Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы. Современная реальность развития экономики для конкурентоспособности предприятия в значительной степени требует создания, восприятия изменений и внедрения инноваций (нововведений).
Компании необходимо постоянно совершенствовать все сферы своей деятельности, внедряя различные инновации, что обусловлено наличием объективных внешних глобальных процессов.
Вступая в третье тысячелетие, руководители организаций понимают необходимость технического и морального перевооружения предприятий. Быстро меняющиеся потребительские запросы, меняющиеся требования к качеству, короткие жизненные циклы продукции и повышенная текучесть кадров требуют быстрой реорганизации производственных программ предприятий.
Инновации являются важным стратегическим показателем развития любого бизнеса и экономики в целом. В соответствии с требованиями рынка инновации должны приносить прибыль компаниям. Необходимо учитывать вероятные экономические выгоды от разработки и внедрения новых методов и технологий.
Приоритетное внимание следует уделять созданию более совершенных инноваций. Факторы инвестиций и производства являются научно доказанными средствами инноваций.
Инновации включают в себя все изменения (инновации), которые впервые нашли применение на предприятии и приносят ему определенную экономическую или социальную выгоду. Компаниям необходимо постоянно совершенствовать все сферы своей деятельности, включая различные инновации, в силу объективных внешних глобальных процессов.
Основной причиной низкой конкурентоспособности является низкая оценка факторов развития и результатов инноваций. В связи с этим важно использовать инновационные возможности, которые в значительной степени могут быть получены путем оценки их уровня. Успешное функционирование предприятия в современной экономической системе во многом зависит от финансового положения и эффективного использования финансовых ресурсов. В сегодняшней ситуации экономика предприятий может эффективно развиваться только на основе изменений и инноваций (инноваций). Несмотря на определенные результаты в инновационном развитии организации, проблема структурного изменения производства, его диверсификации и конкурентоспособности продукции остается актуальной.
Цель курсовой работы – исследование особенностей управления инновациями на предприятии.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
-рассмотреть содержание управления инновационным потенциалом предприятия;
-изучить сущность, составляющие и специфика инновационного потенциала промышленного предприятия;
-определить роль инновационных менеджеров;
-обусловить определение приоритетных направлений развития инновационного потенциала предприятия;
-исследовать формирование портфеля нововведений;
-разработать пути совершенствования управления инновациями, внедрение новых форм и методов.
В качестве объекта управления в системе инновационного менеджмента инновации и процессы их внедрения в организации рассматриваются для повышения эффективности ее деятельности в долгосрочной перспективе, то есть система инновационного менеджмента решает управленческие задачи, как результат, так и процесс создания инноваций.
Глава 1 Теоретические основы управления инновациями на предприятии
1.1 Содержание управления инновационным потенциалом предприятия
Современное развитие экономики диктует участникам рынка сложные конкурентные условия, и эта ситуация требует от организаций значительных усилий по повышению конкурентоспособности. Основной целью повышения внутреннего потенциала является анализ внутренних факторов и последующее управление инновационным потенциалом организации.
Инновационный потенциал организации - это показатель готовности выполнять задачи, которые гарантируют достижение поставленной цели инноваций, то есть показатель готовности реализовать инновационный проект или программу инновационных преобразований и инноваций [5].
Инновационный потенциал - это совокупность потенциала организации производства и потенциала организационной структуры управления, а также совокупность различных видов потенциала: производственный, трудовой, рыночный, ресурсный, интеллектуальный, научно-технический, инвестиционный, стратегический [16].
Инновационный потенциал - это готовность и восприимчивость общества, национальной экономики, промышленности, региона (Республики), научно-производственного комплекса, предприятия к инновациям( инновациям) с учетом научно-технического, производственного, профессионального, логистического потенциала и другие [2].
Составляющие элементы инновационного потенциала организации:
1. ресурсы (материально-техническое обеспечение, рабочая сила, информация и финансирование);
2. исследования и разработки (НИОКР);
3. уровень технологического развития;
4. эффективность маркетинговой деятельности;
5. организационная структура;
6. система управления.
Для эффективной реализации возможностей инновационного потенциала недостаточно его оценки. Необходимы механизмы управления инновационным потенциалом.
Управление инновационным потенциалом - это совокупность инструментов и методов регулирования хозяйственной и экономической деятельности организации с целью повышения инновационного потенциала и подготовки платформы для инноваций.
Следует различать понятия "Инновационный менеджмент «и»управление инновациями".
Инновационный менеджмент - это организация и планирование (в том числе мотивация и контроль) процессов разработки и внедрения инноваций на объектах различного уровня, направленных на достижение инновационных целей этих объектов [1].
Следует подчеркнуть, что «управление инновациями» в организации происходит, когда осознана необходимость инноваций и существует конкретная идея для ее реализации. Другими словами,» управление инновациями " возникает там, где инновации существуют, в проекте или в реальном исполнении. "Управление инновациями «происходит намного раньше и непосредственно предшествует»управлению инновациями".
Принятие мер по управлению инновациями позволяет организации значительно повысить свою конкурентоспособность.
Конкурентоспособность-уровень преимущества или отставания предприятия, фирмы, организации от других конкурирующих участников внутреннего и внешнего рынка, определяемый такими параметрами, как технология, квалификация персонала, качество, политика продаж и т. д.
В условиях нынешней конкурентной среды лишь немногие организации проявляют интерес к вопросу управления инновационным потенциалом. Именно поэтому в условиях перехода российской экономики на путь инноваций и спроса на инновации этот аспект позволяет компании значительно опередить своих конкурентов.
Во-первых, Управление инновационным потенциалом позволяет преобразовать сильные стороны организации в эффективные конкурентные преимущества.
Во-вторых, переход экономической деятельности на рельсы инновационного развития уже сам по себе определяет успех конкуренции [22].
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод, что Управление инновационным потенциалом является важным фактором конкурентоспособности организации и является фундаментальным элементом инновационного развития в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 303 с.
2.Аньшин, А. А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие. – М.: Дело, 2019. – 584 с.
3.Бондарь, Н. Н. Инновационные компетенции человеческого капитала // Вестник экономического университета. - 2020. - № 6. - С. 5–14.
4.Варфоломеев, А. С. Управление развитием предприятия на основе инновационного потенциала // Молодой ученый. - 2022. - № 39. - С. 33-36.
5 Дежкина, И. П. Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 122 с.
6.Инновационная политика: учебник для вузов / Под редакцией Л. П. Гончаренко. - М.: Юрайт, 2020. - 229 с.
7.Ломакин, А. Ю. Инновационный потенциал как основа стратегии развития предприятия // Проблемы и перспективы экономики и управления: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2019 г.). - Т. 0. - Санкт-Петербург: Реноме, 2019. - С. 111-114.
8.Максимов, Н. Н. Теоретические основы инновационной деятельности // Молодой ученый. - 2020. - № 10 (57). - С. 340-343.
9.Масалова, Ю. А. Инновационный менеджмент в управлении персоналом: учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2020. - 191 с.
10 Мухамедьяров, А. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018 – 137 с.
11.Основы инновационной деятельности: учебник. – М.: Юрайт, 2020. - 527 с.
12. Павлова Е. А., Смирнова Л. А. Оценка конкурентных преимуществ предприятия на основе анализа его инновационного потенциала // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1-1. – С. 583–590.
13.Питилимов, Ф. В. Инновационная деятельность предприятия // Молодой ученый. - 2019. - № 3 (137). - С. 392-395.
14.Погодина, Т. В. Инновационный менеджмент: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 343 с
15.Позубенкова, Э. И. Инновационный менеджмент : учебное пособие.– Пенза: РИО ПГАУ, 2019 .– 105 с.
16.Пулин П. А. Инновационный потенциал предприятия // Концепт. – 2022. – Т. 34. – С. 221–223.
17.Самохин, С. В. Оценка инновационного потенциала предприятия Молодой ученый. - 2020. - № 28 (162). - С. 64-67.
18.Славнецкова, Л. В. Основы инновационного менеджмента : Учебное пособие. – Саратов: Амирит, 2020. – 161 с.
19.Спиридонова, Е. А. Основы инновационной деятельности: учебник. – М.: Юрайт, 2019. - 298 с.
20.Сурат В. И. Инновационный менеджмент: учебно-методическое пособие. – М.: Дашков и К, 2021. – 145 с.
21.Тхабит А.Ф. К вопросу о понятии инновационного потенциала корпорации // Фундаментальные исследования. – 2021. – № 8-1. – С. 161-166
22.Устинова Л.Н. Инновационный потенциал предприятия: сущность, структура, оценка // Российское предпринимательство. – 2020.– № 23. – С. 3751-3764.
23.Хотяшева, О. М. Инновационный менеджмент : учебник и практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2019. - 326 с.
24.Чайников, В. Н. Конкурентоспособность предприятия: учебное пособие. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2019. – 192 с.
25.Шакиртханов, Б. Р. Формирование и развитие инновационной системы РФ // Вопросы новой экономики. - 2020. - № 3/4. - С. 87-92.