Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Принцип связи обучения с жизнью относится к основополагающим дидактическим принципам, к реализации которого призывали прогрессивные деятели педагогики, начиная с очень отдаленных периодов ее истории. Основная дидактическая задача осуществления связи обучения химии с жизнью состоит в формировании правильного воззрения на науку о природе как на результат обобщения человеческого опыта. Чтобы в сознании учащихся отразилась реально существующая взаимосвязь науки с жизнью, необходимо систематически ее выявлять, т. е. показывать на конкретных примерах, как из потребностей жизни возникает наука и как ее достижения проверяются практикой. Наука должна быть показана как постоянный фронт борьбы человека за улучшение жизни, за расширение его власти над природой.
Воспитание инициативного, деятельного человека требует, чтобы у учащихся воспитывалось активное отношение к этой борьбе, чтобы возбуждалось желание самим принять в ней участие, вооружить себя знаниями.
Основными компонентами процесса обучения химии неметаллов являются: цели обучения, содержание предмета, методы и средства, деятельность учителя и учащихся и достигаемые при этом результаты. Долгое время изложение школьного курса химии носило несистематический характер и имело прикладное значение, так как не было системообразующего стержня, вокруг которого этот курс мог бы формироваться.
Цель исследования – изучить и проанализировать методологические особенности изучения неметаллов в курсе химии.
Задачи исследования:
1) изучить общие основы процесса обучения химии;
2) рассмотреть методологические особенности изучения неметаллов в курсе химии.
Объект исследования – изучение неметаллов.
Предмет исследования - методологические особенности.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного тек4ста, заключения и списка использованной литературы.
1 Общие основы процесса обучения химии
1.1 Основные компоненты процесса обучения химии
Основные компоненты процесса обучения химии следующие: цели обучения, содержание учебного предмета химии, методы и средства обучения, преподавание (деятельность учителя химии), учение (деятельность учащегося, изучающего химию). Взаимосвязь их можно представить в виде схемы.
Рисунок 1 – Схема взаимосвязи
Цели обучения определяют содержание, структуру, динамику и реализацию использования разнообразных методов и средств обучения .
Содержание обучения химии в средней школе включает ознакомление учащихся с основами химической науки и техники. Развивающая функция требует от учителя химии глубоких знаний психологических особенностей школьников на разных уровнях их возрастного развития. Учитель химии должен четко себе представлять особенности преподавания химии на разных этапах обучения в VII, VIII, IX и X классах.
Существенное значение в преподавании химии имеет ориентационная функция учителя, проявляющаяся в пробуждении у учащихся интереса к изучению основ химической науки, в осуществлении профориентации школьников. Конструктивная деятельность учителя химии требует от него глубокого знания структуры и содержания учебного материала, его ведущих идей, теорий, основных химических понятий и представлений, а также тех навыков, умений и убеждений, которые необходимо воспитывать у учащихся. Выполнение этой функции невозможно без умения учителя осуществлять дидактическую переработку материала химической науки в материал учебного предмета.
(Организаторская деятельность учителя химии заключается в его стремлении максимально активизировать познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся, используя при этом различные средства и методические приемы (проблемные вопросы, творческие задания, демонстрационный эксперимент, ТСО и так далее).
Коммуникативная функция деятельности учителя химии проявляется в процессе общения его с учащимися, причем важную роль при этом играют взаимоотношения, складывающиеся у учителя, как со всем классным коллективом, так и с отдельными учащимися. Исследовательская функция учителя химии осуществляется при наблюдении за учащимися и анализе уроков, при внесении новых элементов в содержание обучения химии, апробации новых методов и средств обучения, при анализе собственного опыта работы, критической оценке методических указаний, при творческом решении основных педагогических задач.
Процесс деятельности учителя и учащихся связан с использованием различных средств обучения.
К компонентам процесса обучения относятся и методы. Они обусловливают его функционирование через взаимную связь с содержанием, средствами обучения, преподаванием и т. д .
Формы организации обучения химии в процессе своего развития прошли 5 этапов. Первый этап организации обучения химии сопровождался определением требований к наглядным пособиям, к лектору, к демонстрационному эксперименту, а также требованием научности к излагаемому материалу и началом чтения лекций на русском языке. Второй этап организации обучения химии – это формирования лабораторно-практических занятий.
Практика на рабочих местах предприятий и практические занятия должны были способствовать осознанному отношению к обучению и увеличению интереса к теоретическим знаниям, а также имели целью дать навыки практической работы на производстве. Второй этап характеризуется разработкой лабораторно-практических занятий по темам курса с выделением изучения свойств соединений, а также способов их переработки и получения. Третий этап организации обучения химии сопровождался усилением значимости лабораторно-практических занятий, а также появлением новых видов практик.
Данный этап явился отражением комплексного метода и метода проектов в высших учебных заведениях. В этот период во многих ВУЗах отменяются лекции, осознается отрицательная роль непрерывной практики. В конце периода в высшие учебные заведения возвращаются лекции, а также вводятся элементы семинарских занятий.
В третий период определяются основные формы организации обучения химии: лабораторно-практические занятия, семинарские занятия, лекции. На четвертом этапе организации обучения химии в школе вводятся лекции и семинары. Лабораторно-практические занятия в школе при изучении химии к этому времени являются хорошо разработанными. Также исследуется система самостоятельных работ по отдельным темам курса.
На пятом этапе формы организации обучения химии рассматриваются как система, разрабатываются системы лабораторных, семинарских и лекционных занятий. На сегодняшний день назревает шестой этап в развитии форм организации обучения химии. Данный этап объективно обусловлен сокращением времени, отводимого на изучение химии; изменениями в инженерной деятельности; изменением в содержании химического образования. В настоящее время при обучении химии в высшей школе согласно рабочим программам выделяются 4 основные формы организации обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы химического и экологического образования. Сборник научных трудов 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием, г. Санкт-Петербург, 15−18 апреля 2015 года. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. — 430 с.
2. Вестник научных конференций 2015 №01.02 (01). Современное общество, образование и наука. По материалам международной научно-практической конференции 30 сентября 2015 г. Часть 2. - Тамбов: Консалтинговая компания Юком. — 164 с.
3. Глозман А.Б. Техника и наука в их историческом взаимодействии // Философия и общество. - 2005. - № 4. С. 142-157.
4. Космодемьянская С. С., Гильманшина С. И. Методика обучения химии: учебное пособие. – Казань: ТГГПУ, 2011. – 136 с.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М., 2006. - 256 с.
6. Мария С. Пак Теория и методика обучения химии: учебник для вузов /М. С. Пак. – СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. – 306 с.
7. Методологические и методические основы преподавания химии в контексте ФГОС ОО: Учебное пособие. – Казань: Отечество, 2012. – 104 с.
8. Морозова М.И. Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005. - 18 с.
9. Новые информационные технологии в образовании: материалы международной научно-практической конференции 2012 13 - 16 марта Екатеринбург. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2012. — 538 с.
10. Ракитов А.И. Наука, образование и супер индустриальное общество: реалистический проект России // Вопросы философии. - 2009. - № 10. - С. 60-69.
11. Саукова С.Н. Методика обучения химии Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиля подготовки: Биология, химия, очной формы обучения. - Тюмень, 2016 - 74 стр.
12. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - М., 1987. - 590 с.
13. Чемоданов М. Ресурс высокотехнологичной модернизации // Экономист. – 2008- № 10. - С. 32-41.
14. Хазиев В.С., Хазиева Е.В.Мировоззрение как субъективная реальность. - Уфа, 2004. - 217 с.
15. Источник информации: Методика преподавания химии. - http://avkrasn.ru/article-1090.html