Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы привлечения к труду детей младшего дошкольного возраста посредством поручений 6
1.1 Трудовое воспитание детей дошкольного возраста 6
1.2 Особенности привлечения к труду детей младшего дошкольного возраста 11
1.3 Трудовые поручения как средство трудового воспитания дошкольников 15
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме привлечения к труду детей младшего дошкольного возраста посредством поручений 19
2.1 Изучение уровня сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста 19
2.2 Содержание работы по привлечению к труду детей младшего дошкольного возраста посредством поручений 24
Выводы по 2 главе 31
Заключение 33
Список литературы 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка, развиваются навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с окружающими. Приоритет общечеловеческих ценностей, гуманистический принцип, положенный в основу современного образовательного процесса, требует высокого уровня социально-коммуникативного развития личности ребенка.
Проблема успешной социализации детей, понимаемая как защита и гармоничное развитие подрастающего поколения на основе использования культурных ценностей, отражена в «Конвенции о правах ребенка», в законе «Об образовании в РФ», в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором выделена отдельная образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Глава 2. Опытно-поисковая работа по проблеме привлечения к труду детей младшего дошкольного возраста посредством поручений
2.1 Изучение уровня сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста
Базой исследования явилось Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МБДОУ Детский сад №218. В исследовании приняли участие 12 детей младшего дошкольного возраста.
Трудовые умения детей младшего дошкольного возраста оценивались в процессе труда по самообслуживанию, так как это основный вид труда в этом возрасте.
Задачи опытно-поисковой работы:
1. Определить критерии и показатели сформированности у детей младшего дошкольного возраста трудовых умений в процессе труда по самообслуживанию.
2. Проанализировать результаты исследования и определить уровень сформированности у детей младшего дошкольного возраста трудовых умений.
3. Разработать план и рекомендации для педагогов ДОО по привлечению к труду детей младшего дошкольного возраста посредством трудовых поручений.
Анализируя материалы исследований Р.С. Буре, мы выделили критерии оценки трудовых умений у детей 3-4 лет (культурно-гигиенические навыки в процессе труда по самообслуживанию):
– наличие у ребенка отчетливых представлений о содержании и структуре процессов, связанных с культурно-гигиеническими навыками, и необходимых предметах для их осуществления;
В процессе работы целесообразно использовать следующие методы: показ, художественное слово, дидактические игры и упражнения.
Показ – это метод обучения, основанные на основе демонстрации детям отдельных действий изучаемого навыка. Суть метода заключается в том, чтобы создать у детей наглядный образ изучаемого процесса – умывания, одевания, приема пищи и т.д. Показ любого действия давался детям таким образом, чтобы были выделены отдельные операции – вначале наиболее существенные, затем дополнительные. Например, в процессе обучения детей мыть руки мы использовали метод показа и демонстрировали следующие действия:
1. Завернуть рукава одежды ребенка.
2. Проверить температуру воды.
3. Намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга.
4. Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.
5. Закрыть воду.
6. Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.
7. Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.
8. Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!».
При умывании мы называем все действия, которые происходят перед глазами ребенка («Это водичка. Вот как бежит водичка! Какая водичка? Теплая, прозрачная, быстрая, ласковая. Это мыло. Какое мыло? Красивое, гладкое, скользкое. Ой, ой! Хочет убежать. Нет, мы не дадим тебе, мыло, убежать!»). Это помогает детям видеть наиболее существенные моменты, осмыслить действие в целом. Для закрепления навыков умывания используются наглядные пособия, отражающий алгоритм действий, - печатный плакат.
Заключение
Анализ литературы показал, что трудовое воспитание – это процесс приобщения детей к трудовой деятельности, формирование у них знаний и умений, положительного отношения к труду, трудолюбия. Трудовая деятельность дошкольников – это процесс, который включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.
Одним из средств трудового воспитания детей дошкольного возраста является поручение. Поручение – это форма обращения педагога к ребенку в виде просьбы по выполнению определенного трудового действия. Поручения всегда исходят от взрослого (педагога, родителя) и отличаются четкой направленности на получение результата, на решение конкретной трудовой задачи.
В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия. Трудовые поручения даются детям в форме игры. Для этого создаются игровые ситуации, которые помогают детям младшего дошкольного возраста выполнять работу, добиваться результатов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева, Н. А. Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Н. А. Андреева // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2019. – № 4 (44). – С. 12–16.
2. Артамонова-Дыбина, О. В. Ребенок в мире поиска : программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / О. В. Артамонова-Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. – Москва : Сфера, 2017. – 127 с.
3. Белоус, А. П. Особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / А. П. Белоус // Образование в России : история, опыт, проблемы, перспективы. – 2020. – № 2 (13). – С. 21–25.
4. Бондаренко, В. В. Художественная литература как средство формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста [Текст] / В. В. Бондаренко // Проблемы и перспективы повышения качества образовательных услуг на основе инноваций: региональный аспект : материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Армянск, 2021. – С. 83–86.
5. Буре, Р. Н. Социальное развитие ребенка [Текст] / Р. Н. Буре ; под ред. О. Л. Зверевой. – Москва : Просвещение, 2018. – 339 с.
6. Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Р. С. Буре. – Москва : Мозаика-синтез, 2011. – 136 с.
7. Бутусова, Т. Ю. Играем вместе: воспитание самостоятельности [Текст] / Т. Ю. Бутусова. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 146 с.
8. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста [Текст] / Б. С. Волков. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с.
9. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : ЭКСМО-Пресс, 2019. – 1008 с.
10. Закеева, Е. И. Формирование культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте [Текст] / Е. И. Закеева, Н. И. Береза // Слагаемые педагогической практики : материалы IV Международной научно-практической конференции. – Чебоксары, 2018. – С. 74–79.
11. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОО [Текст] / В. А. Зебзеева. – Москва : Сфера, 2017. – 80 с.
12. Козлова, С. А. Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников [Текст] / С. А. Козлова. – Москва : Академия, 2017. – 143 с.
13. Комарова, Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст] / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2010. – 125 с.
14. Куцакова, Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст] / Л. В. Куцакова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2019. – 55 с.
15. Моржина, Е. В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома [Текст] / Е. В. Моржина. – Москва : Теревинф, 2012. – 38 с.
16. Освоение дошкольниками трудовой деятельности [Текст] : формы работы, практический опыт, конспекты образовательной деятельности / авт.-сост. Е. А. Баландина, И. Г. Истомина, Е. В. Загорская. – Волгоград : Учитель, 2016. – 95 с.
17. Предметно-развивающая среда ДОО в контексте ФГОС ДО [Текст] / В. В. Бардалим, М. Л. Вайнапель, Н. А. Виноградова ; под ред. Н. В. Микляевой. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 127 с.
18. Психолого-педагогическая развивающая программа «Инициативный, ответственный, самостоятельный дошкольник» [Текст] / авт.-сост. : Е. В. Петш, И. П. Середа. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2019. – 46 с.
19. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] / Г. А. Урунтаева. – Москва : Владос, 2018. – 342 с.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – Москва : ТЦ Сфера, 2021. – 80 с.
21. Шаламова, Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями [Текст] / Е. И. Шаламова. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2012. – 208 с.
22. Эльконин, Д. Б. Детская психология [Текст] / Д. Б. Эльконин. – Москва : Юрайт, 2020. – 348 с.
23. Яковлева, Г. В. Трудовое воспитание дошкольника : содержание, технологии, инструменты оценивания трудовых компетенций: методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / Г. В. Яковлева. – Челябинск : Цицеро, 2011. – 74 с.