиции. Л. С. Выготского в процессе развития произвольного внимания младших школьников необходимо ориентироваться на следующие условия:
1. В процессе развития произвольного внимания ребенок должен осознавать особенности осуществляемого процесса.
2. Дети должны сосредоточиться на привычности работы. Если ребенок выполняет деятельность в постоянном месте, в определенное время, если его предметы и рабочие принадлежности в порядке, а сам рабочий процесс строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации внимания.
3. В процессе работы важно опираться на интересы детей, чтобы мотивировать их на дальнейший рабочий процесс развития произвольного внимания.
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Характеристика базы исследования
Задача эмпирического эксперимента состояла в выявлении особенностей развития внимания младших школьников, поэтому в данном параграфе остановимся на характеристиках контингента обучающихся – участников эксперимента, а также охарактеризуем учебное учреждение, в котором обучаются младшие школьники, участвующие в экспериментальном исследовании.
Эксперимент проводился на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения города Архангельска Гимназия №6.
Историческая справка. Школа № 6 была открыта в 1927 году. В 1965 году – реорганизована в школу с углубленным изучением иностранного языка, в 1995 – шестая школа получила статус общеобразовательной гимназии.
В связи с введением в действие Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" гимназия получила статус бюджетного учреждения.
В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и на основании Постановления мэра города Архангельска от 25.12.2014 года № 1140 гимназия получила новое название - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Архангельск Гимназия №6
Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования "Город Архангельск" осуществляется администрацией города Архангельска, департаментом образования администрации города Архангельска, департаментом муниципального имущества администрации города Архангельска в установленном администрацией города Архангельска порядке.
Юридический адрес: Россия, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 69.
Адрес осуществления образовательной деятельности: Россия, 163000, г. Архангельск, пр. Троицкий, 69.,
Формы обучения: очная, семейная.
В соответствии с Уставом гимназии (пункт 3.14) «коллегиальными органами управления Учреждением являются Общее собрание работников Учреждения, Педагогический совет, Управляющий совет».
В исследовании приняли участие 10 обучающихся 3 «Г» класса.
Характеристика 3 «Г» класса 2022 - 2023 учебного года.
Социальный портрет учащихся 3 «Г» класса составлен на основе анализа классного журнала, личных дел, дневников учащихся, личных наблюдений и бесед со школьниками.
В классе 25 учеников: 14 девочек и 11 мальчиков.
Дети разного возраста:
12 детей 2014 года рождения
11 детей 2013 г.р.
2 детей 2012 года рождения.
Большинство детей в классе из вполне обеспеченных семей.
Большинство учащихся находятся в основной группе по состоянию здоровья. Дети отличаются разносторонностью, посещают кружки и секции по разным направлениям.
Успеваемость хорошая: из 25 человек 14 учатся на "4" и "5", 10 человек на "3" и "4", 1 - на "отлично".
Детей, проживающих с бабушками и дедушками - 1, единственных детей в семье - 6, детей опекаемых и детей-сирот - нет.
13 школьников живут в полных семьях. Воспитание, которое получают дети в этих семьях, удовлетворительное. Дети живут в хороших условиях, где им обеспечены: родительская внимание, доброжелательный психологический климат, забота.
В неполных семьях проживают 8 детей. Троих детей воспитывают мать и отчим. Но отношения между отчимами и детьми в этих семьях налажены: конфликтов нет, атмосфера доверительная.
Физическое развитие детей соответствует их возрасту, следует отметить, что дети редко болеют.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Арсеньева, М.В. Инновационные технологии в работе с детьми [Текст] / М.В. Арсеньева, С.Г. Щербак // Теория и практика обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. - 2015. - № 2. - С. 89-92.
2. Батюта, М. Б. Возрастная психология [Текст] / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2014. -306 с.
3. Богуславский В.М. Психология как наука Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 2000. 370 с.
4. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования[Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1956. -342 с.
5. Гальперин, П.Я. К проблеме внимания [Текст] / П.Я. Гальперин // Докл. АПН РСФСР. - 1958.- №3. - С. 14-21.
6. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме: «Формирование умственных действий и понятий»: [Доклад, представленный на поиск. уч. степени д-ра психол. наук] / Моск. государств. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: 1965. 51 с.
7. Долгова, В.И. Инновационные психолого- педагогические технологии обучения [Текст] / В.И. Долгова. – М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
8. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. — М., 1987. (Виды внимания: 30—37, 69—80.)
9. Караванова, Л. Ж. Психология [Текст] / Л.Ж. Караванова. - М.: Дашков и К, 2014. - 264 с.
10. Коломенский, Я. Л. Психология детского коллектива [Текст] / Я.Л. Коломенский.- М., 1984. - 239с.
11. Кудряшева, Л. А. Педагогика и психология [Текст] / Кудряшева Л.А. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2015. -160 с.
12. Люблинская, А. А. Детская психология [Текст] / А.А. Люблинская. - М.,1997. - 278 с.
13. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. - СПб, 2008. - 583с.
14. Машталь О.А. Лучшие методики развития внимания у детей. 100 тестов, заданий и упражнений. СПб.: Наука и Техника, 2008. 304 с.
15. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов [Текст] /В. С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 9 с.
16. Пастюк, О. В. Психология и педагогика [Текст] / О.В. Пастюк. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 с.
17.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
18. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Том 6. М.: Академия педагогических наук, 1949. 450 с.