Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Медиадискурс, играя особую роль в поддержании политического дискурса, служит в настоящее
время главным каналом осуществления политической коммуникации, обладает способностью
манипулировать восприятием широкой массовой аудитории, вырабатывает и стимулирует
определенные стереотипы и предубеждения. В пространстве политики, как в семантическом поле
или концептосфере, каждое отдельное СМИ определяет его центр - страну, государство или
регион, в рамках которых они применяют свою шкалу оценок, выделяя «своих» и «чужих» на
основании культурной или этнической принадлежности. Данный дискурс связан с
использованием идеологем, тенденциозной информации, основанной на предубеждении,
которая используется средствами массовой информации в качестве эффективного средства
внушения той или иной точки зрения [27].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИИ В ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННЫХ
МАССМЕДИА
1.1 Особенности негативного образа в СМИ
Образ представляет собой мысленный или вещественный конструкт, репрезентирующий какойлибо объект. В философском энциклопедическом словаре образ трактуется как «формат
перцептивной мысленной репрезентации когнитивной информации об объектах и событиях,
отсутствующих в поле восприятия» [11, с. 594]. Фокус данного исследования - языковые средства
создания образа врага, а именно - врага-мусульманина, в англоязычном массовоинформационном дискурсе [27].
Некоторые исследователи считают наличие образа врага непременным элементом авторитарнототалитарного типа сознания людей с фашистскими или профашистскими настроениями [1].
Наиболее типичный пример представителей данного типа приводит И. Б. Гасанов в своей работе
«Национальные стереотипы и "образ врага"» - это может быть представитель «средних слоев»,
мелкий буржуа, скромный отец семейства, служащий или домохозяйка, которая боится засилья
нацменьшинств: они жадные, хитрые, все захватывают [4].
Одной из центральных категорий современной гуманитарной мысли, имеющей
непосредственное отношение к созданию образа врага, является проблема Чужого. Данный
термин был привнесен в лингвистику дискурса из междисциплинарных исследований
представителей постмодернизма [27].
1.2 Имидж ислама и мусульман в западных СМИ
В настоящее время в западных средствах массовой информации не существует единого
представления об исламе и мусульманах. Несмотря на это, начиная с момента падения Советского
Союза, основной задачей Запада стало изображение ислама в качестве главного врага Запада и
мусульманского мира – в качестве рассадника терроризма, угрожающего западной цивилизации и
её демократическим ценностям. Таким образом, при современном господствующем мировом
порядке – когда все нормы цивилизованного поведения в области внешней политики отброшены
Вашингтоном и его союзниками в Лондоне и Тель-Авиве – мусульмане ассоциируются с
терроризмом. [6, с. 200]
За прошедшие несколько лет произошёл ряд катастроф, причиной которых стала
экспансионистская политика бывшего президента США Джорджа Буша-младшего. Эти бедствия
включают жестокое обращение с пленённым населением Ирака и Афганистана, издевательства
американских и британских войск над заключёнными из мусульманских стран, полное
пренебрежение к правам военнопленных. Мы также оказались свидетелями жестокого
обращения с теми, кто подозревается в сопротивлении или противодействии американской
оккупации их стран, а также лживой пропаганды, целью которой являлось сокрытие реальных
целей и преступлений против человечества, задуманных и совершённых неоконсерваторами из
Вашингтона и Лондона. [5, с. 241-250]
Нужно ли говорить, что так называемый «Исламский вызов» базируется на утверждениях,
которые в реальности ничем не подкреплены. Они скорее представляют в ложном свете,
искажают и вводят в заблуждение, чем просвещают и информируют. [12, с. 15]
Но политические манипуляторы от правых и христианские фундаменталисты способны без труда
спровоцировать серьёзный кризис между мусульманским миром и Западом. Стоит только
вспомнить случай с карикатурами на пророка Мухаммеда. Истинная цель публикации этих
карикатур некоторыми датскими и норвежскими правыми газетами заключалась в попытке
спровоцировать враждебную реакцию мусульман и тем самым вызвать чувство негодования и
обиды у мусульман и христиан друг к другу. Они попытались прикрыть свою анти-исламскую
кампанию дымовой завесой аргументов, согласно которым публикация карикатур является
демонстрацией западной свободы самовыражения. Они проявили себя ксенофобами и расистами
и выказали неуважение к культуре иммигрантов в Европе и, в особенности, к культуре ислама. Как
оскорбление чувств более чем миллиарда мусульман может послужить интересам свободной
прессы, свободы самовыражения или гражданских свобод? «Свобода самовыражения» –
хвалёный идеал этого джентльмена – была ограничена оскорблениями пророка Мухаммеда и,
очевидно, не включала в себя оскорбления богов и пророков других основных религий.
Вместе с тем, очень важно понимать стратегические цели, которые преследуют такие редакторы и
издатели. Им удалось добиться своего – максимально спровоцировать мусульман во всём мире и
вызвать презрение и ненависть к ним со стороны последователей других религий. Как и
следовало ожидать, мусульмане были оскорблены в своих чувствах, следствием чего стал ряд
ужасных происшествий в различных частях земного шара. Однако бурно отреагировавшая
общественность не поняла, что попала в ловушку, расставленную антимумульманскими
нечестивцами, которые при помощи провокации достигли своей цели – была подготовлена почва
для повторения старых обвинений: мусульмане – фанатичные, взрывные и иррациональные, они
– «террористы»! Пропасть между «ими» и «нами» в качестве культурных противоположностей
стала шире и глубже. [4, с. 262]
Антимусульманские СМИ продолжают штамповать стереотипы, которые изображают мусульман
более склонными к конфликтам и насилию, чем представители Запада. Для укрепления этого
имиджа известия о конфликтах в мусульманских странах преподносятся как самоочевидная
истина. Существует общая тенденция к чрезмерному упрощению или полному игнорированию
различных тенденций и социально-экономических факторов, которые ведут к нестабильности и
конфликтам в различных мусульманских странах. Предлагаемые разъяснения и выводы иногда
основываются на скрытых, но чаще всего на явных допущениях о превосходстве Запада и «иудеохристианской» культуры. При этом исламский мир считается эпицентром жестокости и
дисгармонии. [11, с. 75]
ГЛАВА 2 СОЗДАНИЕ ОБРАЗА ВРАГА КАК МАНИПУЛЯТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО
МЕДИАДИСКУРСА
2.1 Описание процесса формирования негативного образа ислама
В настоящее время мы можем наблюдать процесс формирования отрицательного представления
о Чужом-мусульманине (The Muslim Other) в англоязычной прессе. Противостояние Востока и
Запада, христианства и ислама имеет глубокие корни. Например, Чужими для европейцев со
времен Средневековья были именно приверженцы ислама: с ними воевали, заключали мир,
торговали, поддерживали культурные и интеллектуальные связи [18]. Последующая колонизация
европейцами ближневосточных и азиатских территорий способствовала тому, что европейцы и
мусульмане длительное время находились в состоянии вражды. Данная ситуация подтверждает
гипотезу американских социальных психологов Т. Шибутани и К. М. Квана о том, что образ чужой
этнической группы в сознании народа определяется характером его собственных исторических
взаимоотношений с этой группой [25]. Представители господствующей группы воспринимают
зависимую народность, прежде всего, сквозь призму своего главенствующего положения.
Порабощенные народы рассматриваются как низшие, дикие, неполноценные, нуждающиеся в
опеке и руководстве.
В последние десятилетия тема ислама и мусульман в англоязычном медиадискурсе приобрела
еще большую остроту, чему способствовал, наряду с многочисленными терактами,
совершаемыми представителями радикального ислама в странах Западной Европы, бурный
приток населения преимущественно из мусульманских стран в Северную Америку и Западную
Европу начиная с 2000-х, тяжелая ситуация с сирийскими беженцами в 2015 и 2016 гг. Вместе с
тем отметим, что в ряде либеральных СМИ Чужой-мусульманин
не всегда представлен с негативной стороны, однако нельзя отрицать, что преобладающая точка
зрения безусловно опирается на враждебное представление о мусульманах.
Российский политолог и публицист Ш. З. Султанов в своей работе «Сотворенные верой: ислам как
основная проблема для Запада» приводит высказывания лидеров западноевропейских стран и
авторитетных ученых, недвусмысленно указывающие на антиисламские настроения в
политической среде Запада последних лет. Так, по словам бывшего генерального секретаря НАТО
Дж. Колфена, «есть старое противостояние между нами и исламом, которое рано или поздно
возобновится, и мы не знаем, кто выиграет это сражение». М. Тэтчер, будучи премьер-министром
Великобритании, так оправдывала необходимость сохранения НАТО: «Западной цивилизации
угрожает опасность еще большая, чем коммунизм, и это ислам». М. Сала, профессор
Американского университета в Вашингтоне не сомневается в том, что отношения Запада с
исламскими государствами будут враждебными, он подчеркивает, что говорить о разнице между
исламом экстремистского толка и умеренным исламом было бы неверно. Разница состоит лишь в
том, какие тактические приемы используют представители исламских организаций [10].
Известный американский социолог и политолог С. Хантингтон в своей книге «Столкновение
цивилизаций» подчеркивает, что основная проблема Запада - не исламский фундаментализм как
таковой. Это - весь ислам в целом, который есть не что иное, как иная цивилизация. В конце
двадцатого века конфликт между исламом и странами, исповедующими иудео-христианские
ценности, достиг апогея. Автором сформулированы причины, которые привели к обострению
противостояния.
2.2 Манипулятивные технологии в практике современных массмедиа на примере создания
негативного образа ислама
Наш анализ показал, что в медиадискурсе диапазон используемых лингвистических средств
объективации негативного образа ислама чрезвычайно широк. Рассмотрим лишь некоторые из
них. Так, большая часть упоминаний ислама и мусульман в англоязычной прессе связана с
осуществлением актов насилия со стороны мусульман в отношении как немусульман, так и
мусульман, исповедующих ислам иного толка. Подавляющее большинство лексических единиц
(далее ЛЕ), составляющих окружение лексем Muslem - мусульманин, мусульманский, Islam -
ислам, Islamic - исламский, связано с агрессией, насилием, нанесением физического ущерба. При
этом используются ЛЕ, вербализующие различные способы насилия и уничтожения, наряду с ЛЕ,
номинирующими орудие насилия/убийства (to murder - убивать, to destroy - разрушать, to bomb -
бомбить, to blow up - взрывать, to behead - обезглавливать, to execute - казнить, to rape -
насиловать и др.): This country is a free country but we can't even speak anymore without wondering if
some Muslim will murder us [26]. / Это свободная страна, но мы даже не можем высказать свое
мнение без того, чтобы не задуматься - а вдруг какой-нибудь мусульманин убьет нас? (здесь и
далее перевод автора статьи - Э. Н.). В следующем примере прямо утверждается, что насилие
заключено в природе ислама. Мусульмане, не имея в поле зрения врага, убивают своих
единоверцев исключительно потому, что не могут не убивать. Погибая при этом сами, они
считаются мучениками: The split within Islam began the day Mohammed died and it has grown more
violent ever since. There is a good reason for this: Islam is a violent and warring belief. It is so violent
that if unable to kill a perceived enemy, it turns on its own, ending lives in a hail of bullets or in a
premeditated explosion from a suicide bomber. The killers are then instantly dubbed martyrs-for-Allah
for killing fellow Muslims who did not follow Islam as their sect interprets Islam [Ibidem]. / Раскол
внутри ислама начался со смертью Пророка Мухаммеда и с тех пор становился всё более
жестоким. Этому есть причина: ислам - это жестокая и воинственная религия. Ислам настолько
кровожаден, что, не имея возможности убивать предполагаемого врага, он нападает на своих
приверженцев, отнимая жизни под градом пуль или заранее спланированным взрывом
террориста-смертника. Убийц тут же называют мучениками во славу Аллаха за то, что они
уничтожили своих братьев-мусульман, исповедовавших ислам иного толка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образ представляет собой мысленный или вещественный конструкт, репрезентирующий какойлибо объект. В философском энциклопедическом словаре образ трактуется как «формат
перцептивной мысленной репрезентации когнитивной информации об объектах и событиях,
отсутствующих в поле восприятия»
Некоторые исследователи считают наличие образа врага непременным элементом авторитарнототалитарного типа сознания людей с фашистскими или профашистскими настроениями
Наиболее типичный пример представителей данного типа приводит И. Б. Гасанов в своей работе
«Национальные стереотипы и "образ врага"» - это может быть представитель «средних слоев»,
мелкий буржуа, скромный отец семейства, служащий или домохозяйка
Одной из центральных категорий современной гуманитарной мысли, имеющей
непосредственное отношение к созданию образа врага, является проблема Чужого. Данный
термин был привнесен в лингвистику дискурса из междисциплинарных исследований
представителей постмодернизма [27]. Чужой - это, прежде всего, не-Я, Чужой противостоит мне,
моим ценностям, моему мировоззрению. Данная философская категория имеет древнюю
историю - Платон использовал этот термин для описания взаимоотношений Наблюдателя (Я) и
Наблюдаемого (Чужого)
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, 2001. 416 с.
2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://bse.scilib.com/article083207.html (дата обращения: 27.11.2015).
3. Боришполец К. П. Методы политических исследований. М.: Аспект Пресс, 2005. 221 с.
4. Гасанов И. Б. Национальные стереотипы и «образ врага». М.: РАУ, 1994. 258 с.
5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. СПб.: Ювента; Наука, 1998. 315 с.
6. Костерева О. А. Образ врага в отечественной политической культуре периода Холодной войны.
Опыт анализа визуального источника [Электронный ресурс]. URL:
http://psyfactor.org/lib/propaganda17.htm (дата обращения: 06.07.2016).
7. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 605 с.
8. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Минск: Логвинов, 2004. 272 с.
9. Никитина К. В. Технологии речевой манипуляции в политическом дискурсе СМИ (на материале
газет США): автореф. дисс. ... к. филол. н. Уфа, 2006. 21 с.
10. Султанов Ш. З. Сотворенные верой: ислам как основная проблема для Запада [Электронный
ресурс]. URL: http://old. zavtra.ru/content/view/2008-10-0851/ (дата обращения: 06.07.2016).
11. Философия: энциклопедический словарь / ред. А. А. Ивин. М.: Гардарики, 2006. 1072 с.
12. Фрейд З. «Я» и «Оно» // История психологии: хрестоматия / отв. ред. П. Я. Гальперин, А. Н.
Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. С. 184-188.
13. Carbo T. Who Are They? The Rhetoric of Institutional Policies toward the Indigenous Populations of
Postrevolutionary Mexico // The Language and Politics of Exclusion: Others in Discourse. L.: Sage
Publications, 1997. P. 65-88.
14. Caulfield P. Muslim Mothers in India Charged with "Honor Killings" [Электронный ресурс]. URL:
http://www.nydailynews. com/news/world/muslim-mothers-india-charged-honor-killings-stranglingdaughters-married-hindu-men-article-1.144132 (дата обращения: 19.08.2016).
15. Dijk T. A. van. Prejudice in Discourse. Amsterdam: Benjamins, 1984. 156 p.
16. Dowling P. Donald Trump Tells Anderson Cooper the Truth [Электронный ресурс]. URL:
http://eaglerising.com/31376/ on-islam-trump-preaches-truth (дата обращения: 06.07.2016).
17. Helleiner J., Szuchewycz B. The Irish Press and the Travelling People // The Language and Politics of
Exclusion: Others in Discourse. L.: Sage Publications, 1997. P. 109-131.
18. Hentsch T. Imagining the Middle East. Montreal: Black Rose Books, 1992. 218 p.
19. Huntington S. The Clash of Civilizations and Remaking the World Order. N. Y.: Simon & Schuster,
1996. 368 p.
20. Karim K. H. The Historical Resilience of Primary Stereotypes: Core Images of the Muslim Other // The
Language and Politics of Exclusion: Others in Discourse. L.: Sage Publications, 1997. P. 153-183.
21. Keen S. Faces of the Enemy: Reflections of the Hostile Imagination. San Francisco: Harper & Row,
1986. 199 p.
22. Reeves R. Women and Islam [Электронный ресурс]. URL:
http://www.realclearpolitics.com/articles/2009/04/18/women_ and_islam_96046.html (дата
обращения: 06.07.2016).
23. Rimstead R. Subverting Poor Me: Negative Constructions of Identity in Poor and Working Class
Women's Autobiographies // The Language and Politics of Exclusion: Others in Discourse. L.: Sage
Publications, 1997. P. 249-280.
24. Rimstead R. Visits and Homecomings: Notes toward Discovering the Psychosocial Places of Poverty
// Textual Studies in Canada. 1994. № 5. P. 46-63.
25. Shibutani T., Kwan K. M. Ethnic Stratification. N. Y.: Macmillan, 1967. 626 p.
26. Stock B. The Sleeping World Is Awakened to the Dangers of Islam [Электронный ресурс]. URL:
http://www.renewamerica.com/ columns/stock/041128 (дата обращения: 06.07.2016).
27. The Language and Politics of Exclusion: Others in Discourse (Communication and Human Values) /
ed. S. H. Riggins. L.: Sage Publications, 1997. 294 p.
28. Wodak R. Das Ausland and Anti-Semitic Discourse // The Language and Politics of Exclusion: Others
in Discourse. L.: Sage Publications, 1997. P. 65-88.