Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Возрастающее значение макроэкономического прогнозирования определяется необходимостью выбора приоритетных направлений развития национальной экономики и разработки системы мер по формированию структурной, инновационной, бюджетно- финансовой, социальной и внешнеэкономической политики в условиях быстрых глобальных изменений и обостряющейся конкуренции в мировом хозяйстве. В силу этого требования к макроэкономическому прогнозированию существенно повышаются прежде всего с точки зрения необходимости проведения многовариантных расчетов, повышения научного уровня и точности и прогнозных оценок. Для получения качественных прогнозов необходимо, чтобы используемый модельный аппарат учитывал специфику рассматриваемой социально- экономической системы. В контексте целей и задач экономического развития таких быстро развивающихся стран, как Российская Федерация, для обеспечения точности прогнозирования аппарат математического моделирования должен быть ориентирован на моделирование экономического роста, основанного на форсированном инновационном развитии.
Для реальной оценки состояния экономической безопасности государства в современном мире существует практика применения макроэкономических индикаторов. Динамика таких индикаторов относительно соответствующих показателей по другим странам, в первую очередь по наиболее развитым, указывает на изменение степени рисков в функционировании социально-экономической системы страны и на способность соответствующих государственных органов своевременно реагировать и воздействовать на появляющиеся опасные тенденции.
Игнорирование опасных тенденций в динамике указанных индикаторов может привести к усилению внутренних и внешних угроз экономической безопасности государства. Поэтому одной из важнейших проблем экономической науки является разработка системы индикаторов и их пороговых значений.
Вопросы прогнозирования макроэкономических показателей национальной экономики проработаны и изложены в работах зарубежных и российских авторов. К фундаментальным работам в этой области, впоследствии положившим начало отдельным направлениям в макроэкономической теории, относятся работы А. Смита, А. Маршала, К. Маркса, Л. Вальраса, Д. Кейнса, М. Фридмена.
К сожалению, применяемый в настоящее время программно-модельный комплекс прогнозирования недостаточно ориентирован на учет инновационной динамики в сфере науки и технологий, что существенно снижает качество прогноза и, следовательно, уровень обоснованности принимаемых решений на макроуровне экономики.
С учетом вышесказанного развитие методов математического моделирования и программного обеспечения макроэкономического прогнозирования представляется своевременным и востребованным ответом на происходящие структурные изменения в экономике.
Все вышесказанное обуславливает актуальность и значимость темы данного исследования, целью которого является изучение макроэкономических индикаторов и их роли в государственной экономической политике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные макроэкономические показатели;
- изучить макроэкономические индикаторы экономики;
- исследовать методику диагностики макроэкономических индикаторов экономики России;
- проанализировать макроэкономические показатели России;
- выявить основные макроэкономические проблемы РФ;
- определить тенденции и перспективы макроэкономического развития РФ.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1 Основные макроэкономические показатели
Основные показатели взаимосвязаны и образуют систему национальных счетов (СНС), которая характеризует все основные макроэкономические процессы, условия и результаты воспроизводства экономики.
Счета представляют собой комплекс балансов, в которых отражается с одной стороны, имеющиеся ресурсы, с другой – их использование.
Базовым элементом СНС является ВВП. ВВП – это рыночная совокупная стоимость конечных товаров и услуг, созданных за год на территории страны всеми зарегистрированными в ней хозяйственными субъектами. Конечной продукцией являются те товары и услуги, которые покупаются для конечного потребления и не используются для дальнейшей переработки или перепродажи. Различая конечную и промежуточную продукцию, избегают тем самым повторного счета, т. е. многократного включения в ВВП одной и той же продукции [1].
Основными макроэкономическими показателями являются:
1) валовой внутренний продукт (ВВП);
2) валовой национальный продукт (ВНП);
3) чистый национальный продукт (ЧНП);
4) национальный доход;
5) личный доход.
ВВП рассчитывается тремя методами (способами): по доходам, по расходам, по добавленной стоимости.
Формула такова: Y = C + G + I + Ex - Im
Теперь по порядку.
Y — это тот самый ВВП, который мы так желаем получить.
C — consumption, оно же потребление, это все расходы домохозяйств (то есть не фирм, не государства, не иностранных агентов) на потребление различных товаров и услуг. Стоит отметить, что этот показатель также включает в себя потребление импортных товаров, то есть произведенных на территории других стран, но об этом позже.
G — governmentexpenditure, государственные расходы. Это, очевидно, расходы, которые направлены на функционирование государства и органов управления. Это и расходы на содержание самих органов управления, и расходы на национальную оборону, на развитие технологий и так далее. Сюда также включаются расходы на импортные товары и услуги, закупленные государством.
I — investment, то есть инвестиции. Это все те средства, которые инвесторы вкладывают в различные ценные бумаги, недвижимость и прочее, которые в дальнейшем могут принести им прибыль. И опять же, эта цифра также включает «импортированную» часть.
Ex — exports, то есть экспорт. Ну, тут тоже все весьма прозрачно: это стоимость всего того, что у нас покупают иностранцы.
И, наконец, Im — он же импорт, вычитается для того, чтобы не учитывать в ВВП стоимость товаров, произведенных не в нашей прекрасной стране. Из статистических данных, по которым считается ВВП, сложно вычленить сразу в каждом из предыдущих компонентов ту самую «иностранную» часть, поэтому мы просто берем стоимость всех-всех импортированных штук, и вычитаем ее. (Также, такое разделение удобно для дальнейшего моделирования.)
Второй метод расчета, по моему мнению, в особом объяснении не нуждается. Этот метод, насколько мне известно, чаще используется в реальности.
Формула такая: ВВП = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + прибыль корпораций + амортизация + косвенные налоги — субсидии — чистый факторный доход из-за границы (ЧДиФ) (или + чистый факторный доход иностранцев, работающих на территории данной страны (ЧДФ)) [2].
Показатели рассчитываются статистически, и большинство из них в особых комментариях не нуждается — все ясно из названия. Объясню только, кто такие ЧДиФ и ЧДФ.
ЧДиФ — это факторный доход наших граждан в других странах. А ЧДФ — это доход иностранцев, работающих у нас.
Конечно, статистика не учитывает сделки теневой экономики, есть погрешности и так далее, но в целом — считают вот так.
Последний метод - самый запутанный. Формула простая: ВВП = сумма всех добавленных стоимостей, где Добавленная стоимость фирмы = доход фирмы — промежуточная стоимость производства товара или услуги.
Валовой национальный продукт (ВНП) характеризует стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами с помощью ресурсов, принадлежащих данной стране, независимо от их географического использования.
ВНП рассчитывается также, как и ВВП, но отличается от него на величину равную чистым факторным доходам [2].
Наряду с преимуществами, у ВВП и ВНП есть и ряд недостатков. К ним следует отнести то, что в ВВП и ВНП статистически включены (как составные элементы) амортизация, косвенные налоги, субсидии. Особенностью данных величин является то, что они либо содержат повторный счет (субсидии), либо не свидетельствуют о конечном потреблении (амортизация, косвенные налоги). Результат введения данных сумм в состав ВВП и ВНП приводит к тому, что общий объем добавленной стоимости оказывается завышенным.
Для того чтобы рассчитать валовый национальный продукт, необходимо суммировать значения:
[1] личных потребительских расходов (обычно обозначаются латинской C),
[2] валовых инвестиций (условное обозначение — I),
[3] расходов, связанных с государственными закупками (как правило,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бланшар О. Макроэкономика. 3-е изд. М.: Феникс, 2015.
2. Гнатюк, С.Н. Макроэкономика : учебно-методический комплекс / С. Н. Гнатюк . — Моги-лев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. — 350, [1] с.
3. Гусейнов, Р.М. Макроэкономика : учебное пособие для бакалавров / Р. М. Гусейнов, В. А. Семенихина. — Москва : Омега-Л, 2014. — 254 с.
4. Дерен В.И. Экономическая безопасность государства: угрозы и индикаторы // Экономика российских организаций: проблемы и решения. М.: РФФИ, 1 июня 2015. С. 28–40.
5. Капканщиков , С.Г. Макроэкономика : учебник / С. Г. Капканщиков. — 3-е изд., перерабо-танное и дополненное. — Москва : КноРус, 2016. — 406 с.
6. Караваева И.В., Иванов Е.А. Четверть века российского рынка: результаты, риски, новые ориентиры // Федерализм. 2016. № 3. С. 67–82.
7. Караваева И.В. Бюджетная концепция 2017–2019 гг. в контексте социально-экономической безопасности России // Федерализм. 2017. № 2. С. 117–126.
8. Киселева, Е. А. Макроэкономика. Экспресс-курс : [учеб. пособие] / Е.А. Киселева. - 2-е изд.. - М. : Кнорус, 2014. - 379 с..
9. Макроэкономика : учеб. пособие / М.И. Ноздрин-Плотницкий [и др.] ; под ред. М.И. Ноздрина-Плотницкого. - Минск : Амалфея : Мисанта, 2013. – 311 с.
10. Макроэкономика : учебник для студентов учреждений высшего образования по эконо-мическим специальностям / Под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. - Минск : БГЭУ, 2015. – 432 с.
11. Макроэкономика : учебное пособие / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова. — Москва : КноРус, 2016. — 313 с.
12. Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России. Общий курс. М.: БИНОМ, 2015.
13. Сенчагов В.К., Гельвановский М.И., Караваева И.В. и др. Оптимизация индикаторов и по-роговых уровней в развитии финансово-банковских и ценовых показателей в системе экономи-ческой безопасности РФ. М.: ИНФРА-М, 2017.
14. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения 15.04.2018 года).
15. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://economy.gov.ru (дата обращения 15.04.2018 года).