Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Государство воспринимается как активный социальный институт, который оказывает влияние на развитие мировой цивилизации, при этом отношение к понимаю государства постоянно менялось. В действительности, понять и оценить роль государства возможно только в сочетании с другими наиболее емкими явлениями, например, такими, как политическая система.
Государство выделилось из общества в определенный период его развития. Можно сказать, что общество является прародителем государства, тогда как государство – продуктом общественного развития. Государство может проявлять заботу об обществе или, наоборот, разрушает общественный механизм. В процессе перехода общества в своем развитии от одной формации к другой происходит и цивилизационное развитие государства.
Благодаря пониманию тех закономерностей, которые происходят в развитии гражданского общества и государства можно осознать весь путь, который был пройден человечеством за период его существования.
Актуальностью темы данного исследования заключается в необходимости познания законов взаимозависимости политической системы и государства для того, чтобы в последствии, в наиболее сложные моменты развития общества и государства обозначить способы и механизмы возможного предотвращения социальных потрясений, смены существующих политических режимов, создать условия для нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.
Предметом исследования являются соотношение государство – общество в рамках теории российского государства и права.
Объектом исследования можно обозначить теоретические положения правоведов- теоретиков, которые имеют непосредственное отношение к роли и месту государства в политической системе общества.
Цель исследования. Рассмотреть особенности взаимодействия общества и государства.
Задачами:
- Описать сущность государства
- Дать определение политической системы
- Указать место и роль государства в политической системе общества.
Методологической основой работы является общенаучный диалектический метод познания.
В процессе работы в качестве теоретических материалов были использованы труды таких авторов, как Емельянов Б. М., Козулин А.И., Комаров С.А., Пашенцев, Д.А.., Матузов Н.И. и др. Если обратиться к указанным исследованиям, то можно отметить, что в книгах данных авторов исследуются такие понятия как сущность государства, а также роль государства в рамках политической системы общества.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
1.Понятие и признаки государства
Термин «государство» можно довольно часто встретить в быту и в различных средствах массовой информации, но далеко не каждый знает значение данного термина.
На протяжении достаточно длительного периода времени точного определения государства не существовало, происходили частые изменения в его содержании. В качестве примера можно указать точку зрения французского короля Людовика XIV, который указывал на необходимость отождествления понятия государства со своей верховной властью .
По его собственному выражению «государство – это я» можно судить об отношение к данному термину. При этом необходимо понимать, что он имел определенную рацию, по той причине, что высшая власть в полной мере принадлежала ему, но при этом пытаться таким образом соотносить власть одного монарха с государством нельзя.
Для сравнения можно представить лозунг, который употреблялся в Советском Союзе, а: «Государство - это мы». В данном случае речь идет об отождествлении государства со всем народом. Данное определение также является не совсем верным, даже несмотря на то, что народ и граждане имеют тесную взаимосвязь с государством. В. И. Ленин указывал на то, что государство имеет довольно схожие черты с машиной, которая нацелена на подавление одного класса другим. В некоторых случаях использование подобных сравнений является вполне возможным, особенно когда речь идет об авторитарных и диктаторских режимах. Именно в данном случае выражена суть государства, в отличии от его понятия и определения .
Научный подход, который предъявляется к определению государства, позволяет отделить одно понятие от другого или от аналогичных социальных явлений. В качестве таких аналогичных и близких к социальным явлениям можно обозначить существующее родовое и гражданское общество, политические партии, а также иные религиозные и общественные организации, колонии, существующие мафиозные организации.
При этом государство в сравнении с иными социальными явлениями обладает наиболее важными признаками.
Как известно, в родовом обществе не существовало определенного аппарата публичной власти, по той причине, что управление было реализовано всеми членами рода или Советом, в состав которого входили старейшины.
При этом в родовом обществе власть обладала социальным характером, тогда как после возникновения государства власть приобрела политический характер. Что касается аппарата публичной власти, то он в некоторой степени отличается от субъектов гражданского общества. Работа в государственном аппарате довольно часто является основной, а в некоторых случаях речь идет о единой. Государство при этом выступает в качестве некоего ядра существующей политической системы общества и по этой причине может выступать от лица всего населения или определенной социальной группы .
Публичная власть обладает собственной системой государственных органов, которые сложились исторически и обладают определенными особенностями. В общем объеме они представляют собой политическую организацию народа.
Также необходимо помнить о роил государства в качестве субъекта международных отношений. В данном случае речь идет о том, что в состав аппарат публичной власти входит также аппарат управления и аппарата принуждения.
В качестве аппарата управления можно обозначить законодательную и исполнительную власть, а именно: парламент, Президент и его аппарат, Кабинет Министров, министерства и ведомства, местные госадминистрации и т.п. Что касается аппарата принуждения, то речь идет об армии, суде, прокуратуре и т.п..
Мысль о том, что необходимо определить права человека в общественной жизни появилась много веков назад, когда государственность только зарождалась.
Благодаря древнейшим памятникам письменности был зафиксирован момент, как на место первобытному строю пришло государство, стали издаваться первые законодательные акты, было положено начало правовой регламентации механизма государственного управления. С того момента как образовалось право, оно стало, в первую очередь, способом воздействия на общественные отношения и помимо этого средством способствующим нормальному функционированию государственной власти. По той причине, что государству необходимо было упорядочить отношения с помощью права, государство конституировало себя законодательным путем.
Общество понимает такое понятие как тип правового государства в виде государства, в котором власть основана на праве, и только при помощи права можно эту власть ограничить или реализовать. Не смотря на то что данное понимание является верным, все же оно в полной мере недостаточно для понимания сущности государства.
Например, в правовом государстве можно выделить два элемента :
• свободу человека, наиболее полное обеспечение его и т.д.
• ограничение правом государственной власти.
С точки зрения философии свобода определяется, как способность человека осуществлять какие-либо действия с учетом собственных интересов, основывая их на познании объективной необходимости. Право, которое по сути выступает в роли мерила свободы, должно по возможности раздвигать границы ограничений личности прежде всего в сфере экономике, сфере развития научно-технического прогресса в производство и т.п. Как представляется,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) [электронный ресурс] URL: http://www.echr.ru/documents/doc/2440800/2440800-001.htm
2. Абубекеров Р. В. Российское общество как уникальный цивилизационный исторический тип // Вестн. Поволжской академии гос. службы. – 2010. – N 1. – С. 189–194
3. Барышников О.В. Методологические основы цивилизационной типологии государств // Тр. филиала МГЮА в г. Вологде. – Вологда, 2004. – Вып. 1. – С. 3–11
4. Емельянов Б. М. Теория государства и права [Электронный ресурс] : учеб. курс / Б.М. Емельянов, С.А. Правкин. – М., [2010].
5. Емельянов–Лукьянчиков М.Я. К.Н. Леонтьев и Н.Я. Данилевский о славянской цивилизации [Электронный ресурс] // Слово : православ. образов. портал., 2010.
6. Пашенцев, Д.А. История государства и права России: Курс лекций / Д.А. Пашенцев. - М.: Эксмо, 2010. - 448 c.
7. Попова, А.В. История государства и права зарубежных стран: Конспект
8. Попова, А.В. История государства и права зарубежных стран: Краткий курс лекций / А.В. Попова. - М.: Юрайт, 2013. - 222 c.
9. Прудников, М.Н. История государства и права зарубежных стран: Учебник для бакалавров / М.Н. Прудников. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2013. - 811 c.