Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы состоит в том, что образование необходимо всем,
особенно – артистам балета.
Сегодня балетная подготовка – это едвали не самый сложный этап
подготовки специалиста в области хореографии. Сегодня нужно это признать
артист балета самый коротко действующий артист.
Фактически в 35-40 лет – это никому не нужный артист, которому не рады на
сцене и не особенно ждут в училищах на педагогической стезе по причине
отсутствия профильного образования. Поэтому так важно готовиться именно
профессионально к будущей старосте.
Здесь так же нужно отметить, что переподготовка артистов балета решает две
важные задачи. Первое – оно дает им новые знания о балете и принципах
самого танца. Второе – обучение позволяет им решить проблему будущего
трудоустройства после пенсии.
1. Понятие о необходимости повышения квалификации в балете
1.1. Общее представление о повышении квалификации в балете
Условием успешного обучения является не только хорошая физическая
подготовка, но и хореографическая база, а именно знание основ
классического танца. Хореография даёт инструктору танца осанку и
правильную постановку корпуса, хорошую пластику и гибкость,
отточенность движений и поз и множество других автоматических навыков,
необходимых для разных видов танца. К тому же без общей базы будет
трудно конкурировать с коллегами по профессии.
Если у человека есть опыт только учебы танцам в любительской студии, но
опыта отдельного обучения хореографии нет, это поможет ему узнать и
понять основы «языка» танца и пластики.
Хореографическая балетная лексика даёт понимание ракурсов тела,
положение рук и ног. Квалифицирует набор основных движений, которые
являются базой для понимания танцевального тела. И тогда хореограф очень
быстро и легко может освоить любые направления танцевальных культур.
Профессиональный танцор должен каждый день совершать специальные
упражнения, которые помогут ему быть всегда в прекрасной физической
форме, а для этого он должен знать, какие движения развивают
определённые мышцы, какие части тела развиваются — эти знания есть в
балетной лексике и растяжки. Балетная лексика это неисчерпаемый материал
для развития и бесконечного роста.
Можно воспользоваться видеоматериалами, которые ежедневно пополняется
бесценная копилка, изучать методики, читать различную информацию,
ходить на концерты. Несомненно, это всё помощь и очень полезное действие.
Занятия у специалистов своего дела, которые через годы пронесли
колоссальный труд и опыт, имеют огромную практику в обучении и
повышении квалификации преподавателей танцев разного направления, это
другой уровень.
Чем больше выбор танцев, тем больше желающих им научиться.
Соответственно, растёт и спрос на услуги преподавателей. Танцорам,
которые уже освоили один из танцевальных жанров, курсы повышения
квалификации хореографов, помогут выйти на новый уровень исполнения.
Если же человек когда то был знаком с хореографией, а в настоящее время
увлекается каким-либо танцевальным жанром и ему необходимо освежить в
своей памяти позиции тела, на курсах можно восполнить пробел знаний и
узнать много нового дополнительного материала.
Если человеку посчастливилось попасть к педагогу балетмейстерхореографу, к основам танца и пластики, он получит знания режиссуры.
Балетмейстерами именуют постановщиков балетных спектаклей, работа с
певцами, концертных номеров, танцевальных сцен и отдельных танцев в
драматическом спектакле, оперетте, мюзикле, кинофильме и многое другое.
Сфера деятельности балетмейстера в наши дни не ограничивается балетным
спектаклем. Преподаватель идет, прежде всего, от музыки, которая
предопределяет будущие образы, правильно подбирает движение, диктует
эмоциональный настрой сценического действия.
Многие зрители и ценители балета даже и не задумываются о
профессиональном подходе к номеру. Грим, костюмы, освещение, система
движений на сцене все это он подчиняет основной идее, чтобы танцевальное
зрелище представляло собой гармоническое целое. Подготовка спектакля или
танца происходит во время репетиций. Заключительным этапом работы
является показ спектакля в присутствии зрителей или съёмка, если работа
происходит в кино или на телевидении.
1.2. Понятие о профессии хореографа, как результате повышения
квалификации в балете
Хореограф занимается постановкой групповых и индивидуальных
танцевальных номеров. Он работает не только с театральными спектаклями,
но и с ледовыми шоу, музыкальными клипами, балетными партиями для
взрослых и маленьких танцовщиков.
Хореографами становятся талантливые люди, которые имеют великолепный
музыкальный и эстетический вкус, отличную физическую подготовку. За
годы работы постановщик танцев успевает объездить множество стран,
путешествуя с творческим коллективом, в котором он работает.
Профессиональный постановщик танцев всегда будет востребован в театрах,
детских и взрослых творческих студиях, в фитнес-клубах.
Главное правило хореографов — сохранение прекрасной физической формы,
ведь без этого работать просто невозможно. Поэтому их жизнь состоит из
тренировок, занятий, постоянных командировок, а работа отнимает большую
часть времени.
Хореографами становятся практикующие артисты балета, художественные
гимнасты, фигуристы. В эту сферу идут и танцовщики, которые после
выхода на пенсию не желают кардинально менять свою жизнь. Это
профессионалы высокого уровня, которые могут на практике показать, как
выглядит то или иное движение, они работают в разных танцевальных
стилях.
Хореограф подчиняется руководителю труппы, во время работы
взаимодействует с визажистами, осветителями, организаторами, контролируя
весь процесс подготовки к выступлению. Но это не все его обязанности,
узнаем больше про остальные:
обучение студентов танцам, актерскому мастерству на том уровне, который
требуется профессиональному танцовщику;
улучшение техники учеников;
коллективные и индивидуальные хореографические постановки;
выбор костюмов, макияжа, причесок для танцоров;
проведение репетиций (групповых и индивидуальных);
создание репертуара с учетом требований современного зрителя;
культурно-просветительная деятельность;
развитие в танцовщиках эстетического вкуса, музыкального слуха,
эмоциональности.
Хореограф — это наставник, помощник, которой постоянно находится рядом
с танцовщиками, совершенствуя их мастерство. Именно от хореографа
зависит то, насколько необычной и красивой будет постановка. Он
формирует картинку, потом оживляет ее с помощью актеров и музыки,
заставляя сердца зрителей трепетать.
Плюсы
Много путешествий.
Творческий и очень неординарный коллектив.
Отличная физическая подготовка.
Нет привязки к конкретной стране.
Движение — жизнь, а ведь хореографы двигаются постоянно.
Хореограф может пойти дальше, открыв собственную школу, рекламируя
бренды, работая консультантом на киностудиях.
Профессия, которая не может не понравиться людям, влюбленным в танец.
После выхода на пенсию можно найти более простую работу в этой сфере:
консультант, член жюри во время конкурсов и т. д.
Минусы
Опасная профессия, ведь велик риск получить травму.
Болящие ноги, мозоли, судороги, растяжение — эти проблемы сопровождают
хореографа на протяжении всей карьеры.
2. Особенности повышения квалификации в Мариинском театре
2.1. Программа подготовки в училище им. А.Я. Вагановой
Программы ФПК
Факультет повышения квалификации «Академии Русского балета имени А.Я.
Вагановой» проводит курсы повышения квалификации по следующим
программам:
• Методика преподавания классического танца
• Методика преподавания дуэтно-классического танца
• Методика преподавания характерного танца
• Методика преподавания исторического танца
• Методика преподавания актерского мастерства
Приведем расписание курсов на 2017/18 гг.
2.2. Образец программы повышения квалификации для Мариинского театра
«Методика преподавания классического танца в средних классах».
Март 19-24, 2018.
В программе уроки классического танца и специальных дисциплин
педагогов: Грибановой М.А, Бадаевой И.И., Касенковой Ю.А., Новосельцева
И.В., Порывкиной Е.Г., Соломянко Т.В.
А также круглый стол, лекции и свободное посещение уроков.
Адрес: ул. Зодчего Росси, дом 2
191023, г. Санкт-Петербург
Цена 10 000 рублей
Педагоги.
«Успех или неудача во всяком искусстве зависят главным образом от того,
как заложено начало. Прежде всего, надо самым внимательным образом
отнестись к выбору наставника, чтобы он не увлек вас на ошибочныйпуть».
Карло Блазис.
Бадаева И.И. Педагог классического танца
Грибанова М.А. Заведующая кафедрой
Касенкова Ю.А. Педагог классического танца
Порывкина Е.Г. Педагог классического танца
Соломянко Т.В. Педагог классического танца
Новосельцев И.В. Педагог классического танца
Расписание.
Понедельник, 19.03.
День первый
10:20 – Регистрация
11:10 - Урок классического танца, девочки 4-го года обучения
13:00 - Урок классического танца, мальчики 5-го года обучения
14:50 - Обед
15:40 - Урок классического танца, мальчики 4-го года обучения
Вторник, 20.03.
День второй
09:20 - Урок классического танца, девочки 4-го года обучения
11:10 - Лекция «Проблема травматизма в балете»
13:00 - Урок классического танца, девочки 5-го года обучения
14:45 – Обед
15:45 - Мастер-класс по преподаванию классического танца 4-го и 5-го года
обучения (мальчики)
Среда, 21.03.
День третий
09:20 - Урок классического танца, мальчики 4-го года обучения
11:10 - Лекция «Музыкальное сопровождение урока классического танца»
13:00 - Урок классического танца, девочки 5-го года обучения
16:30 – Обед
16:00 - 18:00 Занятия по сценической практике для средних классов
Заключение
В большинстве случаев профессиональное повышение квалификации
артистов балета сводится к их подготовке не только как танцовщиков, но и
как педагогов. Именно с этой целью на базе различных государственных
профессиональных училищ, а так же негосударственных центров повышения
квалификации профессиональные артисты или артисты любительского
уровня могут получить необходимые знания.
Говоря же о работе артиста балета нужно отметить, что это очень тяжелая
работа, сопряженная с большими физическими нагрузками. Артисты балета
рана вынуждены уходить на пенсию и заканчивать свою профессиональную
деятельность. Именно по этой причине им необходимы дополнительные
знания в области хореографии и педагогики, которые помогут артисту найти
свое место после завершения активного служения в театре.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абрамова С.М. Хореография. – Сыктывкар: Слово, 2015. – 560 с.
2. Абрамова С.М., Кутейникова И.С., Миронова Г.А. Проблемы
переобучения танцоров // Сборник статей Казанского государственного
университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2015. – С. 12–23
3. Антоневская М.В., Круглякова В.Д., Петренко Е.Ф. Проблемы
современного хореографического образования. – Волгоград: Ижора, 2016. –
463 с.
4. Арбузова К.А., Суркова И.К., Домрачева И.М. Система воспитания
студентов в танцевальных образовательных организациях // Педагогическое
обозрение. – 2014. – № 10. – С. 54–67
5. Аристархова В.А., Сумская Е.К., Матвеев К.А. Профилактика
деструктивной социализации танцоров как основа эффективной деятельности
хореографических училищ в России: проблемы, тенденции, риски и
перспективы развития // Материалы научно-практической конференции
«Психологические и правовые проблемы современного российского
общества». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2014. –
С. 65–80
6. Артемьева С.С., Глинская А.В. Проблемы мотивации и
удовлетворенности студентов условиями танцевального училища // Сборник
статей Волгоградского государственного университета. – 2015. – № 3. – С.
55–67
7. Архипенко С.С., Поляковская И.М., Лавриненко С.Г. Современные и
классические подходы к социальному партнерству // Материалы
международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
развития современного общества на экономическом, социальном и
культурном уровнях». – Казань: Казанский государственный университет им.
В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 15–27
8. Богдановская Е.А., Щербакова А.С. Обучение балету: программы,
виды, функции. – Екатеринбург: Эксперт, 2016. – 370 с.
9. Боровикова М.И., Алтынина Л.М., Скрипникова А.А. Современные
подходы к балетному образованию: проблемы и перспективы // Материалы
научно-практической конференции «Инновационное развитие современного
общества». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет,
2013. – С. 25–40
10. Бурдинова С.С., Марелова Г.В., Чурсина О.А. Показатели
эффективности балетного образования в современном мире //
Психологическое обозрение. – 2016. – № 7. – С. 40–52
11. Вавилов М.А., Сергейчук А.П., Тарабанов М.Т. Формирование
практики балетного образования в образовательной организации //
Материалы научно-практической конференции «Спортивная психология в
России». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012.
– С. 79–90
12. Валентинова С.С., Куприянова А.В. Балетное образование как
социально-психологический феномен. – Тверь: Зеркало, 2012. – 390 с.
13. Гордеенко А.С., Кутейникова И.В. Проблемы исследования роли и
значения балетног ообразования в практике современного российского
хорелографического образования: психологический, социальный и
экономический анализ // Материалы межвузовской научно-практической
конференции «История мировой психологии и педагогики в XX и XXI
веках». – Ярославль: Ярославский педагогический институт, 2017. – С. 89–99
14. Григорьева С.А., Малышева М.И. Специфические особенности
организации деятельности по балетному образованию // Материалы
международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
деятельности коммерческих и некоммерческих организаций в России и за
рубежом». – Нижний Новгород: Нижегородский государственный
университет, 2064. – С. 97–116
15. Гудыменко А.В., Смыслова А.А. Стратегии работы хореографических
училищ на современном этапе развития российской педагогики // Сборник
статей Волгоградского государственного университета. Вып. 8. – Волгоград:
Издательство ВолГУ, 2015. – С. 123–140
16. Дементьева А.А., Голубинская И.М. Балетное образование в России. –
Мурманск: Полярные зори, 2016. – 297 с.
17. Дурягина И.И. Балетное образование как фактор
конкурентоспособности современного дошкольного учреждения. – Тверь:
Диамант, 2016. – 230 с.
18. Еропкин И.М., Скакунова М.А. Хореография как фактор повышения
эффективности деятельности балета в современных условиях // Материалы
международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
менеджмента хореографической образовательной организации в
современном мире». – Новосибирск: Сибирский федеральный университет,
2013. – С. 124–135
19. Иваненко А.А., Богословский А.П., Крюков И.М. Формирование
принципов хореографии и балета в современных организациях
танцевального образования // Материалы научно-практической конференции
«Организация образовательной деятельности в Российской Федерации и
тенденции ее развития». – Махачкала: Дагестанский федеральный
университет, 2017. – С. 80–105
20. Игнатова С.С., Переделкин Г.В. Педагогические условия полноценного
развития танцора в современном мире // Вопросы педагогики. – 2016. – № 12.
– С. 50–62
21. Кравцова Е.К. Развитие хореографии в образовании: история и
современность. – Воронеж: Слава, 2011. – С. 106–120
22. Лаевская И.Т., Сумарокова И.М., Черневская Д.А. Образовательные
стратегии училищ в современной педагогической практике: стратегия
обучения балету // Материалы научно-практической конференции
«Педагогические проблемы современного общества». – Самара: Самарский
государственный университет, 2016. – С. 105–121
23. Пономарева Л.В., Ильин С.П. Функции балета в образовательной
организации: принципы классификации и типология // Вопросы образования.
– 2015. – № 3. – С. 15–26