Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Деятельность основателей русской литературной критики продолжает вызывать интерес думающей, творческой части населения России. Теперь, спустя 207 и 182 года со дня их рождения, когда мир стремительно меняется, вместе с этим меняются и ценностные ориентации нашего народа, популяризация и интерпретация их творчества особенно актуально. Их творчество требует исторического переосмысления. Главный источник информации о Н.А. Добролюбове запечатлен Н.Г. Чернышевским в журнале «Современник», 1862, №1. Продолжение последовало лишь через 27 лет в журнале «Русская мысль», 1889. После смерти Чернышевского материалы о Добролюбове печататься перестали, но в 1890 году были изданы отдельной книгой в Москве. Также в журналах 1861 года: «Русский инвалид», «Современник», «Книжный Вестник», «Московский Наблюдатель». В 1862 году: «Библиотека для чтения», статья О. Бибикова «О литературной деятельности Н.А. Добролюбова», Зайцева «Белинский и Добролюбов» и др.
Принято считать, что Белинский начал свою настоящую литературную деятельность в сентябре 1834 года, когда выступил с первой серьезной критической статьей. Эта статья Белинского, помещенная в нескольких номерах издававшейся при «Телескопе» «Молвы», под названием: «Литературные мечтания. Элегия в прозе», представляет горячо и блестяще написанный обзор исторического развития русской литературы. В ней проявилась характерная для автора повышенная идейно-художественная требовательность к литературе и крайность оценок. Главным критерием оценки, нормативным идеалом выступала «народность» литературы, которой не все авторы соответствовали. Впоследствии «народностью» Белинский называл верность действительности. Установив понятие литературы в идеальном смысле и сличая с ним положение нашей литературы от Кантемира до новейшего времени, Белинский высказывал убеждение, что «у нас нет литературы» в том широком, возвышенном смысле, как он ее понимал, а есть лишь небольшое число писателей.
Другой представитель русской литературной критики - Н.А. Добролюбов, ещё будучи студентом, начал сотрудничать с журналом «Современник», одним из лучших журналов России, печатавшим произведения талантливейших российских авторов. В «Современнике» Добролюбов познакомился и на всю жизнь подружился с Н.А. Некрасовым и Н.Г. Чернышевским.
Предмет нашего исследования: схожие и различные аспекты творчества В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова.
Объект исследования: творчество и особенности биографии, повлиявшей на творчество, В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова.
Цель исследования: Выявить схожие и различные моменты творчества В.Г. Белинского и Н.А. Добролюбова.
Задачи:
1. Дать краткую историческую характеристику русской культуры XIX века.
2. Охарактеризовать судьбу Белинского и Добролюбова в контексте культурно-исторического развития России.
3. Выявить схожесть и различия в жизнедеятельности Белинского и Добролюбова.
Метод исследования: сравнение, обобщение.
Структура: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Глава 1.Характеристика творчества В.Г. Белинского
1.1.Обзор журналистской и литературно-критической деятельности В.Г. Белинского
Если придерживаться хронологического изложения биографии журналиста Белинского, следует выделить два раздела: 1. Деятельность В. Г. Белинского в Московский период (1833-1838 гг.); 2. Деятельность В. Г. Белинского в Петербургский период (1839-1848 гг.). Разумеется, предложенное деление условно, но в целом оно верно отражает творческую биографию критика. Непосредственно этому предшествует гимназический и училищный период.
В 1825 г. Белинский заканчивает Чембарское уездное училище и поступает в Пензенскую гимназию. Учеба здесь знаменуется следующим этапом накопления знаний, повышение культурного уровня так необходимого для журналиста. Учился он охотно и упорно, но отношение к изучаемым дисциплинам было неравнозначным. Так, совершенно равнодушен он был к закону божьему, не проявлял особого интереса к математике, хотя экзамены по этому предмету сдавал успешно, в том числе и при поступлении в Московский университет. Лучшие успехи он проявлял в знаниях латинского языка, отличные - в логике, риторике, истории и географии. За успехи по последним дисциплинам «ученик 2-го класса Пензенской гимназии Виссарион Белынский» (тогда еще его фамилия писалась с буквой «ы») был награжден книгой «Руководство к механике, изданное для народных училищ Российской империи». Родственник награжденного ученика, Д. П. Иванов, писал в своих воспоминаниях: «Ни одна минута не пропадала у него даром: он или читал, или списывал что-нибудь прочитанное в тетрадь (с этого времени он делал целые сборники стихов), или беседовал с дельными людьми, или предавался в одиночку размышлениям».
Как и в Чембарском училище, в Пензенской гимназии юноша Белинский очень много занимался самостоятельно: заполнял тетради выдержками из различных сочинений, сам пробовал писать прозу и стихи. Значительно расширился круг его чтения. П. Ф. Максяшев в книге «В. Г. Белинский в Чембаре и Пензе», рассматривая Записную книжку гимназиста Белинского, приходит к выводу о знании юношей произведений писателей-декабристов. У сына штаб-лекаря имелся экземпляр запрещенной «Полярной звезды» за 1825 г., он читал произведения К. Ф. Рылеева, А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова, П. А. Вяземского, Н. М. Языкова, В. Н. Григорьева, Ф. Н. Глинки. В рукописном списке познакомился страстный книголюб с комедией А. С. Грибоедова «Горе от ума». Из переводной литературы ему нравились Вальтер Скотт и Шиллер. В таком перечне заметно открытие метода сравнительного анализа русской и зарубежной литературы, которое потом ученые определят как сравнительно-культурный метод.
Обратим внимание еще на один любопытный факт: гимназист Виссарион уже в эти годы следил за литературной полемикой того времени в журналах «Вестник Европы», «Сын отечества», «Московский вестник», «Московский телеграф». «Классицизм и романтизм, - писал он позже, - два слова, коими огласился Пушкинский период нашей словесности; вот два слова, на кои были написаны книги, рассуждения, журнальные статьи и даже стихотворения, с коими мы засыпали и просыпались, за кои дрались на смерть, о коих спорили до слез и в классах, и в гостиных, и на площадях и на улицах!».
Живя в Пензе, Белинский пристрастился к театру, что потом пригодилось в журналистской работе. Посещал он театр Гладковых, функционировавший с 1806 по 1829 гг. Театр, пользовавшийся успехом у пензенцев, производил громадное впечатление на гимназиста. Автора будущих театральных статей, старающегося не пропускать премьеры. Приезжая во время зимних и летних каникул в Чембар, Виссарион Белинский и Дмитрий Иванов вместе с друзьями ставили пьесы, в которых играли главные роли.
Зимой и весной 1829 г. Белинский настойчиво занимался подготовкой для поступления в университет. Мечты юноши постепенно сбывались: 20 августа он приезжает в Москву, а осенью этого же, 1929 г., успешно выдерживает вступительные экзамены на словесный факультет Московского университета. Мировоззрение студента - будущего журналиста - формировалось в демократической студенческой среде. Немаловажную роль в становлении его творческой судьбы продолжал играть театр, который он регулярно посещал «для образования своего вкуса». В письме к матушке он писал: «Вы меня еще в прежнем письме упрекали в том, что я был в театре, а не был во всех соборных и приходских церквах. Театр мне необходимо... посещать для образования своего вкуса и для того, чтобы, видя игру великих артистов, иметь толк в этом божественном искусстве. Я пошел по такому отделению, которое требует. Чтобы иметь познания. во всех изящных искусствах. И потому я прошу вас уволить меня от нравоучений такого рода: уверяю вас, что они будут бесполезны».
Молодой театрал попробовал свои силы в драматическом искусстве, написал драму «Дмитрий Калинин». За революционно-драматические взгляды пьесу не допустили к публикации. Отчасти, может быть, даже и хорошо, что пьесу запретили печатать, ибо в лучшем случае создателя «Дмитрия Калинина» ожидала суровая каторга. Впервые драма появилась в печати после смерти ее автора, в 1891 г., а постановка на сцене осуществилась уже после Октябрьской революции, в 1957 г., в том самом городе, где он учился в гимназии, на сцене Пензенского областного драматического театра. Между прочим, шла она несколько лет с большим успехом у зрителей, показывалась во время гастролей театра в Москве и одобрялась театральной критикой.
«Выходка» студента не могла пройти незамеченной для руководства университета. Оно поджидало удобного случая для расправы. Осенью 1832 г. заболевший Белинский долгое время находился на излечении в госпитале и по этой причине не имел возможности вовремя сдавать экзамены. Повод для изгнания неблагонадежного ученика появился, и начальство, воспользовавшись представленной возможностью, исключило его из университета с незаслуженно обидной формулировкой «По слабому здоровью и притом по ограниченности способностей». Была и еще одна причина - студент университета самозабвенно увлекался чтением журнальных статей в ущерб занятиям в университете. В письме к матери от 21 мая 1833 г. он честно и по-взрослому, обдуманно сообщал: «Я не буду говорить Вам о причинах моего выключения из университета: отчасти собственные промахи и нерадение, а более всего долговременная болезнь и подлость одного толстого превосходительства.».
Судьба многих журналистов как в XIX в., так и в последующие века отличалась особыми трудностями. Не стал исключением в этой связи и В. Г. Белинский. Наступила, пожалуй, самая тяжелая полоса творческой биографии Белинского - он остался без всяких средств к существованию, не имел документа об окончании учебного заведения для устройства на более или менее сносную работу. Для истинного журналиста такая позиция уже залог будущего успеха. Весной 1833 г. Белинский сблизился с известным критиком, редактором журнала «Телескоп» и приложения к нему газеты «Молва» Н. И. Надеждиным, который, почувствовав в юноше незаурядное дарование, предложил сотрудничать в его журнале. A первые публикации вышли у него в 1831 г. (стихотворение «Русская быль» в журнале «Листок» и рецензия на брошюру о «Борисе Годунове» А. С. Пушкина). По-настоящему творчески талант начал разворачиваться в «Телескопе» Надеждина, где он сначала выступал в качестве переводчика французских писателей (роман Поль де Кока «Магдалина» в его переводе вышел в свет в 1833 г.), а затем, перейдя на написание критических статей, стал руководителем отдела критики журнала.
Свою практическую деятельность журналиста В. Г. Белинский начал в «Телескопе» и «Молве», издававшихся Н. И. Надеждиным в Москве. Уже первая статья автора с «ограниченными способностями», опубликованная в 1834 г. в газете «Молва», открыла новую эпоху в отечественной критике. Давая обстоятельный обзор развития литературы от Ломоносова, Фонвизина,