Фрагмент для ознакомления
2
В современной науке социокультурные трансформации, которые проявляются как в прошлом, так и в настоящем, становятся одной из наиболее значимых проблем, привлекающих исследователей из самых разных областей научного знания. Особое значение приобретает праздничная культура – важнейший элемент исторического и социального бытия. Она является одной из самых подвижных и эмоционально насыщенных сфер жизни человека.
Связь будних и праздничных дней, их баланс в календаре – это тот механизм, который дает ощущение солидарности и консолидации в обществе. Кроме того, праздничная культура является одной из важнейших областей, в которой происходит трансляция ценностей и нравственных установок общества, т. е. идет социализация человека, включение индивида в структуру и культуру социума и формирование религиозных, корпоративных, национальных, общественных, частных и семейных форм. Все это способствует самоопределению человека в обществе и государстве, составляя шаг за шагом его мировоззренческую позицию.
Исследованиями современных российских праздников занималась В. И. Попова в своей диссертации «Праздник как форма культурной памяти: государственные праздники России XX – начала XXI в.». В этой работе рассматриваются методологические подходы к изучению праздников и описываются их трансформации на стыке веков .
Аналогичными вопросами интересовался еще один исследователь – Н. М. Андрейчук. В его статье «История и современность государственных праздников России» характеризуется процесс эволюции российских праздников и даются рекомендации по углублению их мемориальной составляющей . Хочется упомянуть В. Н. Крылову, которая в работе «Проблемы и перспективы современной российской праздничной культуры» делает акцент на национально-культурной идентичности российского праздника и говорит о важности преемственности традиций и трансляции ценностей посредством праздничной культуры . Несмотря на то, что праздничная культура России разнопланово изучалась отечественными учеными, до сих пор не проводилось серьезных исследований о том, как воспринимается жителями России современный праздник, трансформировавшийся из праздничной культуры СССР.
Очевидно, что в России XXI в. происходит пересмотр новых и старых ценностей, а также все еще продолжаются попытки поиска новой национальной идеи и осмысление культурного опыта прошлого. Современная Россия пытается преодолеть культурную изоляцию, возникшую из-за закрытых границ и ограничения влияния западных ценностей. Вместе с этим формируется новая российская культура, возрождающая опыт Российской империи и перерабатывающая опыт Советского Союза, оформляется новый праздничный календарь .
Большое место в праздничной культуре времен СССР занимают парады.
Цель данного исследования: изучение парадов в советской праздничной культуре.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1. Изучить понятие праздничной культуры и её значение в советское время
2. Выяснить значение, функции, смысл и особенности советских парадов
3. Рассмотреть историю парадов во время существования Советского Союза
Объект исследования: праздничная культура СССР.
Предмет исследования: парады в праздничной культуре СССР.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Понятие праздничной культуры и её значение в советское время
Праздник с древних времени присутствует в жизни людей и является неотъемлемой ее частью. Он стал центром исследования множества ученых. Например, М. Бахтина, С. Гуревича, В. Проппа, О. Фрейденберга, А. Лосева, Д. Лихачева и др.
Понятие «праздник» имеет множество определений. М.М. Бахтин определил праздник как «первичную форму человеческой культуры, которая всегда имела существенное смысловое миросозерцательное содержание» . В культурологии праздник рассматривается как «противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере» . Несмотря на некоторые различия, можно выделить сходства данных определений, что позволяет сделать следующий вывод.
Праздник - особое явление культуры, существующее в ее пространстве уже многие столетия. Он отражает особенности каждой культуры, выполняет ряд функций: релаксационно-эмотивную; воспитательную; аксиологическую; сакральную; трансмиссионную; художественно-эстетическую.
Социальную роль и сущность данного культурного явления отмечал М.С. Каган: «социальная сущность праздника связана с коллективной природой его восприятия и участия», и подчеркивал, что «коллективность является зрелищем самим по себе» .
Практика проведения массовых зрелищ и театрализованных представлений свидетельствует о том, что празднества являются одним из элементов духовной жизни общества, способствующих творческому становлению человека как гармоничной личности, сплачивающих весь народ, активизирующих его как творческую энергию и идейную целеустремленность. В периоды мощных социально-исторических потрясений в жизни общества разнообразные зрелищные формы начинают играть все более заметную роль.
Основное определение советский театрализованный праздник зародилось во второй половине 20-х годов и «и утвердилась как форма массового искусства в годы первых пятилеток» . Формы массового праздника, успешно продолжали свое существование в 30-х годах (уличные шествия, театрализованные митинги), в связи с главными событиями бытовой жизни советских граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андрейчук Н. М. История и современность государственных праздников России // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2019. № 1 (19). С. 5–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-i-sovremennost-gosudarstvennyhprazdnikov-rossii
2. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Художественная литература, 1990.
3. Белоусов А. О. решающей роли СССР в достижении Победы во Второй мировой войне // Военно-исторический журнал. 2006. № 1.
4. Борщ В.А. Массовые зрелища: традиции и современность / В.А.Борщ [Электронный ресурс]. – URL: https://smekni.com/a/129221-10/massovye-zrelishcha-traditsii-i-sovremennost-10
5. Военная Энциклопедия: в 8 т. М. : Воениздат, 2002. Т. 6.
6. Военные парады на Красной площади. 2-е изд. М.: Воениздат. 1980
7. Генкин, Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. – М.: Просвещение, 1975.
8. Гершуни, Е.П. Массовые праздники и народные представления / Е.П. Гершуни. — Л., 1962
9. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат, 1974.
10. Кривошеев Г. К., Андроников В. М. Великая Отечественная война без грифа секретности. Книга потерь. Новейшее справочное издание. М., 2009.
11. Крылова В. Н. Проблемы и перспективы современной российской праздничной культуры // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4. С. 43–47 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-sovremennoy-rossiyskoyprazdnichnoy-kultury/viewer
12. Лармин, О.В. Искусство и молодежь: Эстетические очерки / О.В.Лармин. – М.: Изд-во Молодая гвардия, 1980
13. Левит С.Я. Культурология. Энциклопедия. т. 2. изд. М.: политическая энциклопедия, 2007.
14. Орлов О. Л. Российский праздник как историко-культурный феномен : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : автореф. дис. …д-ра культурологии. СПб., 2004. 31 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/01002734249#?page=1
15. Попова В. Н. Праздник как форма культурной памяти: государственные праздники России XX – начала XXI в. : специальность 24.00.01 «Теория и история искусств» : автореф. дис. … канд. культурологии. Екатеринбург, 2011. 22 с. URL: https://dlib.rsl.ru/viewer/ 01004859139#?page=1
16. Постановление Президиума ЦК КПРФ «О 65-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне». – https://kprf.ru/rus_soc/711 98.html
17. Проханов А. А. Справедливость – поцелуй бога // Завтра. 2009. 14 января.
18. Рольф, М. Советские массовые праздники / М. Рольф. – М., 2009
19. Сабанцева, Т.В. История и практика художественно-спортивных представлений и праздников: курс лекций / Т. В. Сабанцева. – М. - Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2014
20. Туманов, И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта: учеб.пособие / И.М.Туманов. – М.: Просвещение, 1976.
21. Успенский Л. В. Почему не иначе?: словарь. М.: Детская лит-ра, 1967.
22. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 80-ФЗ (ред. от 2 февраля 2019 года) «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» // Законодательство Российской Федерации: Сборник основных федеральных законов Российской Федерации. – https://fzrf.su/zakon/1995-05-19-n-80-fz
23. Чечетин, А.И. Основы драматургии театрализованных представлений: уч. пособ. / А.И. Чечетин. – М.: Просвещение, 1981
24. Эволюция массовых зрелищ [Электронный ресурс]. – URL: http://studbooks.net/611461/kulturologiya/evolyutsiya_massovyh_zrelisch