Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Процессы, которые происходят на современном этапе российской экономики, приводят к развитию оценочной деятельности, актуальности и востребованности результатов этой деятельности.
Оценка стоимости предприятия представляет собой упорядоченный, процесс, имеющий цели, направленный на определение стоимости бизнеса с учетом потенциальных и реальных доходов, приносимых им в определенные моменты времени. Результатом проведенной оценки выступает величина рыночной стоимости фирмы в денежном выражении. Она отражает вероятную цену, по которой объект оценки может быть продан на рынке.
Анализ стоимости бизнеса связан с проведением большого по объемам работ процесса, который помогает владельцу бизнеса правильно выявить стоимость компании. Оценка рыночной стоимости предприятия необходима для того, чтобы руководитель мог принимать различные управленческие решения по продаже или приобретению прав собственности. Эта оценка есть итог работы компании на протяжении многих лет своего функционирования на рынке.
Актуальность данной темы заключается в том, что оценка стоимости бизнеса позволяет решить многие вопросы, стоящие перед рыночной экономикой. Являясь важным экономическим инструментом, стоимостная оценка зависит во многом от качества работы оценщиков, эффективности и адекватности принимаемых решений по отчуждению или приобретению бизнеса.
Основной целью работы является исследование основных методических аспектов оценки стоимости бизнеса на примере предприятия ООО «МС Снаб».
В соответствии с определенной целью были поставлены следующие задачи:
рассмотрение теоретических и методических основ оценки стоимости предприятия (бизнеса);
изучение нормативной базы оценки бизнеса;
анализ целей и методики оценки бизнеса.
характеристика деятельности оптовой торговой компании ООО «МС Снаб»,
анализ экономических показателей деятельности компании,
финансовый анализ ликвидности, платежеспособности предприятия,
оценка стоимости бизнеса ООО «МС Снаб»,
разработка мероприятий по повышению стоимости бизнеса.
Работа состоит из трех частей, в которых рассматриваются теоретические основы оценки бизнеса, дается экономическая характеристика деятельности компании ООО «МС Снаб», проводится анализ его финансовых показателей, осуществляется оценка бизнеса, стоимости предприятия различными методами, а также разрабатываются мероприятия по повышению стоимости бизнеса ООО «МС Снаб».
Предметом работы являются методологические процессы оценки бизнеса или стоимости предприятия.
Объектом работы выступает стоимость бизнеса ООО «МС Снаб».
Исследование выбранной темы осуществлялось с помощью диалектического метода, метода теоретического анализа и синтеза различных источников литературы, структурно-функционального метода, системного метода, сравнительного метода, метода описания, статистического метода, количественного метода, балансового метода, математических методов, метода обобщения полученных сведений и материалов в работе.
Проблема оценки стоимости бизнеса широко освещается в источниках современной научной литературы. Так, в качестве теоретической основы исследования в работе использовались труды и учебные пособия различных авторов.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области оценки бизнеса, внутренние материалы компании ООО «МС Снаб», ресурсы Интернет.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОЦЕНКА РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ БИЗНЕСА
1.1 Понятие и роль оценки рыночной стоимости бизнеса
Анализ стоимости бизнеса связан с проведением большого по объемам работ процесса, который помогает владельцу бизнеса правильно выявить стоимость компании. Оценка рыночной стоимости предприятия необходима для того, чтобы руководитель мог принимать различные управленческие решения по продаже или приобретению прав собственности. Эта оценка есть итог работы компании на протяжении многих лет своего функционирования на рынке.
Оценка стоимости предприятия представляет собой расчеты и обоснование цены бизнеса в определенное время. Результатом проведенной оценки является величина рыночной стоимости предприятия.
Расчет рыночной стоимости предприятия проводится по следующим причинам [1].
▬ проводимая оценка рыночной стоимости реализовывает или приобретает объекты оценки по наиболее обоснованной цене;
▬ возможность оптимизировать процессы производства, принимать меры, направленные на повышение стоимости объекта;
▬ повышение эффективности управления и предотвращение банкротства;
▬ принятие верного эффективного инвестиционного решения;
▬ получение обоснованных результатов оценки экспертами, с меньшими транзакционными издержками;
▬ риск неправильной оценки является ответственностью экспертов;
▬ оценка стоимости – это рычаг государственного регулирования экономики, особенно что касается государственной и муниципальной собственности.
Таким образом, оценка стоимости предприятия решает множество вопросов рыночной экономики. На рисунке 1.1 представлены основные составляющие понятия оценки бизнеса [1].
Рисунок 1.1 - Понятие оценки бизнеса
Оценка стоимости бизнеса связана с его ликвидационной стоимостью. Ликвидационная стоимость – это та цена, за которую любой объект продается на рынке в определенные сроки. Также ликвидационная стоимость – это показатель, который возникает при наличии каких-то чрезвычайных обстоятельств, оказывающих влияние на перемены в обычной рыночной ситуации (например, при банкротстве предприятия).
Факторы, оказывающие влияние на стоимость реализуемого бизнеса:
- экономическая обстановка на рынке;
- прямая зависимость стоимости ликвидации от срока продажи субъекта, известная под названием «срок экспозиции». Он зависит от типа недвижимости, исходной стоимости реализации и уровня спроса;
- уровень привлекательности субъекта на рынке, который определяется конкретными характеристиками. Он зависит от спроса на тот или иной тип объектов.
Ликвидационная стоимость определяется:
перед предприятием стоит угроза банкротства;
оценка деятельности субъекта хозяйствования показала превышение ликвидационной стоимости компании перед той, которая будет в процессе осуществления деятельности.
Прямая методика предполагает расчет ликвидационной стоимости с использованием сравнительного подхода (прямое сравнение с подобными предприятиями и метод корреляционного и регрессионного анализа).
Косвенная методика, предполагающая расчет стоимости посредством рыночной оценки стоимости бизнеса. В данном случае ликвидационная стоимость – это рыночная цена минус стоимость фактора вынужденной реализации предприятия. Именно в определении величины указанного фактора и состоит основная трудность. Поэтому, в основном, на отечественном рынке стоимость вынужденной реализации определяется экспертным путем.
При возникновении малейшей нестабильности в экономике государства на цену субъектов хозяйствования начинают оказывать влияние факторы, основным из которых является ограничение в сроках реализации. Так, если рыночной ситуации присуща некоторая стабильность, то так называемый "срок экспозиции" может быть специалистами определен, основываясь на статистической информации. При наличии сложной нестабильной ситуации такой расчет уже не будет характеризоваться точностью и достоверностью. Поэтому целесообразно в данном случае использовать методы экспертной оценки. Нельзя забывать и тот факт, что точность проведения оценки стоимости ликвидации зависит от профессионализма и опыта оценщика.
Понятие «ликвидационная стоимость» может применяться как к субъекту хозяйствования в целом (оценка бизнеса), так и к отдельным его составляющим. В качестве примера можно привести оценку стоимости ликвидации основных фондов. К данному объекту могут быть применены все методики и факторы, перечисленные выше.
Современный подход к оценке стоимости бизнеса был заложен в 20-х гг. в Америке. Именно тогда появился термин, который до сих пор используются в мировой практике, например, «гудвилл» или стоимость деловой репутации фирмы, оценка нематериальных активов. Созданные принципы оценки бизнеса дали представление о том, как увеличится прибыльность определенной фирмы по сравнению с аналогичными компаниями. Оценка бизнеса учитывает репутацию компании, его торговой марки.
Сегодня такая оценка связана с многообразными формами, среди которых можно выделить измерение суммы денежных средств и доходов, которые получены бизнесом, поступили в данный момент или поступят в будущем. Однако когда речь идет о стоимости гудвилла, то важным фактором становится стабильность персонала, торговая марка, которые способны влиять на конечный результат для оценки бизнеса.
Оценка стоимости бизнеса – это выполнение определенных действий [2], которые начинаются с анализа контрольных пакетов акций предприятий. Выполнение этого действия позволяет получать четкое представление о цене бизнеса. После этого производятся оценки пакетов миноритарных акций, комплекса имущества (активов бизнеса). Помимо имущества оценивается также рыночное и финансовое состояние фирмы.
Для того, чтобы компания подверглась оценке бизнеса, она должна в любом случае приносить владельцам прибыль. Современные методы оценки стоимости бизнеса направлены на получение информации о будущей прибыли компании заранее.
Таким образом, оценка стоимости бизнеса – это необходимая и полезная процедура, поскольку с ее помощью можно [3]:
- управлять эффективно бизнесом;
- принимать управленческие и другие виды решений;
- составлять продуктивные бизнес-планы;
- реорганизовывать компанию;
- выявить кредитоспособность фирм;
- оптимизировать налоговую политику бизнеса.
1.2 Основные этапы и методы оценки стоимости компании
Оценка стоимости бизнеса предполагает выполнения нескольких этапов.
сбор информации о фирме.
анализ рынка, на котором действует фирма.
проведение расчетов.
утверждение результатов, получаемых в итоге выполнения процедуры.
составление отчета по оценке бизнеса [4].
На рисунке 1.2 показано, что предприятие или фирма оценивается при помощи трех основных подходов: [5]
доходный,
затратный
сравнительный.
Рисунок 1.2 - Методы оценки стоимости бизнеса
Выполнение анализа по отечественным организациям регламентируется отраслевым ФЗ, а также федеральными стандартами (ФСО).
В каждом подходе предусматриваются свои методы оценки.
Затратный подход базируется на 2 способах: методе чистых активов и ликвидационной стоимости. Они применяются почти при всех трансформациях организации. Анализ выполняется при приобретении либо продаже производства, акционировании фирмы, поглощении, слиянии и так далее.
Затратный подход анализа бизнеса обладает одним ключевым признаком, выделяющим его среди прочих. Оценка бизнеса методами затратного подхода является поэлементной. В рамках анализа
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балтакса, П.Н., Кливец, П.Г. Слагаемые эффективности. - М.: Экономика, 2014. - 94 с.
2. Бандурин, А.В., Гуржиев, В.А. Нургалиев, Р.З. Финансовая стратегия корпорации, 2014. – 335с.
3. Безруких, П.С. Бухгалтерский учет. - М.: Бухгалтерский учет, 2015. – 225с.
4. Бобылева, А.З. Финансовое оздоровление фирмы М.: Дело, 2016. – 256с.
5. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азриляна – М.: Фонд «Правовая культура», 2015. – 764 с.
6. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса и инноваций. - М.: Дело и сервис, 2014.- 632 с.
7. Валдайцев, С.В. Оценка бизнеса: учебное пособие. - М.: Проспект, 2014.-253 с.
8. Гаврилова, Н. Институт банкротства: о новом этапе становления //Российский экономический журнал. – 2015. - № 8. – С.28-31.
9. Грибовский, С.В. Методы капитализации доходов: Курс лекций. / С.В. Грибовский. – Санкт-Петербург, 2015. – 172 с.
10. Григорьев, В.В., Островкин, И.М. Оценка предприятий: Имущественный подход. / В.В. Григорьев. - М.: Финансы и статистика, 2014 – 325с.
11. Грязнова, М.А. Оценка стоимости предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 544 с.
12. Еленева Ю.Я., Ковалев А.П.Оценка рыночной стоимости машин и оборудования. – М.: МАОБК, 2013. – 98 с.
13. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.Оценка бизнеса. – Спб.: Питер, 2013. – 612 с.
14. Карцев П. Учетная самобытность: оценка для целей МСФО // Оценочная деятельность. – 2014. - №3. – с. 62- 72.
15. Карцев П. Учетная самобытность: оценка для целей МСФО // Оценочная деятельность. – 2013. - №3. – с. 62- 72.
16. Козырь Ю.В.Стоимость компании: оценка и управленческие решения. – М.: Альфа, 2016. – 452 с.
17. Корягин, А.Н., Вишневская, И.А. Правовые основы производства судебной экспертизы по оценке. // Вопросы оценки. – 2015.- №3. – С.5 – 11.
18. Кошкина, М. О рыночном подходе к оценке приватизируемого предприятия. // Консультант директора. - 2015. - №16. - С. 3-12.
19. Кузин, Н.Я. Рыночный подход к оценке стоимости зданий и сооружений. - М.: Финансы и статистика, 2016. – 452с.
20. Лаврухина, Н.В., Кручинин, И.А., Коробкин, Ю.Н. Оценка бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М.: Высшая школа, 2014. – 367с.
21. Оценка бизнеса: Учебно-методическое пособие. / Под редакцией А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 511 с.
22. Печерский, А. Управление стоимостью компании: плюсы и минусы // Генеральный директор. - 2014. - № 4. - С. 67-72.
23. Райли Р., Швайс Р. Оценка бизнеса – опыт профессионалов // Финансовый директор. – 2015. - №12. – С. 23- 29.
24. Ревуцкий, Л.Д. Фундаментальная ценность, фундаментальная стоимость и справедливая стоимость предприятия: понятия, показатели и методы их определения // Вопросы оценки. – 2015.- №3. – С.16 – 22.
25. Родионов, И.И., Старюк, П.Ю. Управление стоимостью компании как основная задача эффективного собственника Учеб.пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 516 с.
26. Русейко А. Особенности судебной экспертизы: что должен знать оценщик // Оценочная деятельность. – 2013. - №4. – с. 53- 61.
27. Рутгайзер, В.М. Оценка стоимости бизнеса. – М.: Маросейка, 2013. – 484 с.
28. Самбурский, А.М., Ходоровский, М.Я. Метод управления стоимостью компании, основанной на концепции сбалансированной системы показателей // Журнал экономической теории. - 2013. - № 2. - С. 76-88.
29. Таль Г.К., Григорьев В.В., Бадаев Н.Д., Гусев В.И., Юн Г.Б. Оценка предприятий: доходный подход. Режим доступа: http://diplomart.ru/library/l0004.html
30. Чиркова, Е. Как оценить бизнес по аналогии. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2014. - 232 с.
31. Шафронов, А. Новый подход к эффективности производства // Экономист. - 2014. - №4. - С.82-87.
32. ШимДжей К., СигелДжоэд Г. Методы управления стоимостью и анализ затрат/ Пер. с англ. - М.: Филинъ, 2015. - 344 с.
33. Шпилевская Е.В., Медведева О.В. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). – Ростов на Дону: Феникс, - 2015. – 346 с.
34. Шуляк, П.Н. Финансы предприятий: Учебник.- 2-е изд. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2015.-752 с.
35. Щербаков В.А., Щербакова Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). / В.А. Щербаков. – М.: Издательство Омега, 2015. – 288 с.
36. Яценко, А. Оценка недвижимости: затратный подход. Режим доступа: https://www.lawmix.ru/bux/141352
37. Яценко, А., Лукашик, П. Оценка недвижимости: доходный подход // Финансовая газета. – 2015. - №14. – С. 3 – 6.