Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность курсовой работы Пенсионная система является системой, охватывающей не только нетрудоспособное население, но и практически все работающее население, а это примерно 75% жителей страны. В то же время значимость данной системы понимается только при столкновении с ней, что происходит в основном при достижении гражданами пенсионного возраста или при наступлении иных событий в жизни граждан (инвалидности, потери кормильца и др.).
В настоящее время тема пенсионного обеспечения достаточно актуальна. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, население заинтересовано в адекватном материальном и социальном обеспечении после выхода на пенсию. Во-вторых, пенсии являются формой социальной защиты населения, особенно в случае инвалидности, потери кормильцев и т.д. В-третьих, в жизни каждого человека наступает период времени, когда право на социальное обеспечение может быть реализовано в форме пенсии.
Благодаря масштабам государственного пенсионного плана в условиях нашей страны и принимая во внимание его сложность из-за особенностей пенсионных обязательств, накопленных в советский период, современная пенсионная система России не только играет важную роль в социальной и общественно-политической жизни всей страны, но также играет важную роль в фискальной и бюджетной системе страны, которая оказывает наиболее серьезное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в регионах и секторах.
1.2 Изменение в пенсионном обеспечении России
Важное значение придается проведению стратегического и оперативного анализа текущего функционирования пенсионной системы в целом и Пенсионного фонда России в частности. В ходе работы был проведен традиционный анализ основных показателей. Динамика средних размеров пенсий 2019 – 2020 гг. представлена в приложении 1.
Из приложения 1 видно, что прирост страховых пенсий по старости значительнее увеличилось для неработающих пенсионеров по состоянию на 01.01.2020г. на 6,6%. Социальные пенсии возросли на 0,1 %. Размер для неработающих пенсионеров составил 15523,89 руб. Рост страховых пенсий неработающих пенсионеров с 1 января 2020 г. рассмотрен на рисунке. В ходе анализа основных причин роста средних сумм назначенных трудовых пенсий, необходимо уделить особое внимание такому процессу, как индексация размеров пенсий .
Процесс индексации проводится правительством в зависимости от темпов инфляции в стране с целью повышения реальной суммы пенсионных выплат. Индексация представляет собой один основной фактор повышения пенсий, но не единственный в своем роде. Рост числа так называемых льготных категорий пенсионеров обуславливает увеличение численности пенсионеров в целом по стране.
Наличие таких категорий и их постоянное увеличение становится причиной повышения финансовой нагрузки на Пенсионный фонд, поскольку кроме выплат основных трудовых пенсий, ему приходится искать резервы для выплат пенсий лицам, не достигшим пенсионного возраста.
Глава 2. Особенности назначения страховой пенсии и порядок ее расчета в РФ
2.1 Особенности реализации пенсионного законодательства в России
Федеральным законом от 26.05.2021 года №153-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся порядка назначения пенсий и социальных доплат к ним .
С 01.01.2022 в России будет создана новая основа для досрочного выхода на пенсию. Безработные пенсионеры (мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины - 55 лет) могут выйти на пенсию за два года до истечения срока по предложению администрации труда. Граждане могут воспользоваться этим правом при соблюдении следующих условий:
- лицо потеряло работу из-за увольнения в результате сокращения численности или персонала, а также ликвидации организации;
- страховой стаж должен составлять не менее 25 (для мужчин) и 20 лет (для женщин) или иметь необходимый опыт работы по соответствующим видам работы.
Кроме того, с 01.01.2022 этот закон упростил процедуру назначения пенсий по инвалидности, сельских пенсий и страховых пенсий в целом.
Для пенсионеров, которые получают фиксированную выплату страховой пенсии, увеличенной на 25%, за то, что они проработали в сельском хозяйстве не менее 30 календарных лет, это увеличение фиксированной выплаты сохраняется, если они ищут новое место жительства за пределами сельских районов. Кроме того, Пенсионному фонду поручено обслуживать граждан, достигших 45-летнего и 40-летнего возраста (мужчин и женщин соответственно). Женщин), информировать о предполагаемом размере пенсии по старости. Информация предоставляется каждые три года, если эти люди не получают пенсию. В соответствии с принятыми изменениями в федеральное законодательство Центральному ведомству будут переданы новые дополнительные функции и бюджетные полномочия для реализации некоторых мер социальной помощи, которые в настоящее время проводятся региональными органами социальной защиты и Рострудом на основе более чем 18 тысяч платежных случаев в Республике Татарстан. Речь идет о пособиях, выплатах и компенсациях для пяти категорий россиян: неработающих граждан с детьми; лиц, подвергшихся воздействию радиации; реабилитированных лиц; Инвалиды (дети-инвалиды), имеющие транспортные средства по медицинским показаниям; военнослужащие и члены их семей, чьи пенсионные сбережения осуществляются ПФР.
Полный список передаваемых мер можно найти на веб-сайте ПФР. Пенсионный фонд будет назначать новые выплаты, компенсации и пособия путем организации межведомственного взаимодействия, то есть гражданам, которые уже получают эти меры социальной поддержки, назначенные выплаты будут автоматически производиться Пенсионным фондом РФ по указанным ранее реквизитам. В этом случае вам не нужно обращаться в ПФР.
Если гражданин имеет право на получение этих услуг, но еще не воспользовался ими, он должен обратиться в службу поддержки ПФР с 1 января 2022 года. В рамках подготовки к реализации этих полномочий была проведена масштабная работа: на местах были созданы рабочие группы с участием региональных министерств социальной защиты населения, проанализирован перечень передаваемых мер, предварительно согласованы проекты стандартных форм соглашений об информационном взаимодействии и реестров передачи информации. Разработаны стандарты предоставления мер социальной защиты (мер поддержки) специалистам ПФР по обслуживанию клиентов на основе утвержденных паспортов. Путь гражданина в обслуживании клиентов ПФР детально продуман. Региональные органы социальной защиты предоставили центральной службе отчетности информацию о лицах, являющихся получателями передаваемых мер социальной помощи.
До сих пор в области пенсионных накоплений существует ряд проблемных аспектов, которые требуют раннего поиска решений. Нынешняя пенсионная система является своего рода «балластом» для экономики и в то же время даже не удовлетворяет фундаментальных социально-экономических потребностей большинства населения государства.
2.2 Порядок назначения и выплаты страховой пенсии в РФ
Статистическая таблица содержит средний размер пенсии, распределенный по категориям пенсионеров и типу пенсионного обеспечения в 2022 году, разделенный по месяцам и субъектам Российской Федерации. Для сравнения приведены данные за период с 1981 по 2022 год.
Средний размер назначаемой пенсии определяется путем деления общей суммы назначаемой пенсии на количество пенсионеров, зарегистрированных в системе пенсионного фонда Российской Федерации.
Фактический размер назначенной пенсии - это относительный показатель, рассчитываемый путем деления индекса номинального размера пенсии (то есть фактически сформированного за отчетный период) на индекс потребительских цен за соответствующий период времени.
Средний размер назначаемых пенсий по России в разбивке по категориям пенсионеров (Таблица 1).
Заключение
Ни для кого не секрет, что нынешнее положение пенсионной системы в России не является образцом и идеалом, над одним из которых следует усердно работать. Поэтому она нуждается в глубокой модернизации на законодательном уровне, потому что на самом деле, в современных реалиях рыночной экономики и капиталистической системы, это все еще система, действующая в Советском Союзе и социалистической системе, которая обеспечивает всех и вся необходимой степенью и не может сочетаться с политикой действующий в стране.
В ходе исследования была проанализирована система пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Исследована пенсионная реформа в Российской Федерации и основные этапы ее реализации, международное и российское законодательство, по итогам чего был выявлен ряд проблем, исследование которых позволило сделать следующие выводы.
Россия прошла очень долгий и тяжелый путь к достижению того пенсионного обеспечения, которое в настоящее время удовлетворяет нужды тех слоев общества, которым в первую очередь тяжело или даже нет возможности обеспечить свое существование.
Пенсионная система России в течение последних 20 лет постоянно преобразовывалась. Основной задачей этих преобразований было сокращение дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ, а также уменьшение трансфертов из федерального бюджета на его покрытие. Однако меры принимаемые государством не смогли разрешить данные проблемы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301
2. Федеральный закон от 26 мая 2021 г. N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. № 22. ст. 3688.
3. Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.11.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. ст. 4563.
4. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1999. № 29.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 14.11.2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 51.
6. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 15.12.2022) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001. № 51.
7. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 21.11.2022) Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. № 30.
8. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008. № 18.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 21.11.2022) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2013. № 52.
10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 52. ст. 6989.
11. Архипов А. П. Социальное страхование : учебник и практикум для СПО. – 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 301 с.
12. Бабурина Н. А. Страхование. Страховой рынок России : учеб. пособие для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2019. 127 с.
13. Баранова А. Д. Актуарные расчеты в страховании жизни : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Издательство Юрайт, 2019. 194 с.
14. Ермасов С. В. Страхование в 2 ч. Часть 1. : учебник для академического бакалавриата. 6-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 475 с.
15. Исмагилов А.Н. Пенсионный фонд Российской Федерации, современные проблемы его функционирования // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). – [Электронный ресурс] – Режим доступа : https://sibac.info/archive/economy/12(60).pdf
16. Мазаева М. В. Страхование : учеб. пособие для вузов. М. : Издательство Юрайт, 2019. 136 с.
17. Миропольская, Н. В. Основы социального страхования : учеб. пособие для СПО. – 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 149 с.
18. Организация страхового дела : учебник и практикум для прикладного бакалавриата.. М. : Издательство Юрайт, 2020. 231 с.
19. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.fss.ru/
20. Пенсионный Фонд Российской Федерации. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.pfrf.ru/
21. Роик В. Д. Пенсионное страхование и обеспечение : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 350 с.
22. Роик В.Д. Социальное страхование : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 418 с.
23. Скамай Л. Г. Страхование : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 322 с.
24. Страхование : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2018. 218 с.
25. Суринов А. Е. Экономическая статистика в страховании : учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 276 с.
26. Тарасова Ю. А. Страховое дело : учебник и практикум для СПО. М. : Издательство Юрайт, 2019. 235 с.
27. Федеральная служба государственной статистики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа : http://www.gks.ru/.