Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Человек от природы наделен многочисленными способностями (задатками), которые могут быть развиты до уровня гениальности. Еще
Аристотель рассматривал способности как проявление определенных качеств заложенных в душе человека. «Между задатками и проявленными способностями заключается весь путь развития личности» [9, с. 536].
Проблема психологии способностей широко и разнообразно представлена в работах отечественных психологов (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия, Б.М.Теплов, К.К.Платонов, Н.А.Бернштейн, В.А.Крутецкий, Э.А.Голубева, К.В.Макарова, В.Н.Дружинин, В.Д. Шадриков и др.). Развитие общих и специальных способностей выражается в одаренности, таланте, гениальности. «Талант и гений различаются, прежде всего, по объективной значимости и вместе с тем оригинальности того, что они способны произвести. Талант характеризуется способностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в принципе в рамках того, что уже было достигнуто; гениальность предполагает способность создавать что-то принципиально новое, прокладывать действительно новые пути» [9, с. 543].
Талант и гений у С.Л.Рубинштейна выступают как способности. В последнее время проблема способностей и одаренности многогранно представлена в монографии В.Д.Шадрикова и рассматривается в трех измерениях: способности индивида, субъекта деятельности и личности.
Под способностями понимаются «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» [11, с. 102].
Целью данной работы является рассмотрение гипотезы «гениального безумства»: за и против.
Задачи:
- рассмотреть эволюцию взглядов на гениальность и безумие: Аристотель, Ф. Гальтон;
- описать идеи Ч. Ламброзо о гениальности;
- рассмотреть исследования гениальности Э. Кречмером;
- проанализировать гениальность и психическое здоровье личности;
- изучить взгляды на «гениальное безумство» К. Юнга;
- описать примеры гениальности.
Объект исследования – гениальность и безумство с точки зрения психологии. Предмет исследования – различные точки зрения на представление гениальности и безумства.
Глава 1 Теоретические основы рассмотрения соотношения гениальности и безумия
1.1 Эволюция взглядов на гениальность и безумие: Аристотель, Ф. Гальтон
Идея о том, что гениальность и безумие каким-то образом связаны, уходит корнями в древностьво времена Аристотеля. Спустя сто лет данная вера была развита и расширена различными психотерапевтами, психиатрами и психологами. Например, доктор медицины Чезаре Ломброзо в конце XIX века утверждал, что гений и безумие-тесно связанные проявления лежащего в основе дегенеративного неврологического расстройства. Конечно, эта идея не прошла бесследно. Напротив, гуманистические психологи были склонны связывать творчество с психическим здоровьем. Тем не менее, преобладает мнение, что психопатология и творчество положительно связаны.
Многие из самых известных творческих гениев в истории были психически больны, от известных художников Винсента Ван Гога и Фриды Кало до литературных гигантов Вирджинии Вулф и Эдгара Аллана По. Сегодня легендарная связь между гением и безумием уже не просто анекдотична. Все больше исследований показывают, что эти две крайности человеческого разума действительно связаны-и ученые начинают понимать, почему.
Гений и безумие - две неразделимые грани. Мы знаем достаточно людей, давшим полноценную и красочную иллюстрацию этому утверждению. Они сочетали безумие с множеством своих исключительных талантов.
Только безумие зачастую помогает человеку найти блестящий выход из любой неоднозначной ситуации. Человек, который начинает мыслить искаженно, по необычной траектории, сталкивается с мыслями и решениями, которые в обычных обстоятельствах не пришли бы к нему в голову, не побудили на отчаянный, рискованный поступок.
Гениальные люди, как и безумцы - «не от мира сего». Много лет назад «дураков» стали называть «дураками». Считалось, что они видели демонов, невидимых для нормальных, простых людей, и поэтому те кидали в них камни, кричали и сторонились дураков. Гении — это также люди, которые видят то, чего не видят обыкновенный народ, что находится за пределами их понимания, внимания и что непонятно их логике.
Логику вообще необходимо рассматривать и анализировать как препятствие для гениальности [3, с. 92].
Пытаясь объяснить вещи и явления с логической точки зрения, человек не берет во внимание то, что логика не всегда так необходима, как кажется на самом деле. Иногда это просто внутреннее, мысленное препятствие на пути к совершенству, которое необходимо просто лишь преодолеть. Всё-таки сумасшедший человек, чье логическое мировоззрение разрушено, полностью перестает зависеть от некой канонизации, которая присутствует, с точки зрения обычного человека, во всем сегодняшнем мире и новых горизонтах. Открываются новые и совершенно непонятные истины.
Таким образом, мы можем судить о том, что граница между гениальными и сумасшедшими людьми чрезвычайно тонка, уязвима и видна только им самим. Но, с другой стороны, преобладающие в обществе предрассудки часто стирают эту черту, называя гениев сумасшедшими, ничего не понимающими и не мыслящими людьми.
Гениальность - допустимое демонстрирование творческого потенциала каждой отдельно взятой личности. Традиционно проявляется в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «великим творением». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу. Гениальность - невероятное явление, проявление уникальных способностей человеческой природы через личность.
По большей части гений делает всё быстрее и продуктивнее, чем его сверстники, получившие официальное и народное признание в этой же сфере обучения. С эпохи Возрождения внедрилась основная идея гения как особого рода таланта и вдохновения. С того времени обосновалось убеждение, что гений состоит из уникальнейших интересов исключительного человека. Творчество гения и психические расстройства соответствуют и по обращенной наружу аналогии, и так же по внутренней. Все мы уверены, что любой поступок и крайне оригинальная мысль связаны с высшими силами, которые мы зачастую любим отрицать. Поэтому творчество и ненормальные отклонения вызваны божественностью. Подтверждение этому можно найти у Гомера.
Аристотель пытался раскрыть идеи творчества через естественные науки. Единственный, кто сформулировал, что талант - естественный дар, врождённая способность человека, и поинтересовался: «Почему люди, которые были блестящими в философии, или в правительстве, или в управлении? поэзия или искусство - почему все они казались меланхоличными?»
Аристотель заявил: «Нет великого ума без примеси безумия». Мы считаем, что это необыкновенное запечатление, яркий пример исключительного понимания нашими предками событий в реальном времени и пространстве.
В средние века психика и гениальность сталкивались часто. Всемирно известные люди воспринимались остальными как святые и великими, а люди с психическими отклонениями – признавались дураками и заговоренными дьяволом. Ученые продолжали рассматривать взаимосвязь этих понятий и в другие эпохи.
Учителя гениев несомненно занимали значимую нишу в образовании, самосовершенствовании и субъективном росте будущего гения. Европейский культ гения сопровождался формированием философии буржуазной индивидуальности, достигшей своего апогея в эпоху романтизма. Двадцатый век стал ключевым в понимании рассматриваемых терминов, так как стало возможно подтверждение с научной точки зрения с помощью проведённых исследований и опытов. Этот век был богат на писателей, музыкантов, художником, актеров, которые доказывают, что гениальность – качество, которым пользовать и располагать может простой человек [3].
В современном мире с самого детства нас учат воспринимать только нужную, непустую информацию, не давая шанса на то, чтобы человек сам смог обрабатывать материал, отсеивая грязное и ненужное. В школе, колледже, университете нам диктуют правила жизни, устои, мысли, и зачастую человек, который идёт вопреки сложившимся устоям и понятиям, называется дураком и бездельником.
Отличительная черта гения - не одаренность, а способность отличить, заметить новое, не понятное другим людям. В свою очередь, безумные люди – те, кто не сломался внутренне под воздействием современного общества, а переступил, раскрыл в себе талант и возможность рассказать свои безумные, гениальные идеи. Конечно, безумие можно рассматривать с точки зрения медицины, как умалишенного, психически нездорового человека. Но это другая грань личности и, как правило, не связана с способностями человека. Это внутреннее дисгармония, нежелание мириться с внешними убеждениями. Безусловно, если сравнивать два вида безумных людей, описанных выше, то они оба являются неординарными личностями, которых обычные люди не воспринимают всерьёз. Здесь мы имеем яркий пример, как условность, принятая за истину – понятие «нормальности личности» – и субъективность критериев оценки (мотив - личной выгоды), формируют стереотипы разно полюсного отношения к одному и тому же феномену - отличию от условно принятых стандартов.
Только что приведенная теоретическая интерпретация утверждает, что гениальность и безумие имеют общий набор черт. Да, с точки зрения обычного человека, все безумцы и сумасшедшие часто имеют психические нарушения, которые зависят от количества недоброжелателей, внутренний силы гениев справиться и переступить через весь негатив, а так же от признаваемости творческих достижений. В то же время, эти симптомы не эквивалентны явной психопатологии. Помимо того, что характеристики обычно находятся на субклиническом уровне, их эффекты смягчаются положительными качествами, такими как высокая сила эго и исключительный интеллект. Более того, многие из соответствующих компонентов могут подпитываться факторами окружающей среды, которые уменьшают их зависимость от любых психопатологических наклонностей. В целом это означает, что гениальность не является несовместимым с психическим и эмоциональным здоровьем. Это утверждение подкрепляется существованием многочисленных творческих личностей, которые проявляют мало или вообще не проявляют никаких симптомов, выходящих за пределы нормальных исходных линий.