Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В последнее время все больше людей начинают изучать английский язык. Знание иностранного языка становится потребностью не потенциальной, а реальной. Теперь уже для многих людей становится очевидным, что без английского языка современный человек уже не может обойтись. Изменился и возраст учащихся. Если раньше в основном иностранный язык, в частности, английский, дети начинали изучать со школьного возраста, то сейчас родители пытаются, как можно раньше дать своим детям языковое образование. И мы считаем, что это оправдано, так как дошкольный возраст признан учеными наиболее благоприятным периодом для изучения языков.
Как правило, чем раньше начнется обучение английскому языку, тем быстрее пройдет адаптация в школе и это повлияет на общее развитие ребенка, улучшит продуктивность его мышления. В настоящее время обучение иностранному языку детей с шести-семи лет стало вновь предметом заинтересованного разговора педагогов, филологов и родителей.
Исследования многих педагогов и психологов подтверждают, что в детском возрасте изучение иностранных языков происходит легче и быстрее, чем в более старшем возрасте. Эффективность раннего обучения была доказана такими учеными как Н.Д. Гальсковой, З.Н. Никитенко, В.Н. Мещеряковой, З.Я. Футерман, Н.В. Семеновой и др. Грамотно выстроенные занятия по обучению английскому языку способны решить задачи не только образовательного характера, но также развивающего и воспитательного, что, в свою очередь, является фундаментом для полноценного, гармоничного и всестороннего развития детей дошкольного возраста. В ДОУ педагоги акцентируют внимание на такой аспект языка, как говорение, так как детям проще всего будет освоить английский язык именно с этой стороны. Также говорение обеспечивает одну из самых важных функций языка – общение.
Однако существует ряд проблем раннего обучения английскому языку и противоречий между существующими теоретическими работами по теме и трудностью их применения на практике. Несмотря на множество научных работ по данной теме, при организации раннего обучения английскому языку дошкольников образуются следующие проблемы:
• отсутствие должного методического материала;
• нерешенность организационных вопросов по обучению дошкольников;
• недостаток специалистов в данной сфере обучения;
• небольшой, несоответствующий требованиям общения уровень овладения английским языком учениками;
• методики не принимают во внимание все объективные факторы и условия реального обучения учащихся;
• недостаточный уровень владения знаниями о возрастных особенностях своих учеников.
В итоге дети теряют интерес к языку, что пагубно сказывается на будущем их обучении в школе. Для решения названных проблем целесообразно разработать соответствующие программы, адаптированные для обучения детей дошкольного возраста.
Обучение английскому языку дошкольников наиболее эффективно происходит с использованием игр. Введение игр в занятия английским языком обеспечивает максимальную активность детей, поскольку игра – наиболее естественная форма поведения детей. Игра дает возможность представить серьезное содержание в доступной, эмоционально значимой форме.
Цель исследования: изучение возможностей игры как средства обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• провести анализ содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования в аспекте обучения английскому языку детей дошкольного возраста;
• рассмотреть процесс организации раннего обучения английскому языку детей 6–7 лет;
• подобрать игры для обучения английскому языку детей 6–7 лет по темам.
Объект исследования: обучение иностранному языку в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: игровые приемы и игра, как средство обучения дошкольников иностранному языку.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
I. Теоретические основы обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста
1.1 Анализ содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования в аспекте обучения английскому языку детей 6 лет
Обучение дошкольников английскому языку осуществляется в ДОУ с помощью реализации программы дополнительного образования по английскому языку. Данная программа разрабатывается методическими службами ДОУ на основе парциальной программы, которая соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) [12, c. 5–9].
Обратимся к парциальной образовательной программе «Английский для дошкольников» под редакцией Ю.А. Комаровой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО. Данная программа включает курс английского языка CheekyMonkey. Этот курс включает в себя следующие планируемые результаты:
1. Социальные отношения.
Формирование таких нравственных качеств как доброта, уважение к людям, справедливость, честность, чувство собственного достоинства, ответственность, дружба, добрые поступки, взаимопонимание и готовность помогать другим людям [7, c. 34–36].
2. Культура поведения.
Усвоение норм этикета и поведения, культура поведения в гостях, за столом, нормы общения со взрослыми и со сверстниками, правила поведения на дороге, в общественных местах [7, c. 39].
3. Познавательные способности.
Знакомство и использование таких способов познания как измерение, классификация, обследование объектов, сравнение по разным основаниям, упорядочивание и т.д. Дети способны рассуждать на элементарном уровне, приводить аргументы, отражать результаты познания в своей речи. Дети имеют представления о стране, родном городе, у них формируются гражданско-патриотические чувства, дошкольники узнают о других странах и народах с помощью изучения английского языка [7, c. 42–43].
4. Общеречевые способности.
Коллективное взаимодействие детей при выполнении игровых заданий и поручений. Дети могут использовать основные формулы эмоционального взаимодействия в ситуациях приветствия и прощания, логичную объяснительную речь в общении со сверстниками и взрослыми. Дети имеют базовые представления о современной детской и классической литературе, знакомы с книжной культурой [7, c. 47–48].
5. Готовность к обучению в школе.
Формирование представления о школе, школьниках, учителе.
Дети осознают важность соблюдения школьного режима, стремятся к познанию. У дошкольников формируется интерес к дальнейшему овладению английским языком в условиях школьного образования [7, c. 51–54].
6. Владение английским языком.
При обучении детей 6 лет иностранному языку особое значение приобретает развивающий аспект обучения, который предусматривает общее совершенствование речемыслительных процессов. Ребенок в этом возрасте легко заучивает слова и предложения на иностранном языке и напрямую связывает их с предметами и действиями. Очень часто дети этого возраста используют иностранные слова и предложения в родной речи, не замечая этого.
В группах, сформированных для изучения английского языка, дети одного возраста:
• первый год обучения – дети старшей группы (от 5 до 6 лет);
• второй год обучения – дети подготовительной к школе группы (от 6 до 7 (8) лет).
Состав групп постоянный на весь срок обучения.
Планируемые результаты
Артикуляция
Первый год обучения
(старшая группа, 5 – 6 лет)
• выработать фонетические навыки, повторения за педагогом;
• овладеть артикуляционной базой английского языка в полном объеме.
Лексика
Первый год обучения (старшая группа, 5 – 6 лет) – от 100 до 200 лексических единиц.
Коммуникация
Первый год обучения
(старшая группа, 5 – 6 лет)
• овладеть адекватным поведением в двуязычной ситуации;
• познакомиться с общеязыковыми нормами и правилами общения;
• приобрести начальные знания из области интеркультурной коммуникации;
• развить устойчивый интерес к изучаемому (английскому) языку, а также желание говорить на нём.
Грамматика
Первый год обучения
(старшая группа, 5 – 6 лет)
• усвоить грамматические явления, входящие в коммуникативный минимум (множественное число существительных).
• научиться использовать наиболее употребительные формы организации высказываний (из литературных произведений (песенок, рифмовок) на английском языке).
1.2 Анализ содержания примерной общеобразовательной программы дошкольного образования в аспекте обучения английскому языку детей 7 лет
Дошкольники 7 лет обладают рядом преимуществ, позволяющих им успешно овладевать иностранным языком. Дети этого возраста уже достаточно хорошо владеют родным языком, у них преобладает непроизвольное запоминание, они легко вступают в контакт.
Преимуществом данного возраста является отсутствие языкового барьера, то есть страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке.
Второй год обучения
(подготовительная группа, 6 – 7 лет)
Содержание программы корректируется с учетом субъектного опыта ребёнка, его игровых интересов и предпочтений. Оно является гибким и вариативным с точки зрения методов, способов подачи материла, применения полученного опыта в деятельности. В рамках каждой темы разучиваются песни и рифмовки.
Планируемые результаты
Артикуляция
Второй год обучения
(подготовительная группа, 6 – 7 лет)
• овладеть артикуляционной базой изучаемого языка в полном объеме;
• фонетика, просодия, интонация могут стать основными достижениями ребенка при овладении иностранным языком.
Лексика
Второй год обучения (подготовительная к школе группа, 6 – 7 лет) – до 350 лексических единиц.
Коммуникация
Второй год обучения
(подготовительная группа, 6 – 7 лет)
• овладеть адекватным поведением в двуязычной ситуации;
• познакомиться с общеязыковыми нормами и правилами общения;
• приобрести начальные знания из области интеркультурной коммуникации;
• развить устойчивый интерес к изучаемому (английскому) языку, а также желание говорить на нём.
Грамматика
Второй год обучения
(подготовительная группа, 6 – 7 лет)
• усвоить грамматические конструкции, входящие в коммуникативный минимум: глаголы при употреблении с существительными третьего лица единственного числа;
• научиться использовать наиболее употребительные формы организации высказываний (из литературных произведений (песенок, рифмовок) на английском языке).
Изучение английского языка представляет собой основу для межкультурного общения и взаимодействия, тесно связано с пониманием культурных ценностей и традиций англоязычных стран. Обучение английскому языку дошкольников в культурном контексте, в контексте диалога культур, представляется нам эффективным в силу обеспечения реализации системного подхода к обучению, предполагающего не изолированное изучение языка, а в неразрывной связи с культурой страны и народа.
Обучение дошкольников общению на английском языке в контексте диалога культур предполагает взаимосвязанное решение следующих коммуникативных, воспитательных, общеобразовательных и развивающих задач и способствует формированию предметных и метапредметных навыков:
1. Познавательный (культурологический) аспект: знакомство с культурой страны изучаемого языка как нового лингвосоциума.
2. Образовательный аспект: формирование и развитие коммуникативной культуры дошкольников.
3. Развивающий аспект: развитие у дошкольников способностей использовать английский язык как инструмент общения в диалоге культур; развитие лингвострановедческой наблюдательности, творческого воображения, ассоциативного и логического мышления в условиях учебного общения на английском языке.
4. Воспитательный аспект: формирование у дошкольников представлений о многообразии культур; воспитание потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи [15].
Актуальность формирования культурного контекста образовательной программы по английскому языку для дошкольников может быть обоснована и с точки зрения культурологического подхода к проектированию основных образовательных программ дошкольного образования при реализации ФГОС. Согласно культурологическому подходу, имеет место «высокий потенциал отбора культуросообразного содержания дошкольного образования, что позволяет выбирать технологии образовательной деятельности с целью организации встречи ребенка с культурой, овладевая которой на уровне определенных средств, ребенок становится субъектом культуры и ее творцом».
Важное значение для обучения детей дошкольного возраста английскому языку имеет знакомство учащихся с новым для них языковым полем, формирование интереса к английскому языку и культуре англоязычных стран. Формирование культурного контекста образовательной программы по английскому языку связано с ознакомлением детей с элементами культуры англоязычных стран (традиции, обычаи, праздники, страноведческие материалы и т.п.), с приобщением к культурным ценностям стран, включением в диалог культур, а также с развитием интереса к многообразию мира в целом [14].
Культурный контекст образовательной программы по английскому языку в аспекте используемых методов, средств и форм работы с дошкольниками должен быть сформирован с учетом возрастных и психофизических особенностей возраста обучающихся. Мы полагаем, что для формирования культурного контекста образовательной программы по английскому языку для дошкольников наиболее целесообразно использовать лингвострановедческий материал. Лингвострановедческий материал повышает интерес детей к языковому и культурному многообразию мира, вызывает уважение к языкам и культурам других народов, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Примерами лингвострановедческого материала могут служить авторские разработки по знакомству детей с англоязычными странами (Великобритания, США, Канада, Австралия), разработки презентаций по достопримечательностям Лондона и др., игровые разработки по национальным символам англоязычных стран, материалы об английской королеве, о героях английского фольклора, литературных персонажах и др. Здесь важно отметить, что итоговые занятия с лингвострановедческим материалом могут сопровождаться играми, викторинами и другими формами работы.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 624 с.
2. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М. : Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.
3. Апарина Ю.И. Вербальное воздействие педагога на личность учащегося как основное средство его всестороннего развития. Журнал: Образование и саморазвитие. - М.: Издательство Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2010.
4. Беляев, Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам / Б.В. Беляев. – М. : Просвещение, 1965. – 227 с.
5. Вронская, И.В. Методика раннего обучения английскому языку / И.В. Вронская. – СПб. : КАРО, 2015. – 336 с.
6. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. / Н.Д. Гальскова. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.
7. Комарова, Ю.А. Парциальная образовательная 5программа «Английский для дошкольников» и тематическое планирование / Ю.А. Комарова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 160 с. – (ФГОС дошкольного образования).
8. Маякова Е.В. Английский язык: подготовительный этап к обучению в школе. Планирование по теме «Еда. Продукты питания. Напитки.» Дошкольное воспитание. 2019. № 7. С. 62-68.
9. Маякова Е.В. Инновационное обучение английскому языку. Тематическое планирование занятий. Дошкольное воспитание. 2018. № 2. С. 84-91.
10. Ничипоренко, Л.К. Педагогическое сопровождение обучения старших дошкольников английскому языку в дошкольном образовательном учреждении: специальность 13.00.07 «Теория и методика дошкольного образования» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ничипоренко Лидия Константиновна ; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. – СПб., 2008. – 22 с.
11. Пассов, Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению / Е.И. Пассов. – М.: Рус.яз., 1989 – 276 с.
12. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155// Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему. – 2013. – 15 с.
13. Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные социально-педагогические и методические положения. Иностранные языки в школе. 2014. № 11. С. 2-13.
14. Шатковская О. В. Образовательная программа «Английский язык для дошкольников», 2013
15. Шаяхметова Н. А. Изучение английского языка в культурном контексте, 2014