Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Формирование здорового и активного человека – одна из главных задач современного общества. Для людей, мало занятых в трудовой сфере деятельности (инвалидов и пожилых), досуг имеет огромное значение и подразумевает такой род занятий, который придает человеку ощущение приподнятого настроения и радости.
В организации свободного времени людей пенсионного возраста немаловажную роль играет культурно-досуговая деятельность, которая зачастую способна оптимизировать жизнедеятельность людей «третьего возраста», стимулировать их интеллектуальную и физическую активность, развивать творческие способности. Поэтому особое значение придается досугу после ухода на пенсию или в связи с болезнью, когда пожилой человек должен адаптироваться к новым условиям жизни.
К пожилым относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами, выходцы из самых разных социальных слоев, имеющие разные уровни образования, квалификации и разные интересы.
Старость – самый тяжелый период в жизни человека, как с физической, так и с психологической точки зрения. Пожилые люди не в состоянии обеспечивать собственные потребности – они нуждаются в поддержке более молодых, трудоспособных членов общества. В данный возрастной период у людей происходит снижение адаптационных возможностей организма в целом, падает активность, снижается эмоциональный резонанс. Пожилые люди всё большее значение начинают уделять своим ощущениям, чрезмерно проявляя заботу о здоровье. Их активная деятельность проявляется не только за счет изменений в самом человеке, но и за счет изменений в окружающей среде, способствующей развитию личности и желанию активно в ней существовать. Мотивация деятельности пожилых (их интересы, влечения, психологические установки, эмоции и т.д.) видоизменяется в процессе овладения тем или иным видом досуга, конкретным видом художественного, технического или декоративно-прикладного творчества.
Одним из методов самовыражения личности, стимулирующий её творческий потенциал, является танец, танцевально-двигательная терапия с характерным для неё использованием приемов и движений, не препятствующих полной свободе пластических действий.
Цель данного исследования: изучение технологий организации танцевальных вечеров для людей старшего возраста в Доме культуры.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Выявить технологии социальной работы и организации досуга для пожилых людей;
• Рассмотреть влияние досуга на адаптацию людей пожилого возраста в современном обществе;
• Проанализировать деятельность Дома культуры «Маяк»;
• Изучить вопросы организации танцевальных вечеров для пожилых людей в условиях Дома культуры.
Объект исследования: технологии социальной работы с людьми старшего возраста.
Предмет исследования: танцевальные вечера в социальной работе с людьми старшего возраста.
База исследования: Дом культуры «Маяк».
Методы исследования: синтез и анализ литературы по теме исследования, наблюдение.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Технологии социальной работы и организации досуга для пожилых людей
Старость как новая реальность в XXI в. выделилась из совокупности возрастных когорт по количественному признаку и присущими только ей качественным характеристикам: системой ценностей, особым опытом, нормами социального поведения, многообразными свойствами и чертами, составляющими специфику данной социальной группы.
В зависимости от характера деятельности индивида И. С. Кон представляет следующую классификацию типов стареющей личности:
1. Активный, творческий (с выходом на заслуженный отдых человек активно участвует в общественной жизни и т. д.).
2. Стареющий человек энергично устраивает собственную жизнь (на это раньше не хватало времени).
3. «Женский» тип старости – домашняя работа в семье, на даче, в воспитании внуков (удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп).
4. «Мужской» тип – жизнь заполнена заботой о собственном здоровье (иногда излишне, поэтому сознание может отличаться повышенной тревожностью).
Эти образцы, по мнению ученого, считаются психологически благополучными. Но есть и отрицательные модификации развития старости, поскольку жизненные проблемы индивида имеют различную степень проявления.
Отмеченные особенности не обнаруживаются императивно в комплексе на конкретном жизненном этапе человека, «набор» характеристических признаков стареющей личности индивидуален, степень их выраженности различна. В связи с этим затрудняется определение возрастной периодизации в раскрытии термина «пожилые люди», дискурсы, коррелирующиеся со зрелым возрастом, не отличаются семантической однозначностью. Осмысление пожилого возраста на протяжении прошлого столетия затрагивало области взаимодействий, взаимозависимостей, взаимоотношений и т. д. между представителями старшего поколения и другими социальными группами в различных сферах [5].
Однако для всех исследований свойственна связанность демографических и социальных характеристик пожилых по совокупности. Понятие «пожилые люди» прежде всего хронологическое и ассоциируется с наступлением пенсионного возраста, моментом формального закрепления права пенсионного обеспечения в соответствии с действующим законодательством. Согласно целям «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года» с учетом особенностей продолжительности жизни, состояния здоровья и пенсионной системы к гражданам старшего поколения условно относятся: граждане с 60 до 64 лет – это достаточно активные в экономическом и социальном плане люди; граждане с 65 лет до 80 лет – это, как правило, люди менее активные, многие из которых нуждаются в социальных услугах; граждане старше 80 лет – имеющие множественные проблемы со здоровьем и зачастую нуждающиеся в уходе и помощи.
Особого внимания заслуживают взгляды геронтолога В. В. Фролькиса, который рассматривает период старости как этап уменьшения ресурсов организма к приспособлению. Приказ Министерства труда и социальной защиты России от 12.04.2019 № 242 «Об утверждении рекомендаций для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по повышению эффективности мероприятий региональных программ, направленных на укрепление здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни граждан старшего поколения» содержит рекомендации в отношении вектора по реализации федерального проекта «Старшее поколение». В этом же году в 85 субъектах на уровне регионов были утверждены соответствующие программы. В спектре видов деятельности, определяемых документами, приоритетными являются следующие [9]:
• оказание надомных социальных услуг в соответствии с подтвержденными потребностями;
• применение технологий, позволяющих повысить доступность социальных услуг для пожилых граждан сельской местности и труднодоступных территорий с помощью мобильных бригад;
• поддержание физической активности пожилых людей;
• развитие «серебряного» волонтерства;
• создание условий для вовлечения индивидуальных предпринимателей и негосударственных организаций в сферу социального обслуживания.
Социальная работа в отношении человека преклонного возраста реализуется с помощью системы социальных институтов, куда входят комплексные центры социального обслуживания. В современных условиях процесс социализации стареющей личности отличается новым качественным содержанием, отражая стихийные и организованные общественные изменения.
Рассмотрим основные технологии проведения досуга для пожилых людей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриенко, О.А. Ценностные основания построения процесса воспитания // Балтийский гуманитарный журнал. – 2019. – Т. 8. – №1(26). – С. 192–195.
2. Андриенко, О.А., Безенкова, Т.А. Патриотическое воспитание личности: этнопедагогический подход // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т. 8. – №3(28). – С. 39–41.
3. Ануфриева, И.В. Организация семейного досуга в Доме культуры как фактор повышения творческой активности детей и родителей // Теория и практика модернизации научной деятельности: сб. статей Междунар. научно-практ. конф. – Уфа: ООО «ОМЕГА САЙНС», 2019. – С. 162–166.
4. Багмет К.В., Андикаева К.А. Государственно-частное партнерство в социальной сфере Российской Федерации: проблемы и точки роста // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-1 (75-1). С. 923-930.
5. Бахуташвили, Т. В. Технологии социальной работы с пожилыми людьми и инвалидами в хосписе / Т. В. Бахуташвили // Динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях : сборник статей международной научно-практической конференции: в 3 частях, Казань, 03 мая 2017 года. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2017. – С. 157-160.
6. Бережная О.В., Гударенко Р.Ф., Гузева М.В., Гринева С.В., Дорошенко Т.Н., Илларионова Л.П., Илларионов С.В., Калинченко С.Б., Кабушко А.Ю., Литвинова Н.Н., Овчаренко Л.Ю., Поштарева Т.В., Трущелева А.В., Тютченко А.М., Филимонова Е.В., Фанина Е.Н. Актуальные проблемы и перспективы развития системы социальной сферы в современном обществе. Ставрополь, 2016.
7. Гареева, З. К. Технологии социальной работы с гражданами пожилого возраста на дому / З. К. Гареева, Ю. А. Ахтияров // Интернаука. – 2021. – № 18-2(194). – С. 71-73.
8. Гузева М.В., Леонова О.В. Актуализация проблемы подготовки специалиста социально-педагогической сферы // Гуманитарные науки и образование. 2015. № 3 (23). С. 22-25
9. Доклад о результатах комплексного мониторинга социально-экономического положения пожилых людей в 2019 году // Официальный сайт Минтруда России. 2020. URL: https:// mintrud.gov.ru/social/270.
10. Еремина Ю.С. Досуговая деятельность как направление культурно -воспитательной деятельности с подростками//Научно -методический электронный журнал Концепт, 2016. -№15. -С.2416 -2420.
11. Ефремова Т.А., «Социальный туризм для пожилых» – новая технология работы с гражданами пожилого возраста / Т. А. Ефремова // Работник социальной службы. – 2016. – № 1. – С. 38–42.
12. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности [Текст] / А.Д.Жарков. – М.: Изд-во Московского государственного университета культуры, 2004. – 248 с.
13. Зритнева, Е. И. Технологии социально-педагогической работы с пожилыми гражданами в современных учреждениях социального обслуживания / Е. И. Зритнева, Н. А. Тимошенко // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5(84). – С. 165-168.
14. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии: Курс лекций. М.: Изд-во МГСУ, 2019. 432с.
15. Керефова, А. А. К вопросу об организации досуга лиц пожилого возраста / А. А. Керефова // Инновационные технологии научного развития : сборник статей международной научно-практической конференции, Казань, 20 октября 2016 года. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2016. – С. 142-144.
16. Козловская, С. Н. Современные технологии социальной работы с пожилой семьей в Российской Федерации / С. Н. Козловская, Д. И. Козловская // Семья в современном обществе, Москва, 18 мая 2018 года / Под ред. Рязанцева С.В., Ростовской Т.К.. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2018. – С. 235-239.
17. Кононова Т.Б., Инновационные проекты помощи пожилым людям / Т. Б. Кононова // Социальная политика и социология. – 2016. – Т. 15, № 4. – С. 84–90.
18. Линев, А. Ю. Проблема организации досуга людей пожилого возраста / А. Ю. Линев, В. Е. Макаров // Социальная и экономическая инноватика: тренды, прогнозы и перспективы : материалы IV научно-практической конференции, Ставрополь, 17 ноября 2016 года / ФГОС ВО «Российский государственный социальный университет» (Ставропольский филиал). – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2016. – С. 136-140.
19. Малеко, Е.В. Особенности формирования личности в пространстве информационной культуры // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. – 2018. – № 1 (13). – С. 29–31.
20. Михайлова, А.В., Шкурко, Н.С., Балынская, Н.Р., Зиновьева, Е.Г., Донская, И.П., Васильева, А.В. Управленческие инструменты формирования культурного пространства в сельской местности // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №5(118).
21. Мишеничев, К. С. Технологии социальной работы с пожилыми людьми на ранней стадии деменции / К. С. Мишеничев // Социальная работа: теория, методы, практика. – 2020. – № 2. – С. 95-103.
22. Нагорных, М.С. Роль пролеткульта в истории становления Домов культуры как социально-культурной институции // Актуальные проблемы социально-культурной деятельности: сб. научно-метод. работ. – СПб, 2019. – С. 51–55.
23. Назарова А.В., Гареева З.К. Проблема одиночества пожилых людей//Молодежь и наука: актуальные проблемы фундаментальных и прикладных исследований. Материалы III Всероссийской национальной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, в 3 ч. Комсомольск-на-Амуре, 2020. С. 453-455.
24. Овсянникова Н.В. Современные технологии социальной работы с пожилыми людьми в рамках стратегии городского развития. Наука - промышленности и сервису. 2013. - № 8-1. – С. 362 - 369.
25. Олейникова Е.А., Методы и техники групповой работы с пожилыми людьми / Е.А. Олейникова // Работник социальной службы. – 2016. – № 8. – С. 93–99
26. Паршина, Ю. В. Нравственное становление старшего подростка в волонтерской деятельности [Текст]: автореф. дис. ... канд. педагогических наук: 13.00.01 / Ю. В Паршина. – Воронеж, 2011.–18 с.
27. Спиридонова, К. С. Технологии социальной работы с пожилыми людьми / К. С. Спиридонова, И. В. Жданова // Наука. Технологии. Инновации : Сборник научных трудов. В 9-ти частях, Новосибирск, 02–06 декабря 2019 года / Под редакцией А.В. Гадюкиной. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2019. – С. 817-820.
28. Технология социальной работы: учебник / ред.: Е.И. Холостова, ред.: Л.И. Кононова.- М.: ИТК "Дашков и К", 2019.- 478 с.
29. Фишер, Л.В. Перспективы развития Домов культуры в современной городской среде // Развитие территорий. – 2019. – № 1(15). – С. 49–53.
30. Ханагуа, Д.И. Повышение конкурентоспособности Домов и Дворцов культуры // Наука на рубеже тысячелетий. – 2019. – № 12. – С. 210–214.
31. Шпарло, С.Л. Функции и формы деятельности музеев, библиотек, домов культуры: общее и особенное // Искусство и культура. – 2020. – № 1(37). – С. 39–42.