Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Одной из важнейших задач страны является обеспечение населения здоровой и питательной пищей, в том числе мясом.
Развитие мясной промышленности представляет особый интерес со стороны государства. Мясные продукты по-прежнему играют огромную роль в ежедневном рационе питания человека, поскольку содержат макро- и микроэлементы, полноценные белки, витамины А, группы В (BI, B2, VZ, B9), С, Е, которые необходимы для построения органов и тканей и обеспечения физиологического процессы. Мясные консервы - один из важнейших продуктов питания, который может в какой-то степени "заменить" свежее мясо.
Рынок мясных консервов в Российской Федерации имеет устоявшиеся традиции, его конъюнктура влияет на остальные продовольственные рынки. В последнее время сформировалась специфическая концепция производства и распространения таких товаров.
Необходимо отыграться на том, что мясные консервы пользуются большим потребительским спросом, так как у них есть масса положительных моментов, связанных с длительным сроком хранения, простотой использования, относительно невысокой стоимостью и перспективой их широкого применения. Производство и признание мясных консервов государством также оправдано их присутствием в перечне продукции, производимой Государственным резервом.
Стоит взять реванш за то, что современный ассортимент мясных консервов велик, но часто не соответствует условиям, предъявляемым к качеству. Самой острой проблемой рынка мясных консервов является их фальсификация. В связи с этим существует необходимость в тщательном изучении качества и усилении контроля на пути движения продукции от сырья до готовой продукции, что в настоящее время является актуальной задачей..
Следуя из выше сказанного, целью данной работы является сравнительный анализ качества мясных консервов.
Задачи работы:
-рассмотреть современное состояние рынка мясных консервов;
-изучит классификацию и ассортимент мясных консервов;
-разобрать факторы, формирующие качество мясных консервов;
-исследовать технологию производства мясных консервов;
-выполнить анализ ассортимента продукции в магазине «Пятёрочка», характеристика объектов экспертизы;
-дать методологию проведения экспертизы;
-проанализировать идентификацию продукции по сопроводительным документам, упаковке, маркировке.
Объект исследования - ассортимент мясных консервов.
Предмет исследования- экспертиза мясных консервов.
В качестве методологической основы исследования использованы системный подход, методы обобщения и сравнения, методы логического анализа теоретического и практического материала.
В ходе данной работы были использованы труды ученых, занимающихся исследованием товароведных качеств мясных консервов: Никитин Б.П., Николаева М.А., Лычников Д.С., Неверов А.Н., Тимофеева В.А., Чепурной И.П. и другие.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЗОРА МЯСНЫХ КОНСЕРВ
1.1 Современное состояние рынка мясных консервов
Российский рынок мясных консервов можно разделить на 2 больших сегмента - консервы только из мяса и консервы с добавлением овощей, круп и других растительных ингредиентов. Большая часть мясных консервов, производимых и продаваемых в России, - это мясные консервы без растительных добавок.
Производство мясных консервов в федеральном округе осуществляется следующим образом. Наибольшая доля консервов (42%) производится в Северо-Западном федеральном округе. За ним следует Центральный федеральный округ с 29%, тройку лидеров замыкает Приволжский федеральный округ - 12%.
Рис. 1. Объем производства мясных консервов в разрезе федеральных округов, 2021 г., % [19].
Следующее, что следует рассмотреть, - это объем розничных продаж мясных консервов.
Рис. 2. Объем розничных продаж мясных консервов, 2016-2021 гг., млрд. руб., %[19].
Рост розничных продаж в 2021 году составил 12% в стоимостном выражении, а объем достиг 125,2 млрд рублей. Учитывая инфляцию в 2,52%, можно говорить об увеличении розничных продаж в натуральном выражении на 8-9%.
Если рассматривать объем розничных продаж в разрезе регионов на 2021 год, то безусловным лидером является Центральный федеральный округ (53%). Вторую строчку занимает Приволжский федеральный округ - 13%, замыкает тройку лидеров Уральский федеральный округ - 11%. Наименьший объем розничных продаж осуществляется в Северо-Кавказском федеральном округе, всего 1%.
Одним из основных факторов, влияющих на этот рынок, является сезонность. По словам ее игроков, декабрь-февраль - сложный период для продажи консервов. Но, стоит отметить, что благодаря активности игроков сезонность спроса на мясные консервы в последнее время начала сглаживаться. Производители решили задачу, сформировав "правильный" ассортимент, внедрив дополнительные мотивационные торговые программы [10].
В настоящее время основной объем потребления приходится на лето. В этот период консервы используются как продукт быстрого приготовления, который удобно брать с собой на дачу или на пикник на природе. Таким образом, объемы продаж в летние месяцы почти на 20% выше по сравнению с зимним периодом.
Рис. 3. Объем продаж мясных консервов поквартально, 2021 г., тыс. руб. [19].
Согласно данным за 2021 год, пик продаж пришелся на третий квартал, минимальный объем был зафиксирован во втором квартале.
Факторы, влияющие на развитие рынка:
1. Социальная; снижение доходов населения России; предпочтение потребителями более дешевых и некачественных продуктов; желание вести здоровый образ жизни.
2. Степень влияния социальных факторов очень высока:
- растущий спрос на недорогие продукты;
- растущий спрос на отечественную продукцию;
- снижение спроса на редкие продукты;
- предпочтение натуральным приправам и специям.
3. Технологический: высококачественное и современное техническое оснащение заводов; использование новых технологий производства [22].
Степень влияния высока:
Современное высококачественное оборудование, которое внедряется компаниями-производителями, проходит комплексную модернизацию и позволяет увеличить объем выпускаемой продукции более чем в два раза. Дальнейшая модернизация оборудования и введение новых мощностей позволят компаниям увеличить объем производства и снизить затраты на логистику.
4. Экономические: рост курса доллара; низкая покупательная способность населения; увеличение стоимости специй.
Степень влияния довольно высока:
- повышение курса доллара может привести к трудностям в получении долгосрочных кредитов, росту цен на конечную стоимость консервов;
- покупательная способность населения напрямую влияет на спрос на продукцию (а именно, снижает спрос на более дорогие мясные консервы), что, в свою очередь, влияет на развитие рынка [16].
5. Политически: таможенное законодательство; законодательная база (налоговая, земельная, арендная, строительная); политика импортозамещения.
Фрагмент для ознакомления
3
1.ГОСТ Р ИСО 17604-2011 Микробиология пищевых продуктов и кормов для животных. Отбор проб с туши для микробиологического анализа
2. ГОСТ Р ИСО 6887-2-2013 Микробиология пищевых продуктов и кормов для животных. Подготовка проб, исходной суспензии и десятикратных разведений. Для микробиологических исследований. Часть 2. Специальные правила подготовки мяса и мясных продуктов
3.ГОСТ 31102.1-2002 ИСО 1841-1-1996 Межгосударственный стандарт мясо и мясные продукты Определение массовой доли хлоридов. Метод Фольгарда
4. ГОСТ 31102.2-2002 (ИСО 1841-2:1996) Мясо и мясные продукты Потенциометрический метод определения массовой доли хлоридов
5.ГОСТ 32125-2017 Консервы мясные. Мясо тушеное. Технические условия. - М.: Издательство стандартов, 2018. 13 с.
6.ГОСТ 7269 79. Мясо. Методы отбора образцов и органолептические методы определения свежести. - Взамен ГОСТ 7269-54; введ. 23.02.1979. - М.: Стандартинформ, 2006. - 7 с.
7.ГОСТ 4.29-71. Система показателей качества продукции. Консервы мясные и мясорастительные. - Введ. 1971-12-10. - М.: Государственный комитет стандартов, 1971. 5 с.
8.ГОСТ 30425 97. Консервы. Метод определения промышленной стерильности - Взамен ГОСТ 10444.4-85, ГОСТ 10444.5- 85, ГОСТ 10444.6-85; введ. 25.04.1997. - М.: Стандартинформ, 2015.- 16 с.
9.ГОСТ 29185-91. Продукты пищевые. Методы выявления и определения сульфитрсдуцирующих клостридий. - Введ. 1993-01-01. - М.: Стандартинформ, 20154. - 6 с.
10. Асфондьярова И.В. Идентификация фальсифицированных мясных консервов // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2020 - №39 - С. 165-171.
11.Боровикова Л.А. Товароведение продовольственных товаров - М.: Экономика, 2018. - 304 с.
12.Коснырсва Л. М. Товароведение и экспертиза мяса и мясных товаров - М.: Академия, 2020. - 294 с.
13.Кулеш Н.Ю., Асфондьярова И.В. Оценка качества мясных консервов - СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2020. – 406 с.
14.Кулеш Н.Ю. Совершенствование контроля качества при производстве и реализации мясных и рыбных консервов // Материалы научной конференции с международным участием «Молодежь и XXI век - 2021» (21-22 февраля 2021). - Курск: Юго-Западный государственный университет. - 2021. - С. 131- 136
15.Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: учебник для вузов - М.: Норма, 2019. - 448 с.
16.Нуштаева, А. И. Некоторые аспекты стандартизации в мясной отрасли // Молодой ученый. - 2019. - № 10 (57). - С. 178-181.
17. Поздняков Д.И. «Говядина тушеная»: каждая вторая банка подделка // Петербургское качество. – 2020 - №5 - С. 10.
18.Позняковский В.М. Экспертиза мяса и мясопродуктов - Новосибирск: Сиб.Уиив. изд-во, 2021. - 528 с.
19. Рынок мяса и мясной продукции Первое полугодие 2022 года // Мясной ряд. - №2. - 2022. - С. 14-15.
20. Хлебников В. И. Экспертиза мяса и мясных продуктов: учеб, пособие. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2019. - 312 с.
21.Чспурной И. II. Идентификация и фальсификация продовольственных товаров - М.: Агропромиздат, 2021. -358 с.
22.Шевченко В.В. Качество и безопасность мясных полуфабрикатов. // Материалы II Международной научно-практической конференции - 2020. - С. 468 - 472.