Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди деятелей культуры пушкинского периода, да и всего XIX века, князь Владимир Федорович Одоевский был одним из самых почитаемых.
В.Ф. Одоевский был первооткрывателем новых методов в литературе и создателем новых жанров. Он был одним из ведущих писателей философского романтизма в России и автором не только первого русского философского романа. Ему принадлежит заслуга в развитии жанра биографического рассказа и эссе о музыкальной критике. Одоевский сыграл большую роль в музыкальном просвещении русского общества. В своих критических и теоретических музыкальных эссе он объяснял русскому читателю величие Баха, Моцарта, Бетховена и Берлиоза. Он с энтузиазмом знакомился с творчеством таких русских композиторов, как Глинка, Дальгомирский, Балакирев и Серов, и видел в них надежду и славу народной музыки.
Сегодня имя русского княжеского писателя, философа, педагога, музыковеда и теоретика музыки Владимира Одоевского практически неизвестно широкому читателю. Однако произведения автора порой не уступали русской классике. Это неоправданное пренебрежение.
Прежде всего, отметим, что жизнь и творчество Одоевского принято делить на три периода, границы которых примерно совпадают с его поездкой из Москвы в Петербург и обратно. Первый период проходит в небольшой квартире на Газетной улице в Москве. В то время Одоевский был студентом Благородного пансиона Московского университета (1816-1822). Общество мудрецов", основанное под влиянием шеллингианских идей профессоров Московского университета М.Г. Павлова и Д.М. Веланского, преподавало в пансионе и собиралось в его квартире. Постоянными членами кружка были А.И. Кошелев, Д.В. Веневитинов, И.В. и П.В. Киреевские, В.К. Кучербекер; постоянными посетителями - А.С. Хомяков, М.П. Погодин, В.Г. Белинский. Расцвет кружка пришелся на период с 1823 по 1825 год, когда он был ликвидирован после восстания демонстрантов. Вместе с Кучербекером он опубликовал альманах "Мнемодина" и написал незаконченный роман "Иероним Бруно и Пьетро Аретино"; в 1826 году он женился, поступил в Иностранное исповедальное агентство и переехал в Санкт-Петербург.
В это время он активно занимался музыкальной практикой и общественной деятельностью. Одоевский был разносторонним, глубоко культурным, вдумчивым и восприимчивым мыслителем, талантливым и оригинальным писателем, чутким ко всем явлениям современной науки и общественной жизни. Поиск истины во всем и прежде всего уважение к человеческому достоинству и духовной свободе, терпимая проповедь и деятельная любовь к людям, страстная преданность науке и всесторонняя попытка войти в духовные и физические тела отдельных людей и общества в целом — вот отличительные черты его деятельности и стиля поведения.
Повесть "Сильфида" написана Одоевским в 1836 году и, согласно классификации периодов П.Н. Сакулина, относится к периоду философско-мистического идеализма автора. Это также связано с присутствием в романе специфического антипросветительского пафоса, связанного с отрицанием поклонения разуму.
Феномен двойственности, характеризующий поэтику новеллы "Сильфида", позволяет по-новому взглянуть на прочтение этого произведения. В "Сильфиде" реализован принцип дихотомии двух частей "зеркала".
Поэтому цель данной работы - Структура повести Владимира Федоровича Одоевского "Сильфида".
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть биографию Владимира Федоровича Одоевского.
Проанализировать структуру повести Одоевского "Сильфида".
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Владимир Фёдорович Одоевский.
Владимир Одоевский был русским писателем, мыслителем, пионером-музыковедом и филантропом. Самые известные его произведения - сборник "Пестрые сказки ", в том числе знаменитое произведение для детей "Городок в табакерке".
Владимир Одоевский был последним представителем старой династии Рюриков, писателем, мыслителем и основателем русского музыковедения. В дореформенный период он считался одним из самых культурных деятелей Российской империи. Автор подписывал свои произведения под несколькими псевдонимами и криптонимами, боясь "запятнать" имя знаменитого принца. Исследователи часто спорят, где ставить ударение в именах литературных великих. Большинство биографов считают, что она должна быть на втором слоге .
Великий русский писатель, умерший 28 февраля 1869 года в возрасте 64 лет. Причина смерти была вполне естественной. Этот филантроп часто помогал бедным, но никогда не заботился о своих собственных делах. Он оставил мало наследства своей жене.
Знаменитая царская семья была отрезана Одоевским. Писатель, музыковед и меценат, его могила находится на Донском кладбище в столице.
1.1 Детство и юность писателя
Русский писатель, родившийся 30 июля 1803 года в семье солдата и простолюдина в Москве. После выхода отца на пенсию он перешел в частный сектор, став управляющим московским отделением Государственного экспроприационного банка. Одоевские были старой царской семьей, но их жизнь была простой, и они не имели большого капитала.
Он потеряла отца, когда была совсем маленькой. Через некоторое время его вдова снова вышла замуж и отправила сына жить к дяде по отцовской линии. В новой семье юноша подружился со своим двоюродным братом, Александром Одоевским, который впоследствии стал известным декабулистом.
В возрасте 13 лет Владимир поступил в университетскую школу-интернат в Москве. Любимой темой позднего писателя была философия, а писателем, которым он больше всего восхищался, был Фридрих Шеллинг. Студент вступил в Общество любителей российской словесности и стал частым посетителем литературных кружков. Одоевский окончил этот интернат с золотой медалью.
Получив диплом, молодой человек продолжил самостоятельное изучение литературы, физики, химии, анатомии, точных наук и т.д. В начале 1920-х годов будущий писатель вместе с другими единомышленниками основал "Философское общество". Члены этого общества, "мудрецы", считали философию наукой, которая даст человечеству возможность осознать существование.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – СПб: Азбука-классика, 2001. – 512
2. Белинский В. Г. Сочинения князя В. Ф. Одоевского / В. Г. Белинский. – СПб., 1884.
3. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое издание. – М.: Олимп, 2000. – 832с.
4. Виргинский В. С. Владимир Федорович Одоевский: естественнонаучные взгляды: 1804-1869 / В. С. Виргинский. – Москва: Наука, 1975. – 111 с.: ил. – (Научно-библиографическая серия).
5. Вишневская Е. Э. В.Ф.Одоевский и альманах «Мнемозина» в истории книжной культуры России XIX века / Е. Э.Вишневская // Библиотековедение. – 2009. – №2. – С. 64-71.
6. Голубева О. Д. В.Ф.Одоевский / О. Д. Голубева. – СПб.: Рос.нац.б-ка, 1995. – 187 с.: портр.. – (Деятели российской национальной библиотеки).
7. Гоголь Н.В. Письмо Дмитриеву И.И. // Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 15 т.
8. – М.: АН СССР, 1940. – Т.10. – С.247–248.
9. Кони А. Ф. Князь Владимир Федорович Одоевский. Очерки и воспоминания /
10. Котляревский Н. А. Князь Владимир Федорович Одоевский. Старинные портреты / Н. А. Котляревский . – СПб., 1907. – 457 с.
11. Маймин Е. А. Владимир Одоевский и его роман "Русские ночи" / М. Н. Бычков Литературные памятники. – М.: Наука, 1975.
12. Манн Ю. В. В. Ф. Одоевский и его «Русские ночи». Русская философская эстетика / Ю. В. Манн. – М.: МАПП, 1998. – С. 152-199.
13. Погодин М. П. Воспоминание о князе Владимире Федоровиче Одоевском / М. П. Погодин. – М., 1869.
14. Пятковский А. П. Князь В. Ф. Одоевский. Из истории нашего литературного и общественного развития: в 2 т. / А. П. Пятковский. – СПб., 1888.
15. Сахаров В.Я. О жизни и творениях В. Ф. Одоевского / В. Я. Сахаров. – М., "Художественная литература", 1981.
16. Сахаров В.Я. История одной дружбы-вражды. Николай Полевой и В.Ф.Одоевский / В. Я. Сахаров. – Литературная Россия. 1996. 14 июня.
17. 14. Соллогуб В. А. Воспоминания о В. Ф. Одоевском / В. А. Соллогубов. – М., 1869.
18. Ступель А. М. Владимир Федорович Одоевский: 1804-1869: популярная монография / А. М. Ступель. – Ленинград: Музыка, 1985. – 96 с.
19. Сумцов Н. Ф. Князь В. Ф. Одоевский / Н. Ф. Сумцов. – Харьков, 1884. – 63 с.
20. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь В.Ф. Одоевский. Мыслитель. Писатель: В 2 т. – М.: Изд. Сабашниковых, 1913. – Т.1. – Ч.2. – 480 с.
21. Сен-Мартен. О заблуждениях и истине или Воззвание ко всеобщему человеческому роду. – М.: Типография Лопухина, 1785. – ХІІ ч. – 542 с.
22. Скабичевский А.М. Сочинения. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики. – СПб: Типография газеты “Новости”, 1890. – Т.1. – 879 с.
23. Свинцов В. Вера и неверие: Достоевский, Толстой, Чехов, Одоевский //Вопросы литературы.-1998.-Сентябрь - октябрь.- 365 с.
24. Турьян М. А. Странная моя судьба … О жизни Владимира Федоровича Одоевского / М. А. Турьян. – Москва: Книга, 1991. – 400 с.
25. Янчук Н. А. Князь В. Ф. Одоевский и его значение в истории русской церковной и народной музыки. Труды музыкально-этнографической комиссии. Т. 1. / Н. А. Янчук. – М., 1906, С. 411-427.
26. Заседание общества любителей русской словесности. В память о князе Владимире Федоровиче Одоевском. М., 1896. – 118 с.
27. Иллюстрированная история суеверий и волшебства. От древности до наших дней / Сост. Леманн. – К.: Україна, 1991. – 400 с.
28. Одоевский В.Ф. Сочинения в 2 т.– М.: Художественная литература, 1981.– Т.2. – 366 с.
29. Одоевский В. Ф. Косморама / Одоевский В. Ф. // Повести и рассказы. - М: Художественная литература, 1988. - С. 195- 250.
30. Одоевский В. Ф. Собрание сочинений: В 2 т. / В. Ф. Одоевский. - М.: Художественная литература, 1981. - Т. 1-2
31. Одоевский В.Ф. Русские ночи / Одоевский В.Ф. - Л.: Наука, 1975. - 319 с.
32. Одоевский В.Ф. Повести и рассказы / Вступ. статья, сост. и примеч. Немзера А. / Одоевский В.Ф. - М.: Худож. лит., 1989. - 382 с.
33. http://www.mediaterra.ru
34. http://odoevskiy.lit-info.ru/odoevskiy/proza/silfida.htm
35. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница