Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Роль туризма в современном мире сложно переоценить. Кроме объединения сотен тысяч людей по всему миру, сближения представителей различных культур и народов, туризм как индустрия играет важную роль в экономической сфере многих государств.
В ситуации глобального кризиса, вы- званного вспышкой коронавирусной инфекции, представители многих отраслей столкнулись с трудностями в ведении своей привычной деятельности. В перечень наиболее пострадавших отраслей, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 434, были включены авиа- и автоперевозки, сфера торговли, дополнительного образования, деятельность в области искусства и организации развлечений.
Однако даже при условии неполного снятия ограничительных мер перечисленные отрасли смогут незамедлительно приступить к рабочему процессу.
В ином положении оказываются другие три сферы, которым пандемия нанесла крайне ощутимый урон. Речь идет о туризме, сопутствующему ему виду деятельности – гостиничному делу, а также конгрессно-выставочной деятельности. Тем не менее, указанные сферы играют важную роль в российской экономике, что требует приложения усилий со всех вовлеченных сторон по сохранению их благосостояния.
Эта сфера интересна представителям власти и предпринимателям как высоколиквидная деятельность с ускоренными темпами возврата инвестиций, повышающая престиж региона и стимулирующая деловую активность.
Конгрессно-выставочный туризм рассматривается в настоящее время как инструмент макроэкономической и инвестиционной политики. Проведение ярмарок и выставок существенно повышают активность рынка, влияют на создание делового имиджа региона, интенсифицируют информационный обмен, оказывают влияние на формирование существенных денежных потоков и, тем самым, обеспечивают финансовые притоки в бюджеты различных уровней. Конгрессно-выставочная деятельность стимулирует взаимодействие представителей бизнеса как на внутреннем рынке, так и на международных рынках, что развивает международное сотрудничество и активизирует приток иностранных инвестиций.
Целью исследования является определение роли делового туризма и конгрессно-выставочной индустрии.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть конгресс-туризм как приоритетное направление развития туристской индустрии;
• Изучить инфраструктуру конгрессно-выставочного туризма;
• Провести анализ состояния развития конгрессно-выставочного туризма на примере Санкт-Петербурга;
• Выявить направления развития конгрессно-выставочного туризма в регионе.
Объект исследования: конгрессно-выставочный туризм как сектор делового туризма.
Предмет исследования: перспективность развития конгрессно-выставочного туризма в российском регионе.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Конгресс-туризм как приоритетное направление развития туристской индустрии
Современная туристская индустрия функционирует в условиях рыночной экономики, определяющей её основные направления развития и модернизации. Одной из главных составляющих в получении конкурентоспособного туристского продукта является его соответствие актуальным требованиям социума, связанным с развитием политических, научных, экономических и культурных контактов на всех уровнях общения.
Таким образом, масштабность коммуникаций современного общества как на межличностном, так и на международном уровне стимулирует развитие отрасли делового туризма и конгресс-туризма, в частности.
Конгресс-туризм, как особый вид делового туризма, стал одним из наиболее перспективных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей туристской индустрии. Он способствует развитию и укреплению деловых международных связей, решению широкого спектра значимых политических и экономических проблем. Путешествия с деловыми целями, включающие конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары и форумы, – эффективное средство выхода на новые рынки, поиска надёжных деловых партнёров, обмена мнениями и новыми идеями между коллегами и клиентами [16, с. 47].
Для функционирования делового туризма необходимы ресурсы. Согласно Федеральному закону от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», туристские ресурсы – это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил [23].
Туристские ресурсы можно условно разделить на природные и инфраструктурные. Для функционирования и развития конгресс-туризма, как составляющей делового туризма, достаточно наличия инфраструктурных ресурсов, что обусловлено специфичностью данной туристской отрасли. При этом благоприятные климатические условия, высокий природный и культурный потенциал повышают привлекательность туристской дестинации для проведения деловых мероприятий.
Центрами конгресс-туризма становятся города, отвечающие следующим требованиям: выгодное географическое положение, удобное транспортное сообщение, высокое качество предоставляемых услуг в сфере индустрии гостеприимства, наличие необходимых помещений для заседаний, лидерство или значимость в определенном виде человеческой деятельности (науки, культуре, бизнесе и пр.), архитектурная привлекательность, наличие в самом городе или вблизи него экскурсионных объектов.
Как правило, таким условиям отвечают крупные города, поэтому они являются важнейшими центрами организации делового туризма [19, с. 236].
Отличительной особенностью конгресс-туризма является то, что он тесно связан с гостиничным бизнесом. Конгресс-туризм важен для гостиниц по следующим причинам:
1. Участники конгрессов не только оплачивают проживание, но и активно пользуются услугами прачечной, ресторана, баров, казино, спортивных комплексов, формируя большую часть доходов гостиницы. Расходы одного делового туриста в среднем в 2–3 раза выше по сравнению со среднестатистическим гостем.
2. Туристы, путешествующие по производственной необходимости и принимающие участие в конференциях и семинарах, предъявляют определенные требования к перечню предоставляемых услуг, тем самым формируя специфический сегмент рынка. К таким требованиям можно отнести:
• предоставление комнат для переговоров и совещаний;
• предоставление услуг конференц-залов и конгресс-холлов с необходимой мебелью (места для президиума, стулья или кресла, столы, трибуна, дополнительные стойки, подставки, перегородки, позволяющие менять конфигурацию зала и др.);
• предоставление услуг бизнес-центра;
• предоставление услуг переводчика;
• предоставление технического и другого оборудования для проведения мероприятий (технические средства, позволяющие производить звукоусиление речи и аудиоисточников, отображать информацию высокого разрешения в надлежащем для слушателей и зрителей качестве, докладчикам самостоятельно управлять презентациями, графическими материалами, организовывать проведение сеансов видеоконференцсвязи и телемостов, проводить документирование мероприятий и создавать электронный архив проведенных мероприятий, организовывать просмотр кино- и видеофильмов с поддержкой современных форматов звукового сопровождения (многоканальный звук);
• экспресс-выписки для участников мероприятий;
• визовая поддержка;
• аренда технического оборудования для проведения мероприятий;
• организация завтраков и бизнес-ланчей (предоставление услуг шведского стола или заказного меню) для участников мероприятий; организация банкетного обслуживания во время проведения мероприятий (кофе-паузы, фуршеты и т. д.);
• наличие оздоровительных центров и спортивных площадок (бассейны, сауны, массажные кабинеты, гимнастические залы, фитнесцентры);
• соответствие оснащённости номеров основным потребностям деловых туристов (удобный для работы стол, хорошее освещение, качественная мобильная связь и интернет, офисные принадлежности, провода и адаптеры, нужное количество розеток, возможность быстро отсканировать и отправить документы) [15, с. 149].
1.2. Инфраструктура конгрессно-выставочного туризма
На западном рынке деловой туризм и конгресс-туризм получили широкое распространение. Они занимают одно из приоритетных мест в государственных программах развития туризма, направленных на усовершенствование базы инфраструктурных туристских ресурсов. Процесс интенсивного внедрения конгресс-деятельности затронул и Российскую Федерацию, однако на сегодняшний день на отечественном рынке туристического бизнеса данное направление развито недостаточно. Анализ современного состояния индустрии делового туризма и конгресс-туризма в Российской Федерации отражает особенности инфраструктурных туристских ресурсов на основании их классификации по следующим направлениям: средства размещения, транспортная инфраструктура, предприятия питания, конгрессно-выставочные площадки [2, с. 112].
С точки зрения обеспеченности средствами размещения, все регионы Российской Федерации, представленные функционирующим направлением конгресс-туризма, можно разделить на следующие категории: с относительно высоким, средним и низким уровнем развития гостиничной индустрии. На основании данной классификации можно выделить регионы с динамично развивающейся базой средств размещения: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Сочи. В данных регионах строятся бизнес-отели, расширяется календарь конгрессов, форумов и других деловых мероприятий, что свидетельствует об активизации развития делового туризма как крупного вида бизнеса. Другие регионы заметно отстают в темпах расширения базы средств размещения. Однако необходимо отметить, что в крупных промышленных и культурных центрах (Архангельск, Самара, Екатеринбург, Новосибирск) с каждым годом увеличивается объём услуг гостиничных предприятий, оснащённых всем необходимым для конгресс-туризма, а старые гостиницы модернизируются с учётом запросов бизнесменов.
Следующая значимая составляющая инфраструктурных ресурсов делового туризма – это услуги питания. Согласно исследованиям специалистов в сфере туризма, наибольший приоритет в сфере питания деловые туристы отдают быстрому и чёткому обслуживанию. Меню в месте пребывания должно быть представлено как минимум на двух языках. Слабыми сторонами многих отечественных предприятий питания являются плохая организация обслуживания и недостаточно высокое качество приготовления блюд.
Важное место в туристской инфраструктуре занимает транспорт.
Как правило, на транспортные услуги приходится основная доля в структуре цены делового тура. Конгресс-туризм полностью зависит от безопасности, скорости и удобств, предоставляемых туристам во время передвижения. Поэтому для организаторов и участников конгрессов имеет большое значение понимание основ взаимоотношений с транспортными компаниями, правил взаимодействия с ними в вопросах обеспечения безопасности пассажиров и их имущества, обслуживания, использования соответствующих скидок и льгот при продажах [20, с. 38]. Основные проблемы индустрии перевозок, сдерживающие развитие делового туризма, связаны с несоответствием транспортной системы России мировым стандартам по удобству, цене, эффективности и безопасности, а также недостаточные мощности аэропортов и транспортных магистралей.
Для решения данных проблем необходимо строительство новых аэропортов, автомобильных и железных дорог. При этом в целях максимизации экономического эффекта инвестировать средства нужно весьма интенсивно, чтобы не допускать долгостроя и связанных с ним потерь.
Следующей специфичной составляющей инфраструктуры конгресс-туризма являются конгрессно-выставочные площадки и деловые центры.