Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Сегодня в мировой экономике на основе знаний и инноваций как важнейших качественных факторов экономического роста формируется новая парадигма развития национальной экономики, предполагающая коренную корректировку ее составляющих и их взаимосвязей, а также обусловливающая необходимость постоянного повышения производительности в условиях ограниченного первичного ресурсы. Это связано с тем, что инновационная деятельность активизировалась в разных секторах и на разных структурных уровнях национальной экономики, регионов и всей мировой экономики.
В настоящее время инновации становятся стратегическим фактором и главной движущей силой развития, обеспечивая конкурентное преимущество.
Основа инновационного процесса в современных условиях определяется логикой развития рынка.
Логика развития рынка позволяет выявить и сравнить основные тенденции экономического и технологического развития, а также оценить их в соответствии с принципом востребованности обществом научной продукции.
У России есть свой уникальный опыт внедрения инновационных моделей экономического развития, и сегодня его можно охарактеризовать как опыт проб и ошибок.
Однако наблюдаемая в последнее время специфическая ситуация внедрения инновационного процесса в России не соответствует стратегическим целям ее развития.
Несмотря на то, что была объявлена инновационная социально-ориентированная модель развития, инновации еще не стали определяющим фактором экономического роста России. Сегодня развитие всей страны по-прежнему отстает от ведущих стран мира, а доля инноваций и разработок среди ее регионов увеличивается.
Поэтому сегодня в России необходимо модифицировать существующие методы инноваций и развития и адаптировать хорошо известные новые принципы и механизмы экономических инноваций и развития в соответствии с существующими условиями.
Объект исследования – Нижегородская область.
Предмет исследования – повышение инновационного потенциала региона на основе модернизации инновационной инфраструктуры.
Цель курсовой работы – изучение региональной инновационной политики Нижегородской области и механизмы её реализации.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность и основные понятия инновационной политики предприятия;
выявить проблемы разработки антикризисной инновационной политики предприятий региона;
охарактеризовать инновационную инфраструктуру Нижегородской области;
– сформулировать перспективы развития инновационной инфраструктуры и роль правительства региона.
Особенности инновационной политики предприятий, в зависимости от региона, изучались в трудах отечественных и зарубежных ученых в области экономики. К таким исследователям относятся К.А. Гореликов, Е.П. Жарковская, А.Т. Зуб, А.Г. Ивасенко, Т.А Колесникова, М.С. Комов, Э.М. Коротков и др.
Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы региональной инновационной политики
1.1. Сущность и механизмы реализации региональной инновационной политики
Региональная инновационная политика имеет отличительные особенности по сравнению с федеральной политикой. В частности, одной из главных целей региональной политики в области инноваций является содействие развитию малых форм инноваций и предпринимательства. Опыт развитых стран мира показывает, что для развития малых инновационных предприятий в этой сфере важно не столько предоставлять различные налоговые льготы, сколько развивать инновационную инфраструктуру, которая является базовой составляющей инновационного потенциала территории.
Необходимо подходить к управлению инновационными процессами на региональном уровне с точки зрения стратегического менеджмента. Попытки решить оперативные задачи в области инноваций гораздо менее эффективны, чем постановка инновационных целей, выбор средств для достижения этих целей и инновационные стратегии, привлекающие эти источники средств.
Результатом реализации инновационной стратегии в этом регионе должны стать: новый уровень качества ресурсосбережения, повышение производительности труда, повышение фондоотдачи, снижение материалоемкости, энергоемкости и капиталоемкости продукции для достижения ее высокой конкурентоспособности.
Государственная поддержка инновационной деятельности на региональном уровне может осуществляться в следующих формах:
* Распределять бюджетные и внебюджетные финансовые ресурсы (государственные заказы, гранты, займы) между различными областями исследований и разработок в соответствии с разработанной системой научных приоритетов, тем самым непосредственно стимулируя исследования и разработки;
* Государство косвенно стимулирует науку и ее достижения в государственном и частном секторах экономики посредством налогообложения, амортизации, патентов, таможенной политики и поддержки малых инновационных предприятий;
•Предоставлять различные преимущества основной части инновационного процесса (непосредственно предпринимателям, которые внедряют инновации, и элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную поддержку);
*Формирование благоприятной инновационной атмосферы в экономике региона и научно-исследовательской инфраструктуре, включая научно-технические информационные услуги, патенты и лицензии, стандартизацию, сертификацию, статистику и т.д.).
Когда речь заходит о государственной поддержке инновационного бизнеса, обычно в первую очередь подразумевается предоставление налоговых льгот. Фактически, в некоторых странах в течение многих лет использовались дополнительные льготы для стимулирования притока частного капитала в сферу НИОКР - так называемые дополнительные стимулы, которые позволяют компаниям вычитать 100% средств, используемых на НИОКР, из налоговой базы, иногда больше, чем если бы компания использует свои средства на НИОКР и закупку необходимого оборудования, но в настоящее время прибыли недостаточно, чтобы в полной мере использовать установленные налоговые льготы, а законодательство многих стран предусматривает возможность передачи этого права на будущее.
Эксперты отмечают, что предоставление льгот может быть связано с некоторыми негативными последствиями. Преференции и изъятия объектов налогообложения в определенной степени сузили круг и налоговую базу налогоплательщиков, поставили налогоплательщиков в неравные условия и размыли обязательный характер уплаты налогов. Кроме того, существуют местные причины коррупции.
Однако, по мнению многих экспертов, преимущества налоговых льгот перевешивают возможные негативные последствия. Вот почему системы социального обеспечения и субсидий так распространены в мировой практике. В случае необходимости структурной перестройки экономики представляется более разумным принять дифференцированный налоговый подход, чем проводить политику равного снижения налогов для всех.
Региональным властям следует уделять особое внимание развитию духа малых предпринимателей в сфере инноваций. Как мы все знаем, если мы говорим о разработке, которая не требует больших инвестиций и крупных инноваций, то эффективность небольших научно-исследовательских компаний часто выше, чем у крупных организаций.
Удельные затраты на НИОКР небольших высокотехнологичных компаний часто в несколько раз выше, чем у крупных компаний, что помогает им быстрее и эффективнее выходить на рынок инноваций. Творческие группы небольших компаний должны работать в областях, где исследователи не являются профессионалами, потому что для небольших компаний невозможно иметь экспертов во многих областях знаний. Иногда это помогает зарождаться новым оригинальным идеям и новым способам решения проблем, с которыми эксперты слишком хорошо знакомы.
Опыт развитых стран мира показывает, что для развития малых инновационных предприятий в этой сфере важно не столько предоставлять различные налоговые льготы, сколько развивать инновационную инфраструктуру, которая является базовой составляющей инновационного потенциала территории. Малому бизнесу необходимо сотрудничать с организациями, предоставляющими информацию, кредиты, маркетинг, патенты и другие услуги, чтобы помочь сформировать наукоемкие секторы экономики и создать эффективные инновационные механизмы.
В современной литературе инновационная инфраструктура определяется как совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих производственных и технологических систем, организаций, компаний и соответствующих организационных и управленческих systems.这些系统对于有效实施创新活动和innovations.In Современные условия и инновационная инфраструктура во многом определяют скорость экономического развития и рост благосостояния населения региона.
В этом регионе важно не только создать инновационную инфраструктуру с традиционными компонентами, но и обеспечить конструктивный характер этой инфраструктуры и продвигать ее к конечному результату. Кроме того, поток информации, включая обратную связь, должен быть соответствующим образом скорректирован (это обеспечит непрерывный анализ промежуточных и конечных результатов). Следовательно, замкнутая система управления инновациями может быть обеспечена по программе: инновации-инвестиции-мониторинг конечного результата-инвестиции и т.д.
Важным вопросом в регионе является создание эффективного механизма информационной поддержки инновационной деятельности. Субъекту инновационной деятельности в первую очередь необходима упорядоченная технико-экономическая, рыночная и коммерческая, статистическая информация, а также информация о характеристиках промышленной продукции, технологий, машин и оборудования, материалов, видов услуг и т.д. Здесь важная роль принадлежит маркетингу инноваций и инновационной деятельности.
По аналогии с транспортной инфраструктурой мы можем сказать, что инновационная инфраструктура - это все информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, которые помогают новой идее (как бы на ходу) получить ее фактическую реализацию и найти (рис. 1.1).
Рисунок 1.1 Структура реализации
Итак, для успешной реализации инновационной стратегии в регионе необходимо осуществить ряд научных, организационных и технических мер:
1. Сформулировать концепцию инновационной деятельности и развития инновационной инфраструктуры, а также определить стратегические цели и средства для достижения этих целей;
2. Сформулируйте план инноваций и развития региона на ближайшее будущее (в форме адресного документа объясните комплекс мер, направленных на достижение целей инноваций и развития региона по ресурсам, исполнителям и срокам);
3. Включить основные положения плана инновационного развития в стратегию социально-экономического развития региона;
4. Организовывать практическую деятельность органов местного самоуправления по принятию и реализации соответствующих нормативных и правовых актов, а также осуществлять организационные и информационные мероприятия по поддержке инновационной деятельности.
Очевидно, что развитие инноваций необходимо для диверсификации экономики, но проекты в этой области часто характеризуются повышенным уровнем риска, и страна должна разделить некоторые риски с предпринимателями. В частности, некоторые научные идеи необходимо довести до такой стадии, когда предприниматели смогут их подхватить. Технопарки, центры коммерциализации технологий и другие элементы инновационной инфраструктуры должны создаваться при участии государства.
С помощью различных элементов инновационной инфраструктуры решаются основные задачи продвижения инноваций, такие как:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление заключение Правительства широкого Нижегородской представляют области системы от 22.12.2021 обеспечивающие № представляют 1210 «сопровождаются Об целом утверждении первой Адресной прибыли инвестиционной целом программы услуг Нижегородской сопровождаются области торгового на зависимости 2022-2024 годыудобством » конечный [Электронный ресурс]. отличительным URL: https://npalib.ru/2021/12/22/postanovlenie-1210-id287151/
2. Абдулина В.Э. внешней Жизненный сопровождаются цикл процесс организации производитель и услуг его информационное практическое широкого применение этом на распределением основе степени анализа воздействие коммерческой представлено организации установление // изыскание Экономика развивающейся и разделении менеджмент разделение инновационных технологий. 2014. распределение № 3. Ч. торговых 1 услуг [Электронный ресурс]. уходящие URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4148 экономическая (дата особенности обращения: 18.12.2022).
3. Абдрахманова, Г.И. системы Рейтинг целом инновационного спроса развития конечный субъектов воздействуют Российской Федерации. прибыли / Г.И. уходящие Абдрахманова развивающейся // Том. прибыли Выпуск 7. изыскание - М.: системы НИУ также ВШЭ, 2021. спроса – продвижении 274 c.
4. Акбердина, В.В. продвижении Механизмы предоставление государственного прибыли управления деятельности в конечному сфере обеспечивающие научно-технологического внешней развития внутренней / В.В. спроса Акбердина изыскание // конечный Вопросы системе государственного мероприятий и производитель муниципального управления. 2020. развивающейся № 4. поставка – С. зависимости 111 поставка - 140.
5. Ануфриева, Л.Ю. установление Понятие элементов и распределение сущность степени инновационной широкого деятельности закупочной / Л.Ю. установление Ануфриева связаны // элементы Экономика степени и социум. 2020. разделении № 6. управление – С. уходящие 351 воздействие - 355.
6. Бокачев, И.Н. Процесс формирования концепции национальной инновационной системы: ключевые проблемы относятся / И.Н. продвижении Бокачев прибыли // установление Вестник воздействуют Российского связанные университета связаны дружбы народов. установление Серия: Экономика. являясь – 2020. воздействие – факторов № 1. управление – С. 98-109.
7. Браташова, В.А. более Государственное элементов регулирование услуг инновационной разделении деятельности первой субъектов внутренней предпринимательства системе в спроса Российской элемент Федерации также / В.А. распределение Браташова элементы // представлено Студенческий: электрон.научн. журн. 2021. также № воздействуют 2 (130). предприятия [Электронный ресурс]. закупочной URL: https://sibac.info/journal/student/130/199941
8. Захарова, Е.В. предоставление Управление розничной инновационной отличительным системой изыскание региона внутренней (на элемент примере отличительным Нижегородской обеспечивающие области) внешней / Е.В. мероприятий Захарова зависимости // распределение Креативная экономика. системы – 2019. внешней – первой Том 13. конечный – розничной № 6. более – С. 1085-1098.
9. Захарова, Е.В. более Информационное процесс обеспечение управление инновационной производитель деятельности особенности в представлено регионе торговых / Е.В. широкого Захарова факторов // также Креативная экономическая экономика, 2018. разделении – производитель № 10.
10. Каверина, Э.В. товаров Нормативно-правовая разделение база места и отличительным государственное целом регулирование широкого инновационной широкого деятельности конечный в воздействие РФ более / Э.В. предприятия Каверина розничной // представлено Приоритетные воздействие направления разделение инновационной системы деятельности информационное в зависимости промышленности: воздействие сборник распределение научных статей. заключение – М., 2020. широкого – С. розничной 94 зависимости - 96.
11. Канарейкин, И.А. увязать Понятие отличительным инновационной внешней деятельности продвижении / И.А. связанные Канарейкин заключение // товаров Научный спроса электронный степени журнал Меридиан. 2020. элемент № 3. распределение – С. деятельности 573 экономическая – товаров 575
12. Региональная этапом экономика управление / представляют под ред. удобством Видяпина В., воздействие Степанова М., только Синдяшкина Н. активную - М.: также Инфра-М, 2012.
13. . представлено Фетисов Г.Г., мероприятий Орешин В. П. разделении Региональная удобством экономика процесс и управление. элемент - М.: торгового РИОР, 2010.
14. . управление Халиков М.С. элементов Экономическая закупочной социология региона. особенности - М.: зависимости Академический системе Проект, уходящие Альма удобством Матер, 2011.
15. Харченко Е.В., широкого Вертакова Ю. В. степени Государственное экономическая регулирование только национальной экономики. закупочной - М.: этапом КноРус, 2011.
16. Холопов В.А. обеспечивающие Государственное представляют и элементов муниципальное управление. распределением - первой Ростов-на-Дону: разделение Феникс, 2010.
17. Чернышова Е.С. внутренней Региональная экономика. относятся Конспект лекций. торговых - М.: системе Приор-издат, 2010.
18. Чирикова А.Е. коммерческая Региональные воздействие элиты России. поставка - М.: места Аспект торгового Пресс, 2010.
19. . элементов Швецов А.Н. заключение Совершенствование связаны региональной политики. элементы Концепции сопровождаются и практика. связаны - М.: разделении Красанд, 2010.
20. Янин А.Н. активную Региональная элемент экономика целом и управление. представлено - М.: услуг Проспект, 2010.
21. Федеральный воздействие закон места от 23.08.1996 распределением N информационное 127-ФЗ (ред. коммерческая от 07.10.2022) «внутренней О торговых науке производитель и факторов государственной услуг научно-технической политикеразделении » системы // товаров Собрании только законодательства РФ. 1996. поставка N спроса 35, ст. 4137.