Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
К двадцать первому столетию хореографическое искусство сформулировало и систематизировало целую систему конкретных приемов, собственный специфический художественный язык выражения, укрепило особую связь с музыкальным искусством – и тем самым очертило круг средств, с помощью которых создается хореографический образ. Его особенность в том, что он носит условно-обобщенный характер, раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. В основе хореографического образа лежит синтез движений, пантомима, актерская игра, декорации, танцевальный костюм, используемый музыкальный материал и т.д.
Образы и лексика танца взаимосвязаны и занимают особое место в создании хореографического произведения, ведь без них невозможен общий художественный образ танцевальной композиции. Даже несложный танцевальный рисунок, мастерски вписанный хореографом в общую режиссерскую задачу, может обогатить и разнообразить постановку. Танцевальный рисунок организует движения танцовщиков, помогает более ярко проявиться другим выразительным элементам хореографического языка: хореографической лексике, музыкальному сопровождению, костюмам и декорациям, визуальному оформлению и т.д.
Проблемой, с которой сегодня сталкиваются многие хореографы, является отсутствие достаточного количества методической литературы в области хореографического искусства и, в частности, в вопросах композиции и постановки танца. Одна из причин сложившегося положения кроется в специфике данного вида искусства, в преимущественно практическом методе обучения и передаче методом показа хореографического рисунка с древних времен. Поэтому хореографы, особенно молодые специалисты, часто не имеют достаточной теоретической базы.
Изучение происхождения и развития кубанского народного творчества представляет большой интерес, так как историческое развитие и становление кубанского казачества напрямую связано с особенностями этноса и культуры народа этого региона. Исторические, бытовые и культурные события всегда находили отражение в хореографических особенностях постановок Государственного Академического Кубанского казачьего хора.
Большой вклад в изучение феномена кубанского казачьего искусства внес В.Г. Захарченко, посвятивший свои научные исследования фольклору кубанских казаков. Благодаря научной работе главного дирижера и композитора казачьего хора люди смогли впитать в себя уникальность фольклорного наследия этносов изучаемого региона. В.Г. Захарченко констатировал: «Народный танец, рожденный в жизни, возник как необходимая потребность выражения чувств. Он несет огромную жизненную энергию, воплощенную в художественных формах».
Таким образом, актуальность темы курсовой работы - Танцы Кубанского казачества: образы и лексика - определяется малоизученностью заявленной темы, необходимостью выявления и глубокого анализа ее историко-культурных предпосылок, возникновения и особенностей развития как художественно-эстетического явления. В настоящее время данная проблематика представляет большой интерес и требует дальнейшего исследования.
Объект исследования: образы и лексика танца в контексте работы над хореографическим произведением.
Предмет исследования: всесторонняя характеристика особенностей образов и лексики танцев Кубанского казачества.
Цель исследования: обосновать значимость образов и лексики танцев в хореографическом искусстве Кубанского казачества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить взаимосвязь рисунка танца и танцевальной лексики.
2. Установить взаимосвязь лексики танца с драматургией. Проследить логику развития.
3. Проанализировать взаимосвязь образов и лексики танца с музыкальным материалом.
4. Рассмотреть образы и лексику кубанского танца как феномена русской народной хореографии.
5. Проанализировать образы и лексику танцев кубанского казачества из репертуара Государственного Академического Кубанского казачьего хора.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы научного исследования:
- изучения и анализа литературы;
- сравнительного анализа;
- историко-биографический метод.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении общих тенденций развития хореографического искусства, выявлении значимости образов и лексики танца как компонента, моделирующего синтезное сценическое действо.
Структура работы обусловлена темой, целью, задачами исследования и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ОБРАЗЫ И ЛЕКСИКА ТАНЦА: СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ
1.1 Рисунок танца - составная часть композиции танца
Танцевальным рисунком мы называем перемещение танцовщика или группы по сцене и воображаемый след, который как бы остается на полу, если фиксировать все танцевальные фигуры и формы их движения по сцене. Круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали - все это используется в танцевальном рисунке. Если мы наблюдаем за танцовщиками, обращая внимание только на их перемещение по сцене, мы фиксируем рисунок танца.
С течением времени хореографическое искусство становилось более сложным и утонченным. Все компоненты танцевальной композиции получили развитие, узор танца стал более разнообразным. Рисунок танца, как и вся композиция (он должен выражать определенную идею), должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию персонажей, которое проявляется в их поступках.
Каждый народ вырабатывал свой типичный танцевальный рисунок, свою танцевальную лексику на протяжении веков под влиянием условий жизни, географического положения и т.д. Они наиболее полно раскрывают характер, образ жизни, обычаи и нравы этого народа. При работе над постановкой народного танца балетмейстер должен досконально ознакомиться с фольклорным материалом данного региона - разновидностями хороводов, характером и манерой движений, характерными для этого региона темами хороводных песен. Кроме того, конечно, следует учитывать и взаимосвязанность культур разных народов и, как следствие, их взаимное влияние.
Распределение танца по сцене зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую хореограф ставит перед собой в этом танцевальном номере. Он должен умело направить внимание зрителя на наиболее важный для него эпизод.
Хореограф может построить танец в нескольких планах. Необходимо, чтобы хореограф мог направить внимание зрителя именно на тот план или на тех действующих лиц, которые в данный момент являются центральными. Он должен уметь управлять вниманием публики и для этого распределить рисунок танца по сцене так, чтобы второстепенный план не отвлекал, а помогал выделить главный. Каждый последующий рисунок должен логически следовать за предыдущим, быть им подготовленным. Рисунок, составленный из разного расположения фигур исполнителей, переплетения рук, разных ракурсов, называется композиционным (основным) рисунком.
Существует несколько классификаций рисунка танца. Вот, например, несколько из них:
Диагональ используется в танцах очень часто, как в народных, так и в классических. По диагонали целесообразно выполнять всевозможные движения, требующие быстрой динамики — воздушные полеты, бег на пальцах, различные вращения и т. д. — все зависит от замысла, структуры комбинации, манеры танца персонажа.
Круговые танцы - движение танцоров по кругу - восходят к глубокой древности. В языческие времена хороводы исполнялись по кругу, изображая круговое движение солнца. В настоящее время это наиболее распространенная форма практически во всех народных танцах: по круговой схеме построены русские хороводы, украинский гопак, белорусские, молдавские, кавказские, восточно- и западноевропейские танцы.
Линейные- в таком варианте основой рисунка служит линия и ее различные виды (например: линия, ряд, колонна, шеренга, диагональ, «Воротца», «Расческа», «Ручеек» и т.д.).
Комбинированные- в таком виде танцевального рисунка применяются как линейный вид рисунка, так и круговой ( «Звездочка», «Снежинка» и т.д.).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бухвостова Л. В. Мастерство хореографа / Л. В. Бухвостова. – Орел : ОГИ-ИК, 2004. – 144 с.
2. Ваганова А. Основы классического танца. – Л.-М., 2001. – 143 с.
3. Ваганова А. Статьи, воспоминания, материалы. – Л.-М., 1994
4. Голейзовский К. Жизнь и творчество. Статьи, воспоминания, документы. – М.: Искусство, 2000. – 342 с.
5. Захаров Р.В. Слово о танце. – М., 1999. – 254 с.
6. Мелехов, А.В. Искусство балетмейстера. Композиция и постановка танца. Екатеринбург, 2015.
7. Мирный, В.И. Хореографическая композиция: Учебное пособие. Самара, СГАКИ, 2003.
8. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л., Искусство,1965
9. Основы характерного танца. А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. Лань. Планета музыки, 2007г.
10. Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. Издательство: СПбГУП, 2006 г.
11. Панферов В.И. Основы композиции танца. Экспериментальный учебник. Издательство «Копейский рабочий». Челябинск, 2003
12. Руднева С. Воспоминания счастливого человека. - М.: Главархив, 2007. - 856 с
13. Сироткина. Ирина Свободное движение и пластический танец в России. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
14. Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. – М., 1998. – 128 с.
Танцевальные практики: семиотика, психология, культура / Под общ.ред. А. М. Айламазян. М.: Смысл, 2012.
15.Плясовые припевки Кубани. С.271, 280. Полевые записи А.Соколовой.
16.Сборник «Из истории Кубанского Казачьего хора». В.Захарченко
17.Соколова А.Н. Танец Шамиля//Литературная адыгея, 1998. N3.
18.Футбер И. Пантомима, движение и образ. – М., 2000. Эльяш Н. Образы танца. – М., 2002. – 453 с.
19.https://www.culture.ru/materials/104113/berezka-taina-plyvushego-shaga (дата обращения: 22.10.2022 )
20.https://tanjand.livejournal.com/2750289.html (дата обращения: 22.10.2022 )
21.Васильева Т.А., Резепова Э.А. Искусство танца: принципы, методы, основные композиционные приемы // Материалы XIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2021/article/2018025556 (дата обращения: 22.10.2022 ).