Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Профессия медсестры основана на непрерывном процессе профессионализации, включающем принципы гуманизма по отношению к пациенту и жизни человека. Соблюдение этических и деонтологических норм в отношениях с пациентами и их родственниками, а также с коллегами является важной частью врачебно-профессиональной деятельности среднего медицинского персонала.
Медицинская этика прошла долгий и трудный путь в своем развитии. Ее история богата событиями и яркими моментами, порой драматичными. Истоки этики уходят в античность. Первый человек, принесший медицинскую помощь ближнему, делал это из сострадания, из желания помочь в беде, облегчить его боль, то есть из чувства человеколюбия. Человечность всегда была чертой медицины и медицинского работника. Медицинских работников всегда волновал вопрос о том, кто такой медицинский работник, каким должно быть его поведение, его отношение к пациентам, их близким, взаимоотношениям между ними.
Особенность медицинской этики заключается в том, что в ней все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение. Эти нормы изначально были закреплены в Клятве Гиппократа, которая стала отправной точкой для создания других профессионально-нравственных медицинских кодексов. Этический фактор традиционно имеет большое значение в медицине. Более восьмидесяти лет назад по аналогии с медицинской клятвой Гиппократа была создана Братская клятва Флоренс Найтингейл. В большинстве случаев медицинская этика уделяет внимание изучению морально-этических позиций пациентов.
Сами медицинские работники, и в особенности медсестра, согласно этическим принципам, должны быть милосердны, справедливы, уважать автономию пациента и оказывать качественную медицинскую помощь. Врачебная этика медицинской сестры, требует не только не причинения вреда, но и совершения добрых дел, а добрые дела, в свою очередь, являются нравственным долгом каждого медицинского работника. Медицинская этика, с другой стороны, является неотъемлемой частью сестринского дела и медицины в целом. Изучает комплекс этических норм, а также принципы поведения медицинского работника при исполнении им своих обязанностей по отношению к пациенту и его близким.
Медицинский работник, отвечающий требованиям врачебной этики, должен обладать такими качествами, как способность к состраданию, готовность пожертвовать своими интересами и своим комфортом, если это необходимо для спасения жизни или облегчения страданий пациента; толерантность, чуткость, осторожность. Важным моментом профессиональной деятельности являются отношения с коллегами в коллективе, так как любые негативные моменты могут отразиться на репутации конкретного медицинского работника. В свою очередь, чтобы этого не произошло, медицинские работники должны быть образованными и понимать суть этики и профессионального поведения в медицине.
Медсестра должна поддерживать вежливые и уважительные отношения с персоналом, независимо от их настроения или состояния. При общении с коллегами всегда необходимо соблюдать субординацию. Следует отметить, что этика и деонтология отличаются друг от друга тем, что этика ориентирована на предотвращение или разрешение возникающих конфликтных ситуаций, а деонтология, в свою очередь, диктует нормы поведения медицинских работников при оказании медицинской помощи. Несоблюдение деонтологических и этических принципов в профессиональной деятельности осуждается не только формами морального воздействия (неодобрение, цензура), но и административными и судебными мерами.
Актуальность темы заключается в том, что этика и деонтология в сестринском уходе, да и в медицине в целом, и сегодня продолжают играть одну из первых ролей в успешном подходе к уходу за пациентами. Только строго придерживаясь всех деонтологических и этических принципов и учитывая религиозные аспекты этики, можно получить работу высокого качества.
Цель: Изучить роль этики и деонтологии в работе медицинской сестры.
Задачи:
1. Рассмотреть принципы этики и деонтологии;
2. Изучить аспекты медицинской этики и деонтологии в работе медсестры;
3. Проанализировать уровень знаний медицинских сестер в области этики и деонтологии.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Валиева, Т. А. Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала / Т. А. Валиева, Р. А. Азизова, Раъно Эркиновна, Гиясова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 125-128.
2. Гайдаров, Г. М. Г14 Медицинская этика и деонтология в историческом аспекте: учебное пособие / Г. М. Гайдаров, Т. И. Алексеевская; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра общественного здоровья и здравоохранения. – Иркутск: ИГМУ, 2017. – 65 с.
3. Гоглова, О. О. Биомедицинская этика / О.О. Гоглова, С.В. Ерофеев, Ю.О. Гоглова. - М.: Питер, 2018. - 272 c.
4. Гусейнов, А. А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. - М.: Гардарики, 2017. - 480 c.
5. Звёздочкина Н.В., Еремеев А.М., Еремеев А.А. Семинарские занятия по курсу «Этика и деонтология в медицине и биологии» / Звёздочкина Н.В., Еремеев А.М., Еремеев А.А. – Казань: Казан. ун-т, 2017. – 54 с.
6. Куйдина Т.В. Этика и деонтология – неотъемлемая часть работы медсестры общей практики // Достижения сегодня – основа будущих совершенствований: сб. науч. работ науч.-практ. конф. – Самара: Самар. гос. мед. ун-т, 2016. – С. 147-150.
7. Одинцова, О.В. Профессиональная этика: учебник / О.В. Одинцова. - М.: Academia, 2017. - 384 c.
8. Окунева Г.Ю. Проблемы этики и деонтологии в деятельности медицинского персонала / Г.Ю. Окунева, Т.А. Власова // Медсестра. – 2018. – № 12. – С. 35-37.
9. Окунева Г.Ю. Этика и деонтология глазами пациентов / Г.Ю. Окунева, Р.Р. Ганиятова, Н.М. Газарян // Медсестра. – 2018. – № 12. – С. 59-62.
10. Профессиональная этика / В.М. Артемов и др. - М.: Проспект, 2017. - 208 c.
11. Этическо-деонтологические аспекты в деятельности медицинской сестры / А.М. Князева, А.В. Крючкова, Ю.В. Кондусова [и др.] // Актуальные аспекты медицинской деятельности: сб статей I заочной науч.-практ. конф. с междунар. участием / ред. М.П. Разин, Е.А. Мухачева, И.В. Походенько, В.В. Шипицына. – Киров, 2020. – С. 353-356.