Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Курение является серьезной медико-социальной проблемой и одной из ведущих предотвратимых причин смертности и инвалидности во всем мире. По данным Национального исследовательского центра терапии и профилактической медицины Минздрава России, доля заболеваний, вызванных курением, в общей заболеваемости составляет 30% у мужчин и 4% у женщин. В России ежегодно от заболеваний, связанных с табакокурением, умирает более 300 000 человек, причем трое из четырех умирают в возрасте от 35 до 69 лет. Глобальное исследование употребления табака среди взрослых, проведенное совместно Росстатом и Всемирной организацией здравоохранения, показало: с 2013 по 2020 год распространенность курения в России снизилась с 39,4% до 30,9%. По результатам этого опроса, в настоящее время курят 50,9% мужчин и 14,3% женщин, но Россия по-прежнему входит в число крупнейших потребителей табака в мире.
Курение является единственным модифицируемым фактором риска развития социально значимых заболеваний, таких как болезни системы кровообращения, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), злокачественные новообразования и другие хронические неинфекционные заболевания. Отказ от курения приводит к снижению риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний на 50%, в то время как пожизненный прием антигипертензивных препаратов или статинов составляет лишь 25-35% и 25-42% соответственно. Поэтому наиболее актуальным является комплексный подход к профилактике заболеваний, связанных с курением, с учетом раннего выявления и реализации мероприятий по предупреждению или прекращению курения.
Для повышения эффективности профилактики заболеваний, связанных с курением, а также индивидуальной профилактики и лечения курения необходимо внедрить в систему здравоохранения антитабачную политику. Обучение в Школе здоровья – одно из самых перспективных направлений в лечении больных, страдающих никотиновой зависимостью.
Это форма группового профилактического консультирования, которая помогает повысить осведомленность о негативных последствиях курения для здоровья, повысить приверженность отказу от курения и предоставить практические советы по изменению образа жизни и лекарствах для уменьшения симптомов отмены. В работе школы отказа от курения важную роль играет медсестра.
Цель: Изучить роль медицинской сестры в обучении пациентов в школе отказа от курения.
Задачи:
1.Изучить профилактику табакокурения;
2.Провести исследование в ПНД;
3.Рассмотреть деятельность медсестры.
Объект: Школа отказа от курения.
Предмет: Роль медсестры в школе отказа от курения.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ В ШКОЛЕ ОТКАЗА ОТ КУРЕНИЯ
1.1. Методы обучения в школе здоровья
Школа здоровья для пациентов, решивших бросить курить, создается в медицинской организации на базе поликлинического отделения, включающего кабинет (отделение) медицинской профилактики, центр здоровья; дневной стационар или специализированные отделения (терапевтическое, кардиологическое, эндокринологическое, пульмонологическое и др.) стационара; санаторий. Школа организуется Приказом главного врача медицинской организации, который утверждает руководителя Школы, порядок и формы направления пациентов на обучение, форму учета обучающихся, назначает ответственного за составление документации.
Методы обучения
1) словесный — информация излагается в устной форме: рассказ, беседы, лекции;
2) наглядный (иллюстративный) — используются медицинские атласы, картинки, видеофильмы и т.д.;
3) практический — проводится отработка практических манипуляций.
Курильщики не считают себя больными, ведут привычный образ жизни, поэтому, в отличие от 5-6 занятий, рекомендованных в школах здоровья для больных с хроническими заболеваниями, целесообразно уменьшить их количество в школе отказа от курения за счет увеличения продолжительности. Рекомендуемое количество уроков в школе – 2. Продолжительность урока – 3 академических часа (120 минут) или примерно 2-2,5 часа. Частота - 1-2 занятия в неделю.
Каждое занятие состоит из вводной части, информационного блока, интерактивной части, в т.ч. практические задания и выводы. Информационную часть рекомендуется чередовать с активными формами обучения, продолжительность информационного блока не должна превышать 10-15 минут. Во вводной части каждого занятия рекомендуется давать краткий обзор затронутых тем. Блок теории содержит информацию, которая помогает принять взвешенное решение бросить курить. Активная часть проходит в виде тестов, дискуссий, мозгового штурма, формулирования настроя на отказ от курения, выбора альтернативных табаку занятий в различных жизненных ситуациях и т.д.
Для успешного обучения взрослых необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не использовать директивный стиль в проведении уроков.
2. При построении занятия учитывать особенности концентрации внимания: чередовать теоретические и практические занятия, не затягивать проведение информационного блока.
3. Минимизировать использование медицинских терминов. Если их невозможно заменить, то необходимо объяснить их значение.
4. Способствовать положительной мотивации слушателей, т. е. акцентировать внимание на пользе для здоровья, экономической выгоде, личной свободе и т. д.
6. Всегда выделять время для ответов на вопросы.
Характеристики эффективной подачи информации – правило четырех «Д»:
1) доброжелательность – принять, поддержать, не навешивать ярлыков, не критиковать, не оценивать;
2) доступность – подбирать объем и состав материала по уровню подготовленности группы;
3) достоверность - передаваемая информация должна быть подтверждена достоверными источниками, отражать реальные факты и события;
4) дозировка - важно чередовать теоретические и практические блоки, чтобы не перегружать материалом.
1.2. ЗОЖ (курение)
Здоровый образ жизни – это образ жизни, который помогает сохранить здоровье и снизить риск неинфекционных заболеваний (НИЗ) за счет контроля поведенческих факторов риска. Без сомнения, курение несовместимо со здоровым образом жизни. Курение – одна из самых распространенных привычек, наносящих вред здоровью человека и общества в целом. Это социальная проблема общества для его курящих и некурящих частей. Для первой части проблема состоит в том, чтобы бросить курить, для второй же –избежать влияния курящего общества (пассивное курение) и сохранить свое здоровье.
Табачная зависимость – это настоящая наркомания, которую можно сравнить с зависимостью, вызванной употреблением опиатов, амфетаминов, кокаина и т.д. В Международной классификации болезней 10 курение как болезнь регистрируется под F10-19 («Психические и поведенческие расстройства, обусловленные употреблением психоактивных веществ») в рубрике F17 («Психические и поведенческие расстройства, обусловленные употреблением табака») [2].
При этом выделено несколько нозологических форм:
F17.0 - острая интоксикация, вызванная употреблением табака (острая никотиновая интоксикация);
F17.2 - синдром зависимости от никотина;
F17.3 - синдром отмены табака.
Хотя, табак не входит в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», курильщики подвержены риску употребления других психоактивных веществ (каннабиноидов, опиатов, амфетаминов, алкоголя и др.) [6].
Основная роль в формировании табачной зависимости принадлежит никотину — алкалоиду, находящемуся в составе растений семейства пасленовых (преимущественно табака). Никотин является сильнодействующим нейротоксическим ядом, который в низких концентрациях может вызывать возбуждение никотиновых ацетилхолиновых рецепторов. Их возбуждение приводит к стимуляции синтеза и выброса адреналина надпочечниками и, как следствие, к учащению пульса, повышению артериального давления и повышению концентрации глюкозы в крови [8].
Биохимический механизм формирования никотиновой зависимости заключается в способности никотина ингибировать моноаминоксидазу, что приводит к повышению уровня дофамина в мезолимбической системе ЦНС, что сопровождается дополнительной стимуляцией центров удовольствия и формированием тяги [8].
Никотин способен преодолевать гематоэнцефалический барьер и через несколько секунд после выкуривания сигареты попадает в мозг, где воздействует на никотиновые рецепторы. Стимулирующее действие малых доз никотина приводит к повышению настроения, тонуса, ощущению комфорта и снижению аппетита. Никотин вызывает изменения в центральной нервной системе, которые требуют многократного использования этого алкалоида [8]. Повторные дозы никотина приводят к увеличению (до 300%) количества соответствующих рецепторов. Для поддержания эффектов, вызванных никотином, необходимо использовать возрастающие дозы. Отказ от курения вызывает неприятные симптомы отмены [6].
Помимо никотина,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андриянова, О.В. Организация школы для желающих бросить курить: методическое пособие для врачей. – Екатеринбург, 2011. – 36 с.
2. Дергачева Е.Н. Основные подходы к профилактике курения в медицинских организациях: метод. рек. / Е.Н. Дергачева, М.Л. Фомичева. – Новосибирск, 2013. – 92 с.
3. Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии: обеспечение соблюдения запретов на рекламу, стимулирование продажи и спонсорство табачных изделий, 2013.
4. Заридзе, Д.Г. Табак – основная причина рака. – М.: ИМА-ПРЕСС, 2012. – 208 с.
5. Корепанова, Т. Модульный курс профилактики курения. – М.: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
6. Оказание медицинской помощи по профилактике и отказу от курения: методические рекомендации. – М.: ФГБУ «ГНИЦ профилактической медицины Минздравсоцразвития России», 2012. – 42 с.
7. Организация помощи курящему человеку: методические рекомендации для врачей. – Ярославль, 2015. – 33 с.
8. Руководство по медицинской профилактике / под ред. Р.Г. Оганова, Р.А. Хальфина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 464 с.
9. Салагай О.О., Родионова А.Д. Возможности участия средних медицинских работников в оказании помощи по отказу от потребления табака. Профилактическая медицина. 2022;25(10):6 15.
10. Сахарова, Г.М. Оказание помощи по отказу от табака в терапевтической практике / Г.М. Сахарова, Н.С. Антонов. – М.: УП Принт, 2010. – 64 с.
11. Селедцов А.А Организация и проведение занятий по профилактическому консультированию отказа от курения (школа пациента) - Иркутск, 2020. - 18 с.
12. Синдром зависимости от табака, синдром отмены табака у взрослых: клинические рекомендации МЗ РФ, 2018. – 39 с
13. Школа здоровья. Табачная зависимость: руководство для врачей / под ред. М.А. Винниковой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 112 с.