Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Природа страха
1.1.Определение страха и причины его возникновения
Страх - это эмоция отрицательной окраски, которая возникает в ответ на внешний или внутренний раздражитель, представляющий опасность, и помогает организму подготовиться к дальнейшим действиям. Как и в первобытном мире, сегодня именно страх подсказывает, что лучше делать в случае угрозы – бежать или сражаться.
Это основная эмоция, с которой человек знакомится с раннего возраста и которая будет сопровождать его всю жизнь, контролируя его инстинкт самосохранения.
Несмотря на негативную окраску, страх выполняет несколько важных функций:
сигнал (предупреждение) - сигнализирует о потенциальной угрозе жизни, здоровью, благополучию, помогает избежать неприятностей;
мобилизующий-помогает мгновенно собраться в критической ситуации, перегруппироваться, максимально включить все органы чувств, чтобы оценить реальность угрозы и как лучше всего ей противостоять;
организация - помогает адаптироваться, определяет стратегию поведения, когда недостаточно информации о происходящем и нет времени на размышления;[3]
образовательный - помогает запоминать события, предметы, действия, которые могут представлять опасность, причинять боль, страдания, а также учитывать возможные риски при принятии решения о том, как себя вести.
Психологи относят страх к эмоциональным процессам. Профессор психологии Университета штата Делавэр Исард Кэрролл отождествил это состояние с основными эмоциями, связанными с врожденным, которые имеют генетические и физиологические компоненты. Страх мобилизует организм человека на избегающее поведение. Негативные эмоции человека сигнализируют о состоянии опасности, которое напрямую зависит от многих внешних и внутренних причин, приобретенных или врожденных.
Считается, что за развитие чувства страха отвечают два нервных пути, которые должны функционировать одновременно. Первый отвечает за основные эмоции, быстро реагирует и сопровождается множеством ошибок. Второй реагирует гораздо медленнее, но с большей точностью. Первый путь помогает нам быстро реагировать на признаки опасности, но часто срабатывает как ложная тревога. Второй путь позволяет более тщательно оценить ситуацию и, следовательно, более точно отреагировать на опасность.
В случае возникновения чувства страха, инициированного первым путем, то есть первичными эмоциями человека по поводу произошедшего, оно блокируется запуском второго пути, оценивая определенные признаки опасности как нереальные. В случае возникновения фобии ситуация развивается по-другому. Фобия - это стойкий, сильно выраженный навязчивый страх, который в определенных ситуациях необратимо усиливается и не поддается полному логическому объяснению. В случае возникновения фобии второй путь начинает работать неадекватно, что вызывает развитие чувства страха перед опасными раздражителями.
В качестве причин страха американский психолог Томкинс Сильван Соломон называет побуждения, эмоции и когнитивные процессы. Рассмотрим каждый из них более подробно.[6]
Побуждения как активаторы страха.
1.2.Особенности проявления страхов в подростковом возрасте
Подростковый возраст - это переходный период онтогенеза между детством и взрослой жизнью. Хронологические границы точно не установлены.
Д. Б. Эльконин определяет юность или старшую Юность в промежутках от четырнадцати до восемнадцати лет и рассматривает как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.[9]
Подростковый возраст - это время волнения, беспорядка, стресса и бунта. Многих подростков мучают ужасы, которые они приписывают себе. Они не знают, что эти страхи присущи всем, и их трудно убедить. Жизнь каждого подростка неотделима от беспокойства, тревоги, страха быть обезличенным, потерять самоконтроль над своими эмоциями и действиями.
Подростки, которые испытывают недопонимание в семье, а также конфликты между родителями, часто боятся неполноценности в себе. Подростки обычно скрывают свой страх. Отсутствие понимания, чувства безопасности, доверия к ближайшему окружению также перерастает в страх и беспокойство [11].
Часто встречающимся видом страха быть «плохим " будет страх опоздать в школу, то есть, опять же, страх не успеть, быть обвиненным, в более широком смысле это страх социального неравенства и отвержения.
Наибольшая выраженность этого страха у девочек не случайна, поскольку они усваивают социальные нормы раньше, чем мальчики, более восприимчивы к чувству вины и более критически (принципиально) воспринимают отклонения поведения от общепринятых норм.[3]
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1.Айке Д.(2018). Страх. Концепции фрейдистского психоаналитического направления // Энциклопедия глубинной психологии. М.: ЗАО МГ Менеджмент.
2. Бреслав Г.(2020). Психология эмоций. М.: Смысл; Издательский центр «Академия».
3. Вилюнас В.К.(2016). Психология эмоциональных явлений. М.
4. Выготский Л.С. (2019). История развития высших психических функций //Собр. соч. - М.: Педагогика.
5. Головин С.Ю. (2018). Словарь практического психолога. -- М.: АСТ, Харвест.
6. Журнал прикладной психологии “Происхождение страхов у детей”. - 2020, № 2- 57 с.
7. Журнал прикладной психологии “Механизмы порождения страха”. - 2019, № 3- 55 с.
8. Захаров А.И. (2018). Дневные и ночные страхи у детей". - СПб.: Издательство "Союз".
9. Захаров А.И.(2021). Как преодолеть страхи у детей. - М.
10. Захаров А.И.(2020). «Как помочь нашим детям избавиться от страха». С.-Петербург, Изд. «Гиппократ».
11. Изард К.(2019). Эмоции человека: М.: Эксмо.
12. Изард К.(2019). Психология эмоций.-СПб.: Питер.
13. Ильин Е.П.(2021).Эмоции и чувства.- СПб.: Питер.
14. Карнеги Д.(2018). Как перестать беспокоиться и начать жить. - М.
15. Крайг Г., Бокум Д. (2017). Психология развития., 9-е изд. -- СПб.: Питер.