Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время, в связи с участившимися
трагедиями, повлекшими за собой гибель людей из-за возгорания в местах
массового скопления народа, особую актуальность приобретают вопросы
всестороннего обучения правилам поведения людей в чрезвычайных
ситуациях. Введение в современные образовательные учреждения традиции
4
организации экскурсионно-познавательной деятельности обучающихся
способствует всестороннему образованию личности, которая включает
посещение не только культурно-исторических объектов, но и объектов
специфичной тематики. Музеи пожарной безопасности на сегодняшний день
приобретают все большую популярность и являются наиболее
востребованными экскурсионными объектами, включенными в экскурсионнообразовательные программы.
Челябинский музей пожарной безопасности выступает в качестве одного из
привлекательных экскурсионных объектов, характеризующийся
положительной динамикой посещений. За последние 3 года число детских
групп, посетивших музей с экскурсионными целями, увеличилось в 3,3 раза,
наибольшей популярностью среди экспозиций пользуется действующая
панорама пожара в селе Тюлюк в 1973 году.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ЭКСКУРСИОННОЙ
ПРОГРАММЫ
1.1 Общая характеристика экскурсии
Современный туристский рынок характеризуется высоким уровнем
конкуренции, каждая тур компания стремится занять лидирующую позицию,
стараясь наиболее эффективно удовлетворить запросы и завоевать признание
потребителей. В связи с данной ситуацией многие туроператоры стали
стремиться к созданию уникального турпродукта, в основе которого лежит
комплексное обслуживание, формируются экскурсии, учитывающее новые
тенденции потребительского спроса.
Экскурсия лежит в основе экскурсионной деятельности и выступает в качестве
наглядного познания объектов истории, культуры, а также основных
достопримечательностей стран [16, с. 75].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в литературе не
существует систематизированного подхода к понятию «экскурсия», в
зависимости от отношения к функционированию экскурсии в определенный
5
период времени, многие авторы разнообразно трактуют данное понятие. Так,
например, М.П. Анциферов ассоциирует экскурсию с прогулкой, основной
целью которой является обучение [4, c. 41]. Практически подобное
трактование экскурсии представлено в Малой советской энциклопедии. В.
Даль в своем толковом словаре дает перевод экскурсии с латинского языка как
проходка, прогулка.
1.2 Свойства музейного предмета
В настоящее время по-прежнему наибольшей популярностью среди школьных
групп пользуются экскурсии в музеи. Однако проблема взаимодействия
музейного предмета и экскурсантов до сих пор находятся в центре внимания
экскурсоводов.
Под музейным предметом понимается извлеченный из реальной жизни
предмет, который представляет определенную музейную ценность,
включенный в музейное собрание и способный к длительному хранению [13,
с. 46]. В свою очередь, большинство ученых делают акцент на подлинности
музейного предмета, характеризуя его аутентичным источником, который
дает знания и вызывает определенные эмоции, также подчеркивается, что это
движимый объект реальной действительности. Иными словами, музейный
предмет является основой всей музейной деятельности, без которого исчезает
вся специфика музея.
Согласно рисунку, основными свойствами музейного предмета выступают:
1. Информативность.
Данное свойство основано на том, что музейные предметы способны
воплощать и отражать процессы, происходящие в природе и обществе в
различные периоды времени. Важными для понимания приро¬ды музейного
предмета являются понятия информационного потенциала и
информационного поля предмета. Таким образом, музейный предмет
выступает в качестве источника сведений о процессах и явлениях, которые
происходили либо происходят в обществе, а также характеризует особенности
6
эпохи, в которой он находился. Все информационные свойства, которые несет
в себе музейный предмет принято считать информационным потенциалом.
1.3 Правила формирования экскурсий
Как было отмечено выше, Экскурсия представляет собой целенаправленный,
наглядный процесс познания окружающего мира. Этот процесс происходит с
использованием заранее выбранных объектов, находящихся в природных
условиях и происходит под руководством квалифицированного специалистаэкскурсовода в соответствии заранее определенной тематике.
Создание новой экскурсии достаточно сложный и трудоемкий процесс. В
зависимости от квалификации экскурсоводов и методистов, их умения влиять
на аудиторию и держать ее под своим контролем в дальнейшем будет зависеть
познавательная ценность экскурсии, ее качество. Однако следует отметить,
что качество экскурсии также зависит от заранее проработанной тематики.
Проведение качественной экскурсии невозможно без ее доскональной
подготовки. В работе по подготовке экскурсии решаются следующие задачи:
1. Разработка темы экскурсии.
2. Подготовка экскурсовода к проведению новой экскурсионной программы
(как начинающего, так и заслуженного сотрудника) [29, с. 32].
Согласно рисунку, процесс создания новой экскурсии состоит из нескольких
этапов:
1. Предварительная работа.
Начальный этап, на котором происходит подбор материалов для будущей
экскурсии и их изучение, определение целей и задач экскурсии, а также отбор
объектов, согласно которым будет проводиться экскурсия [22, с. 63].
2. Разработка экскурсии.
Непосредственная разработка самой экскурсии включает:
1. Составление экскурсионного маршрута.
2. Обработку фактического материала.
7
3. Работу над содержанием экскурсии.
4. Написание контрольного текста.
5. Работу над методикой проведения экскурсии.
6. Выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во
время проведения экскурсии.
7. Написание экскурсоводами индивидуальных текстов [7, с. 29].
3. Утверждение экскурсии.
Данный этап является заключительным, на нем происходит утверждение
экскурсии на маршруте. Данная процедура проводится руководителем
экскурсионного учреждения, который допускает на маршруты экскурсоводов,
защитивших свою тему [7, с. 32].
2. РАЗРАБОТКА ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ ГУ МЧС
РОССИИ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 История развития музея пожарной охраны
ГУ МЧС России по Челябинской области
Обратившись к истории великой Руси можно отметить, что наиболее частым
бедствием в тот период времени являлись пожары. Данный факт в первую
очередь связан с тем, что основным строительным материалом сооружений
выступал лес. Любая людская оплошность и неаккуратность, а также
вражеские набеги часто заканчивались пожарами. Поэтому история пожарной
охраны является неотделимой частью истории России начиная со времен
Ивана Грозного.
В настоящее время в нашей стране практически в каждом городе присутствует
музей пожарной охраны. Наиболее интересными являются музеи в Москве и
Санкт-Петербурге фонды исторических архивов которых позволяют
воссоздать картину пожаротушения с момента становления Киевской Руси.
Музей пожарной охраны ГУ МЧС России по Челябинской области был
основан в Челябинске 1967 году, здание возводилось согласно проекта
инженера в. Бирюкова и по сей день располагается по адресу г. Челябинск, ул.
8
Пушкина 68/1. Музей занимает два этажа, первая выставка была открыта 17
апреля 1968 года к 50-летию со дня подписания В.И. Лениным декрета «Об
организации государственных мер борьбы с огнем» [10, c. 21].
Пожарно-техническая выставка действует по настоящее время и включает в
себя экспонаты и документы свидетельствующие о техники пожаротушения
использовавшейся в противопожарной службе Южного Урала. В 1994 году
данную выставку переименовали в Центр противопожарной пропаганды и
общественных связей.
В 2008 году в честь 40-летия выставки был изготовлен стенд, посвященный
тематике «Тушение пожара в местах с массовым пребыванием людей».
В 2011 году появляется макет «Ликвидация последствий ЧС на
железнодорожном транспорте».
На текущий момент выставка состоит из экспонатов, отражающих развитие
технологий пожаротушения с 1920 года по настоящий период, представлена
история развития пожарной техники и технологий с учетом современных
средств, использующихся при борьбе с огнем. Наиболее зрелищным
экспонатом выступает действующая панорама пожара в селе Тюлюк в 1973
году, также представлена возможность ознакомиться с системами
автоматического извещения о пожаре [10, c. 32].
2.2 Содержание программы экскурсии
Согласно анализу экскурсий, проводимых в музее пожарной охраны ГУ МЧС
России по Челябинской области, можно сделать вывод, что в целом данный
продукт ориентирован на детей старшего дошкольного возраста и взрослых,
для детей младшего школьного возраста экскурсионная тематика проработана
недостаточно. В связи с данным аспектом, предлагается внедрить в перечень
экскурсий интерактивную познавательную экскурсию «Огнеборцы» в целях
формирования уважения к труду пожарных и нравственного воспитания.
9
Маршрут данной экскурсионной программы включает автобусную часть,
которая составляет 3,6 км. Продолжительность экскурсии составляет 3,5 часа
с учетом дороги.
Передвижение предусмотрено на комфортабельном экскурсионном
микроавтобусе Mercedes Sprinter VIP, оснащенным системой
кондиционирования, мягкими регулируемыми сиденьями, аудиосистемой для
экскурсионного обслуживания, вместимостью 30 мест. На всем протяжении
маршрута детей будет сопровождать высококвалифицированный экскурсовод,
который во время следования расскажет о крупных пожарах Челябинска и
истории возникновения музея пожарной охраны.
2.3 Экономическое обоснование программы экскурсии
Разработанная экскурсия подлежит экономической оценке и
целесообразности внедрения ее на рынок. Для этого необходимо провести
технико-экономическое обоснование программы: оценить реальные затраты
на разработку и реализацию, определить общую стоимость и норму прибыли.
1. Калькуляционная статья «Страховка» включает приобретение страхового
полиса на время тура и составляет 50 рублей на человека. Страховые расходы
на группу 30 человек составляют 1500 рублей.
2. Калькуляционная статья «Транспортные расходы» включает в себя
стоимость переездов по маршруту, трансферы. В калькуляцию включаются те
расходы, которые входят в обязательную экскурсионную программу. В
транспортные расходы экскурсионной программы «Огнеборцы» входят
переезды:
1. Центральный парк им. Гагарина – Музей пожарной охраны ГУ МЧС России
по Челябинской области.
2. Музей пожарной охраны ГУ МЧС России по Челябинской области –
Центральный парк им. Гагарина.
Транспортные расходы на группу 30 человек составляют 6500 рублей, на 1
человека – 216 рублей.
10
3. Калькуляционная статья «Экскурсионное обслуживание» включает только
те расходы по экскурсионному обслуживанию, которые входят в
обязательную программу маршрута. В программу включены:
1. Путевая информация.
2. Экскурсия в музее пожарной охраны ГУ МЧС России по Челябинской
области.
3. Экскурсия в пожарной части.
Таким образом, стоимость экскурсионного обслуживания за весь период тура
составит 66 рублей на одного человека, на группу 30 человек стоимость
составит 2000 рублей.
4. Билеты в музей составят на группу 30 человек 1500 рублей, на одного
человека – 50 рублей.
5. При подсчете прямых затрат складываются вышеперечисленные статьи.
Итого прямые затраты составят:
на 1 человека = 50 руб. + 216 руб. + 66 руб. + 50 руб. = 382 руб.
на группу из 30 человек = 1500 руб. + 6500 руб. + 2000 руб.+1500 руб. = 11500
руб.
6. К косвенным затратам относятся расходы по организации набора групп,
амортизация основных средств и нематериальных активов, плата за аренду,
оплата услуг банков и предприятий связи, расходы по содержанию офиса,
заработная плата с обязательными отчислениями управленческого персонала,
агентов и т.д. Накладные расходы включаются в косвенные затраты.
Косвенные затраты составляют 7% от итоговой величины прямых затрат.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Экскурсия выступает в качестве самой традиционной формы работы с
экскурсантами, многие музеи и комплексы заинтересованы в экскурсионной
программе и за счет нее добиваются популяризации своего объекта. Экскурсия
невозможна без экскурсионного обслуживания, которое способствует
11
донесению до экскурсанта знаний по истории, культуре, географии и др. В
процессе участия экскурсанта в осмотре экспозиции в музее или исторической
части города происходит удовлетворение потребности личности в познании
окружающей действительности.
2. Три основных свойства музейного предмета аттрактивность,
экспрессивность и ассоциативность способны вызывать у посетителя эмоции,
информативность и репрезентативность способны отражать действительность
в предмете. В совокупности все данные свойства способствуют обретению
предметом музейного качества – качества «музейности».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ГОСТ Р 54604-2011 Туристские услуги. Экскурсионные услуги. Общие
требования. – Введ. 2011 – 12 – 8. – М.: Изд-во стандартов, 2011. – 37 с.
2. ГОСТ Р – 50644 – 2009. Туристско - экскурсионное обслуживание.
Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов. – Введ.
2000–11–16. – М. : Изд-во стандартов, 2010. – 27 с.
3. ГОСТ Р 50681-2010. Туристско - экскурсионное обслуживание.
Проектирование туристских услуг. – Введ. 1995–01–05. – М. : Изд-во
стандартов, 2009. – 32 с.
4. Анциферов М.П. Экскурсоведение. – М.: Федеральное агентство по
туризму, 2014. – 414 с.
5. Бабкин А.Б. Специальные виды туризма. Учеб. пособие/ - Ростов н/Д:
Феникс, 2013. - 252с.
6. Балабанов И.Т. Экономика туризма. – М.: ЭСКМО, 2015. – 343 с.
7. Бархаш Л. Особенности экскурсионного обслуживания. – М.: Альянс, 2013.
- 329 с.
8. Беликов Г.А. География Челябинской области. – М.: Алеф, 2011. – 187 с.
9. Бобкова А. Правовое обеспечение туризма. – М.: ЭСКМО, 2009. – 155 с.
10. Буткова А. Г. Основные музеи Роcсии. – М.: Кнорус. –2014. – 45 с.
11. Ветинев А.М. Маркетинг туристических услуг. – М.: Крокус, 2014. – 471 с.
12
12. Войт В.К. Рекреационные ресурсы Челябинской области. – М.: ИНФРА-М,
2012. – 215 с.
13. Горшков С.А. Экскурсоведение. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 346 с.
14. Гутников В. А. Экскурсионная деятельность и туризм – М.: ЭСКМО, 2012.
– 120 с.
15. Дурович А.П. Организация туризма. – М.: ИНФРА-М, 2011 – 314 с.
16. Елкина И. Экскурсоведение. М.: ЭСКМО, 2010.- 322 с.
17. Емельянов Б. Экскурсоведение. – М.: Атриум, 2012. – 325 с.
18. Жинкин И. Туризм. Экскурсионные маршруты: Метод. Пособие – М.:
Крокус, 2013. – 185 с.
19. Жуков А.А. Технология и организация туроператорских услуг. – М.:
ИНФРА -М, 2013. – 387 с.
20. Зорин И.В. Энциклопедия туризма. – М.: Атриум, 2013. – 327 с.
21. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности: учебник - М.:
Финансы и статистика, 2008. - 256 с.
22. Кабушкин, Н.И. Организация туризма: учеб. Пособие. - М.: Новое знание,
2009. - 632 с.
23. Карагозов О.В. Организационные аспекты повышения эффективности
культурно-познавательной сферы туризма. – М.: Научное обозрение, 2013. –
45 с.
24. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник / В.А. Квартальнов. - М.: Финансы и
статистика, 2010. - 320 с.
25. Кондратьев, О.Г. Сохранение культурного наследи страны / О.Г.
Кондратьев // Вояж. – 2008. - № 10. – С. 58-60.
26.Кравченко Н. Интерактивные экскурсии как метод повышения сознания. /
Н. Кравченко // Знание. – 2013. - № 7. – с.23-28.
27. Кружалин В. И. Теоретические и практические аспекты развития
рекреации и туризма в России. – СПб.: «Издательство Д.А.Р.К.». 2011. – 215 с.
28. Квасов А. Экскурсоведение. – М.: ЭСКМО, 2012. – 149 с.
13
29. Кусков А.С. Технология и организация экскурсионных услуг. – М.:
ИНФРА-М, 2013. - 324 с.
30. Куликов А.С. Экскурсионное дело. – М.: Форум, 2012. – 256 с